Урок литературного чтения в 3-м классе. Речевое развитие младших школьников

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить ознакомление с творчеством А.С.Пушкина. Учить выразительно, читать стихотворения. Учить видеть и понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя;
  • развивать речь учащихся и чуткое отношение к слову;
  • прививать любовь к природе, к слову;

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка рисунков, выставка книг, карточки, грам.запись, анкеты, викторина, компьютер;

Этапы урока Содержание урока Примечания
I. Орг.момент. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина. Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта А.С. Пушкина.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.

  • Какие задачи поставим перед собой на этом уроке?
  • портрет А.С. Пушкина
  • выставка книг
II. Проверка домашнего задания.
  • С каким произведением вы работали дома?
  • Докажите что прочитанное произведение - сказка?
  • Какая это сказка? Почему?
  • Эта сказка литературная или народная? Почему?
  • Покажите свой рисунок к сказке. Почему вам захотелось изобразить этот фрагмент?
  • Прочитайте отрывок к своему рисунку.
 
Выставка рисунков.

Речевая разминка.

Он кружится лёгкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.

  • Прочитайте по слогам, медленно.
  • Прочитайте “жужжащим” чтением.
  • О чём это стихотворение? Как бы вы его назвали?
  • С чем сравнивает поэт снежное покрывало?
  • Каким автор представляет первый снег?
  • Прочитайте, начиная шёпотом, затем усиливая голос.
  • А сейчас наоборот: начните громко, затем понижая голос до шёпота.
  • Прочитайте выразительно, красиво, как вы понимаете это стихотворение.
  • выставка рисунков
  • текст
III. Изучение нового материала.
  • Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением А.С. Пушкина.
  • Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать?
  • Прочитайте его название.
  • Каким вы себе представляете зимнее утро?

Обобщение:

Утро – начало нового дня. От того каким будет утро зависит настроение на весь день. Поэтому всем бы хотелось доброго, солнечного и тёплого утра.

  • - А может ли быть таким зимнее утро?
 
Первичное восприятие текста.
  • Послушайте стихотворение А.С.Пушкина “Зимнее утро” в исполнении Михаила Козакова.
  • Какое утро описал автор?
  • Какое настроение передаёт это произведение?
грам. запись
Словарная работа.

В тексте встретились непонятные слова. Вот они. Как вы их понимаете?

  1. нега – блаженство;
  2. Аврора – утренняя звезда;
  3. вечор – вчера;
  4. мгла – сумрак, тьма;
  5. нынче – сегодня;

Вторичное восприятие текста. (чтение учителем)

  • Что вам особенно понравилось в стихотворении?
  • Что предшествовало этому чудесному утру?
карточки
IV. Физ. минутка.
  • С помощью чего можно передать красоту зимней природы?
  • Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, как великий композитор Э.Григ передал красоту природы с помощью музыки.
музыка Э.Грига “Утро”
V. Закрепление изученного. Коллективное чтение и разбор произведения.
  • Прочитайте первую часть. О чём в ней говорится? Какую интонацию выберете?
  • Прочитайте вторую часть. О чём в ней говорится? Какое настроение нужно передать?
  • Прочитайте третью часть. О чём эта часть? Как интонацией передать красоту природы?
  • Прочитайте четвёртую часть. Что описано в этой части? Как интонацией показать тепло и уют комнаты?
  • Прочитайте пятую часть. О чём эта часть? Какое настроение в этой части? Как вы её прочитаете?
 
Работа над выразительным чтением.

- Одинаковым ли тоном вы будете читать всё стихотворение?

  • 1 часть – громко, бодро
  • 2 часть – с чувством грусти, печали
  • 3 часть – спокойно, звонким голосом
  • 4 часть – спокойно, тепло
  • 5 часть – громко, призывно

- Поработайте над выразительностью.

алгоритм чтения
Самостоятельное чтение произведения.

Обобщение:

В этом стихотворении мы увидели резкую смену настроения или смену картин в произведении. Такая резкая замена на противоположное называется противопоставлением, или антитезой.

Поэт использует этот приём для яркости образа, для большей силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.

  • Кто автор стихотворения, с которым мы работаем?
  • Какие ещё произведения А.С. Пушкина вы знаете?

А сейчас проведём викторину по произведениям А.С.Пушкина. Каждый из вас сделает по викторине самоанализ, отмечая, как вы знаете эти произведения на карточке. Если вы ответили на вопрос правильно, то обведите цифру вопроса в кружок.

карточка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Викторина по произведениям А.С.Пушкина. (Презентация)

VI. Итог урок Подведём итог нашего урока. Для этого я вас прошу заполнить анкету и поместить её на доске. Вам нужно ответить на вопросы и поставить “ да ”, “ нет ” или “ частично ”.  
VII. Домашнее задание. Анкета для учащихся.
  1. Понравился ли тебе урок?
  2. Все ли поставленные перед собой задачи выполнил?
  3. На все ли вопросы викторины ответил?
  4. Доволен ли ты своей работой на уроке?
  5. Возникали ли проблемы в течение урока?
  6. Как бы ты оценил свою работу?

“5” “4” “3” “2”

Дома – выучите стихотворение А.С. Пушкина “Зимнее утро” наизусть, стр.88-89.

анкета