Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель:

  • Cовершенствование навыков правописания безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода и безударных гласных в корне;
  • Cпособствовать развитию нравственной гражданственности учащихся; интереса к народным приметам.

Оборудование: памятки, учебник Т.Г. Рамзаева, народные приметы, репродукция памятника Петру I.

Ход урока

1. Создание мотивации учения.

Учите русский годы к ряду…
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждем великая награда
И та награда, в нем самом…

Слово учителя.

Вот и наступил последний месяц зимы. В народе говорят, что это самый снежный из всех зимних месяцев. Но солнышко светит все дольше и дольше.

Февраль – перезимок, снежень, бокогрей. Вьюги да метели под февраль полетели – говорят в народе. Русский народ приметлив, все замечает, все примечает.

Отсюда и пошло слово – приметы – что означает сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколения различные признаки, указывающие на предстоящие явления погоды. По приметам бывалые люди предсказывали короткую осень, лютую зиму или дождливое лето.

А какие народные приметы о феврале нашли вы? Как вы их понимаете? (ответы детей)

Запись на доске и в тетради. Работа над предложением.

Составление схемы предложения.

Физминутка для глаз.

2. Тема Постановка цели урока.

Какую тему мы изучаем?

Ответ детей (правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе мужского и среднего рода)

Цель нашего урока.

Ответы детей:

- обобщить знания по данной теме;
- совершенствовать навыки правописания падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

3. Обобщение знаний (заполнение таблицы).

Давайте вспомним какие вопросы и какие окончания имеют прилагательные в данном падеже

И. и В.п. Р.п. Д.п. Т.п. П.п.
Мужской род какой?

-ой, -ый, -ий

Какого? Какому? Каким? О каком?
Средний род какое?

-ое, -ее

-ого, -его -ому, -ему -им, -ым -ом, -ем

4. Проверка домашнего задания.

а) Прочитайте текст. Назовите прилагательные мужского и среднего рода, определите падеж.
б) упр. 307

5. Послушайте текст, который записан на доске.

Кр..сив рус..ск лес з..мой. Бел кружевом украшены б..рёзки. Вот и ласков солнышко загл..нуло в лес. Бл..стит пушист сугроб около в..ков дуба. За..скрилась шапка на т..жел сучке с..сны. Порывы х..лодн ветра тр..пали в..рхушки д..ревьев. Л..тел бел пух зимы.

Что вы можете сказать о записи текста?

Ответы детей:

- необходимо вставить пропущенные буквы и окончания прилагательных;
- определить падеж имен прилагательных.

Физминутка опорно-двигательная.

6. Слово учителя.

Во всех странах мира Россия ассоциируется со стройной и белоствольной березкой, яркой и доброй матрешкой. Во всем мире знают имя русского императора Петра I.

- Как вы думаете почему?

Работа с учебником (упр. 309)

а) Чтение текста;
б) Показ репродукции памятника “Медный всадник”;
в) Выписать словосочетания прилагательное + существительное, определить падеж, выделить окончания прилагательных.

7. Итог урока.

- Достигли ли мы своей цели?
- Почему вы так думаете?
- Что интересного вам было на уроке?
- В чем (где) вы испытывали трудность?