Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Упражнения в написании слов с сочетаниями чк-, чн-, чу-щу, ча-ща, жи-ши в написании имен собственных"

Разделы: Начальная школа


Оборудование к уроку:

  • учебник “Русский язык. 2 класс”; автор – А.С. Полякова
  • карточки для учащихся
  • карточки для самопроверки (прикрепляются на доску)
  • “следы” сказочных героев
  • фигурки сказочных героев
  • карточки – отметки: “красные” (“5”), “оранжевые” (“4”), “зеленые” (“постарайся”)

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Вы готовы к уроку?

- На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс,
Все получится у нас!

- Пожалуйста, садитесь и начинаем работать.

- Откройте листочки. Запишите число.

2. Минутка чистописания.

- Начинаем урок, как обычно, с минутки чистописания.

чк чн чу щу

ча ща жи ши

- Какое соединение?

- Я надеюсь, что вы правильно и аккуратно писали.

3. Объявление темы урока. Фронтальный опрос.

Мы должны знать: правила написания сочетаний и гласных после шипящих, написание имен собственных.

- Как пишется чк, чн, чу, щу, ча, ща, жи, ши?

- Правила мы знаем…

4. Интрига.

- Ой, что это? Конверт. Для 2в. А в конверте письмо.

Здравствуйте, ребята!
Я потеряла друга, помогите его найти.

- Кто мог написать это письмо? Дайте-ка я посмотрю. (Смотрю за доской)

- Из какой сказки пришла к нам Мальвина?

- А кто написал сказку? (Алексей Толстой)

- Ребята, поможем Мальвине?

- Смотрите, кто-то оставил свои следы. Пойдем по ним.

5. Выборочный диктант.

- Ой, это необычный след – на нем задание. Выпишите слова на изученные сочетания. Пишем с большой буквы, через запятую.

А)

Свети нам, солнышко, свети,
Не уходи за тучки!

Б)

Здравствуй, поле,
Здравствуй, лес,
Мы попали в край чудес!

В)

Речка, реченька, река,
Ты пришла издалека?

Г)

Из земли пробился,
Как сердечко бьется,
Ты в жару напился,
И другой напьется. (Источник)

- Записали? Молодцы! Проверьте. (Прикрепить карточку со словами для проверки.). (Самопроверка)

- У кого нет ошибок? Встаньте. Прикрепите на свой край парты красный листочек – “отлично”.

- У кого одна ошибка? Вы возьмите листочек оранжевый – “хорошо”.

- А у кого ошибок больше? Для вас – листочек зеленый – “постарайся”. Я на вас надеюсь.

6. Работа с учебником. Осложненное списывание.

Наша Мальвина идет дальше. Берем второй след – и тут задание! Откройте учебники, страница 93, упражнение 178.

Прочитаем стихотворение-шутку и продолжим его хором.

У крольчихи есть крольчата,
А у белочки – бельчата.
Галка пестует галчат,
Паучиха – паучат.

- Ребята, а кто объяснит, что обозначает слово “пестует”? Заботится, оберегает.

- А слова, которые мы добавили, относятся к теме нашего урока?

- А почему? Объясни… (имя ученика). (Сочетание ча пишется с буквой а.)

- Спишите первые четыре строчки, будьте внимательны – это стихотворение.

- Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли вы написали. Сверьтесь с записью на доске. (Взаимопроверка)

- Кто не сделал ошибок, поднимите руку? Возьмите красные листочки.

- У кого одна ошибка? Берите оранжевые.

- А кому достанется зеленый листочек? Вам еще нужно постараться.

7. Комментированное письмо.

- Идем дальше. Перед нами пруд. Нужно перейти на другой берег. Как это сделать? Пройти по кочкам или обойти по дорожке? Как быстрее? (По кочкам, конечно.)

- А как правильно? (Это пруд, глубоко. Опасное место. По кочкам идти нельзя.)

- (Беру третий след). А вот и задание. Я читаю вопросы, вы отвечаете и ответы записываете на листочек, через запятую.

- Река, вытекающая из озера Байкал. (Ангара) (Имя) Проговори, как ты напишешь.

- Самая большая река Дальнего Востока. (Амур)

- Самая длинная река европейской части России. (Волга)

- Крупнейшая река Украины. (Днепр)

- Приток Волги. (Ока)

- Ребята, а как нужно было написать все эти слова? (С большой буквы)

А почему? (Это имена собственные). Значит, если вам на письме встретятся имена собственные, вы не забудьте написать их с большой буквы.

8. Физкультурная разминка (выполнить два раза)

Хорошенько соберись,
Сил в дорогу наберись.
Ведь идти придется нам
По горам и по долам.

9. Творческая работа: восстановленный текст.

Отдохнули и идем дальше. Берем следующий след. Теперь мы – поэты.

У вас на столах лежат карточки. Вставьте пропущенные слоги, чтобы получились стихи.

- Справились? Прочитаем, что получилось.

- В каких словах вы написали жи-ши? Чу-щу? (Оцениваю цветными карточками.)

10. Творческая работа: разгадай кроссворд.

- А это след последний. Отгадаем кроссворд и найдем друга Мальвины. Я записываю на доске, а вы на карточке.

  1. Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел –
    Он вспорхнул и улетел. (Бабочка).

  2. В воде живет,
    Хвостом виляет,
    Зубаста, не лает. (Щука)

  3. Углубление, по которому течет река. (Русло)

  4. Тише, Шорох, не дыши,
    Слышишь, стихли… (камыши).

  5. Место впадения реки в море или озеро. (Устье)

  6. Кувшинчики и блюдца
    Не тонут и не бьются,
    С водой не расстаются. (Кувшинки)

  7. Самый большой водоем. (Океан)

  8. Крупнейшая река Восточной Сибири. (Обь)

- Какое слово получилось? (Буратино)

(Заглядываю за доску).

- Так вот какого друга мы искали!

- Вы молодцы! Помогли Мальвине найти ее друга Буратино.

11. Подведение итогов урока. (Беру кукольных героев)

- Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие?

- Что же мы делали на уроке? (Кого искали? Что повторяли?)

- Я говорю вам спасибо. И сказочные герои тоже говорят вам “спасибо” и просят встать тех, кто собрал за урок только красные карточки – “отлично”. Молодцы.

- А у кого оранжевые? Вы тоже очень старались.

- А есть ли у нас те, у кого только зеленые? Нет, вы все хорошо работали.

12. Домашнее задание.

- Сказочные герои приготовили для вас домашнее задание: карточка, подобная той, которую мы делали на уроке, и памятка “Правила безопасности на воде”.

- Спасибо вам всем за урок!

Карточка.