Методическая разработка урока письма в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  • познакомить с эпистолярным жанром,
  • познакомить с правилами написания письма,
  • обогатить словарный запас,
  • способствовать речевому развитию,
  • привить интерес к чтению.

Оборудование:

  • Сцена из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
  • Распечатки писем (на каждой парте).
  • Интерактивная доска.
  • Проектор, компьютер.

Методические приемы:

  • Объяснение учителя,
  • Выразительное чтение,
  • Анализ текста

Ход урока

1. Просмотр эпизода из мультфильма « Каникулы в Простоквашино»

(Мама и папа читают письмо дяди Федора).

2. Объявление темы урока, постановка цели. Вступительное слово учителя

Сегодня наш урок будет посвящен письму, история появления которого своими корнями уходит в далекий 18 век. Письмо стало необходимым тогда, когда невозможным стало обще­ние на большом расстоянии при помощи устной речи.

Люди для общения сначала использовали предметы, которым придавали то или иное значение. Стрела могла быть известием о войне, засохшая ветка – о болезни старшего в племени вождя… Есть предание о «письме», которое послали скифы в ответ на требование персидского царя покориться перед ним. Были посланы мышь, лягушка, 5 стрел, что озна­чало: если персы зароются в землю, спрячутся в воду или взлетят в небо, то стрелы скифов все равно их найдут. Позже стало возможно общаться через письмо.

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь (за­пись переносится с доски в тетради).

Письмо- это разговор с отсутствующим, в котором мысли и чувства одного лица выра­жаются явно, а другого – предполагаются. Для чего нужны письма? Чтобы передать какую-либо информацию. Люди сообщают друг другу о самых разных вещах: о своем здоровье и на­строении, о погоде, о происходящих событиях… Они обращаются с просьбами или пожела­ниями, выражают радость или огорчение, обещают, обманывают, признаются в любви…

В 18 веке появляются произведения, построенные в форме переписки действующих лиц, в так называемой эпистолярной форме.

Эпистола – литературное произведение в форме письма.

Эпистолярная форма – форма художественных произведений, построенных в виде пе­реписки двух или нескольких лиц (запись переносится с доски в тетради).

«Во времена оны» существовали специальные книги-письмовники, руководства для на­писания писем («Кумплементальная книга»). Они включали в себя образцы на все случаи жизни.

3. Анализ текста

А) Вот, например, приводимый в письмовнике образец письма (распечатка у каждого ученика). Прочитайте и ответьте на вопросы (вопросы на доске):

- Кому написано письмо?

- О чем узнаем из письма?

- Из каких частей состоит письмо? 

- Что можно сказать об авторе письма?

Милая тетушка!

Вы, конечно, не сомневаетесь, что мне было бы очень приятно поздравить Вас лично самому с Новым годом, но в настоящее время, при моих стесненных обстоятельствах, это остается только желанием, и я поручаю моему перу, за искусство которого спешу изви­ниться, выразить все, что я чувствую к Вам. Примите же, дорогая тетушка, мое поздрав­ление с Новым годом и поверьте, что в глубине моего сердца я желаю Вам больше, чем могу выразить в письме.
Слова не значат так много, как поступки, которыми я постараюсь доказать всю глу­бокую привязанность. До свидания, Бог даст, до скорого.

Многолюбящий Ваш племянник Ч.Ч.

Б) Лингвистический анализ текста (эмоциональная окраска, языковые средства, стили­стические средства).

Вывод: через письмо раскрывается внутренний мир героя (автора письма); у эпистоляр­ного жанра есть особые, характерные ему, языковые средства.

4. Актуализация домашнего задания.

- Письма бывают разные: деловые, дружеские, любовные…Герой Э.Успенского кот Матроскин писал письмо в институт Солнца.

- Цель написания письма?

- Из каких частей состоит письмо?

- Охарактеризуйте автора письма.

 - Что вызвало улыбку?

Дорогие ученые!

У вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин  дядя Федор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замерзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно.

Уважающий вас кот Матроскин.

5. Объяснение учителя

План письма (на доске).   

1) Дата.

2) Приветствие, обращение.

3) Изложение того, что хочешь написать.

 Вопросы о том, о чем хочешь узнать.

4) Заключение.

5) Подпись.

1) Приветствие, обращение.

2) Изложение того, что хочешь написать.

Вопросы о том, о чем хочешь узнать.

3) Заключение.

4) Подпись. Дата.

Обсуждение плана и запись в тетради.

Правила написания письма (на доске):

1. Пиши ясно, просто, сжато.

2. Умей учитывать, кому именно пишешь.

3. Не пиши дурного.

4. Не отправляй во гневе.

5. Не читай чужих писем.

6. Пиши четко.

7. Ставь число и подпись.

8. Не задерживай ответа.

9. Пиши на хорошей бумаге.

Учитель читает, комментирует традиционные правила написания письма, учащиеся за­писывают материал в тетради.

6. Заполнение почтового конверта

Упражнение № 877, стр. 282 (учебник  «Русский язык Практика» под редакцией А.Ю.Купаловой Дрофа, Москва 2005).

Работа выполняется на почтовых конвертах.

7. Вывод: на уроке мы познакомились с жанром письма; при написании письма надо со­блюдать определенные правила, особенности композиции.

8. Заключительное слово учителя

В настоящее время  эпистолярная форма стала редким явлением в литературе, и письма, к сожалению, сейчас, в век скоростей и компьютеров, пишут редко. Я вас прошу: пишите письма, чтобы не кануло в Лету уникальное изобретение народа – письмо.

9. Домашнее задание

Написать письмо любимому литературному герою.