Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Учитель переживает и болеет душой за каждого ребёнка, старается сделать обучение интересным и плодотворным, ищет эффективные пути решения данной проблемы. Для нас таким способом стала методика обучения школьников средствами субъективизации (автор доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Вятского Государственного гуманитарного университета Г.А.Бакулина)
Авторская методика Г.А.Бакулиной принципиально отличается от других методик новизной: знания дети получают не в готовом виде, а добывают сами. Учащимся передаётся часть функций учителя. Они принимают активное участие в организации и проведении структурных этапов урока. Дети формулируют тему и цель урока, определяют виды и содержание всей учебной деятельности на отдельных его этапах, принимают активное участие в овладении учебным материалом.
Предлагаемые нами конспекты уроков построены с использованием методики Г.А.Бакулиной. Увлекательная поисковая деятельность с помощью лексико-орфографических упражнений, новых подходов и приёмов к традиционным учебным действиям резко повышает интерес детей к уроку. У учащихся успешнее формируется лингвистические знания, умения и навыки, а также одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств. Идёт развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей. Используемая методика придаёт традиционной системе обучения развивающую направленность.

Урок 1

Тема. Связь слов в предложении. Словосочетание.

Элементы дополнительного содержания: Главное и зависимое слово в предложении.

Оборудование.

  • Ленты со словами: хи · ик, н · фть, науч · ый, сотру · ник, з · мля, г · убокий, б · нзин, к · росин, а · торитетный.
  • Разрезная азбука.

I. Организация урока. Психологический настрой

– Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно слушайте то, что я буду говорить, а последнее слово мы будем повторять вместе.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё (видят).
Уши внимательно слушают и всё (слышат).
Голова хорошо (думает).
На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?
Тогда мы начинаем, откройте глаза.

II. Чистописание

– Прочитайте написанные на доске слова, сформулируйте к ним задание.

Дети: Вставить пропущенные буквы; объяснить их значение; составить словосочетание; сгруппировать по частям речи; найти лишнее слово…
– Вставьте пропущенные буквы в словах (вставляют).
– Определим тему чистописания. Первая буква… вторая буква…
– Среди этих слов найдите название ценного полезного ископаемого. (Нефть).
– Что получают из нефти? (Бензин, керосин).
– Запишите эти слова в тетрадях. (Нефть, бензин, керосин).
– Составьте слова, используя пропущенные буквы последовательно из разрезной азбуки. (Немел, ел, дел, Менделеев).
– Кто такой Менделеев?
– Составьте из этих слов словосочетания. (Научный сотрудник, авторитетный химик).
– Прочитайте получившуюся запись и напишите в тетрадях. (Менделеев – научный сотрудник, авторитетный химик).

III. Информация о новоуслышанном

Используя компьютерную презентацию, дать краткую информацию о Д. И. Менделееве. В последнем слайде текст о Д. И. Менделееве.

IV. Сообщение темы, целей

– Сегодня мы с вами работаем над словосочетаниями: выделяем их из предложения, составляем предложения на основе данных словосочетаний, устанавливаем связь между словами в предложении.
– Из чего состоит текст? (Текст состоит из связанных по смыслу предложений).
– Прочитайте вопрос Почемучки. («Как связаны слова в предложении?»)
– Сегодня наша задача: вспомнить о связи слов в предложении, о словосочетании.

V. Работа по теме

1. Упражнение в разборе предложений и выделении словосочетаний.
– Выпишите из текста на слайде 4 предложение и сделайте разбор.
– Какой вывод можно сделать по схеме? (В предложении слова связаны между собой по смыслу. Можно выделить словосочетания: )
– Что вы знаете о словосочетаниях? (Они являются частью предложения, состоят из двух слов – главного и зависимого).
– Как мы определили главное и зависимое слово в каждом из найденных словосочетаний? (Задавали вопрос от главного слова к зависимому).
– Сопоставим ваши выводы с правилами из учебника на стр. 8. (Чтение уч-ся про себя).

2. Составление рассказа по опорным словосочетаниям. (Упр. 12)

– О чём будет ваш рассказ? (О нефти).
– Как вы это определили? (По заголовку).

3. Работа в группах по составлению текста по опорным словам.

Проверка.

4. Физкультминутка.

5. Письменный разбор предложения. Проверка по ходу на слайде.

– Самостоятельно выполните разбор … предложения. Ход и правильность разбора, т. е. алгоритм вы будете сверять с моими записями на слайде. (Каждый этап появляется на слайде последовательно).

VI. Разноуровневые задания учащимся

1 вариант. Тематическое компьютерное тестирование.

2 вариант.

  1. Определите границы предложений, поставив нужные знаки препинания. Какие они по цели высказывания.
  2. Дополнить до словосочетания.
  3. Записать повествовательное, вопросительное, побудительное предложение с сочетанием «…».
  4. Какое слово лишнее? (Бензин, керосин, молоко). Составьте словосочетания.
  5. Выписать сначала главные члены предложения, а затем словосочетания.

VII. Итоги урока. Оценивание.

Урок 2

Тема: Правописание местоимений с предлогами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного

На доске написаны слова: (без) р…кеты, (для) него, (с) ф…милией, (без) тебя, (с) ней, (к) г…роду, (для) победы, (к) нему.

У. Прочитайте написанные на доске слова. Разделите их на возможное количество групп. Объясните принцип группировки.
Д.
У. Назовите имеющиеся в данных словах орфограммы.
Д. С непроверяемой безударной гласной. Правописание существительных с предлогами.
У. Какая орфограмма вам неизвестна? Сформулируйте тему урока.
Д. ….

III. Словарно-орфографическая работа

На доске запись: мне (с), меня (е), я (б), меня(е), обо мне (а), мной (д).

У. Каждой форме местоимения я соответствует буква, указанная в скобках. Вы сможете назвать новое слово из словаря, если правильно выстроите эти местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках. Какое у вас получилось слово?
Д. Беседа.
У. Как вы понимаете значение слова беседа?
Д. Беседа – это разговор нескольких лиц.
У. Напишите слово «беседа», пользуясь орфографическим словарем. Что можете сказать о его написании?
Д.
У. Внимательно прочитайте написанные на доске пословицы и поговорки.
Д. Зовут к соседу на веселую беседу. Без соли, без хлеба худая беседа. Жить в соседях – быть в беседах.
У. Из данных пословиц и поговорок назовите ту. в которой нет глаголов. Объясните ее смысл.
Д. Без соли, без хлеба худая беседа.
Беседа проходит оживленнее, интереснее за накрытым столом.
У. Прочитайте и объясните смысл пословицы, в которой нет имен прилагательных.
Д. Жить в соседях – быть в беседах.
Соседи часто разговаривают друг с другом, общаются по разным вопросам.
У. Что можете сказать об оставшейся поговорке?
Д. В поговорке «Зовут к соседу на веселую беседу» есть существительные, прилагательные, глагол, предлоги. Кому-то предстоит интересное общение с застольем.

IV. Чистописание

Запишите одну понравившуюся пословицу, поговорку.

V. Изучение нового материала

У. Назовите встретившиеся в пословицах и поговорке предлоги.
Д. к, на, без, в.
У. Как пишутся предлоги с именами существительными?
Д. Раздельно.
У. Какая часть речи употребляется вместо имени существительного?
Д. Местоимение.
У. Как в таком случае надо писать местоимения с предлогами?
Д. Раздельно.
У. Раскройте скобки и напишите местоимения с предлогами, которые были использованы при повторении изученного.
Д.
У. Еще раз скажите, как пишутся местоимения с предлогами?
Д. Раздельно.
У. Прочитаем правило на стр. учебника 167.
У. Стр. 169, упр. 386, прочитайте первую и вторую части следующей записи. Что общее в обеих частях?
Д. В обеих частях склоняются местоимения 3-го лица: он, она, они.
У. Чем отличаются вопросы первой части от вопросов второй части?
Д.
У. Что изменилось в местоимениях 3-го лица с появлением предлогов в падежных вопросах?
Д. С появлением предлогов в падежных вопросах в местоимениях 3-го лица появилась буква «н».
У. Стр. 169, читаем правило. Составьте план рассуждений.
Д. Как пишутся местоимения с предлогами?
Какая буква пишется у местоимении 3-го лица после предлогов?

VI. Закрепление

У. Прочитайте написанные на доске словосочетания. Постарайтесь их запомнить (через 1-2 минуты местоимения с предлогами закрываются). Напишите словосочетания по памяти, ориентируясь на их первые слова. Орфограммы подчеркните : говорил (за) …его, просил (за) …ее, шел (к) …ему, пробирался (с) …им, заботился (о) …ем, обратился (к) …ей, прошептал (о) …ей, поговорил (с) …ей.

Упр. 2. Комментированное письмо.

2. Через несколько ч…сов (у) …его (на) коже по…вляются бугорки.. . 3. Потом (из) …их выходят мя…кие иголоч…ки. 1. Рождается …жонок совсем гла…ким и голеньким. 4. Постепенно они тв…рдеют и ст… новятся грозными к…люч…ками.

Упр. 389, стр. 170. Самостоятельная работа.

VII. Итог урока

– Что вы узнали нового о местоимениях? Задайте друг другу о местоимениях вопросы.

VIII. Домашнее задане: Упр. 384, стр, 169.