Урок обучения грамоте в начальной школе. Тема: "Две работы буквы Е"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Формировать понятие о йотированных гласных.
  2. Формировать умение составлять звуковую модель слова с йотированной гласной Е.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Воспитывать дружеские отношения при работе в паре.

Оборудование:

Для учителя:

  1. Л. Журова. Букварь, часть1.
  2. Цветные квадраты (красного, синего и зеленого цвета) для моделирования слов.
  3. Мультфильм “Смешарики”.
  4. Музыкальное сопровождение для физпаузы.
  5. Картинки Смешариков.

Для учащихся:

  1. Л.Журова. Букварь, часть 1.
  2. Тетради для печатания.
  3. Цветные квадраты (красного, синего и зеленого цвета) для моделирования слов.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организация класса Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Проверяют готовность к уроку
2.Актуализация опорных знаний Звучит музыка из мультфильма “Смешарики”, учитель открывает доску, на доске изображение Смешариков.

- Ребята, вы узнали кто это?

Да, это Смешарики.
Однажды Ёжик долго ходил по лесу и думал, чем же еще удивить своих друзей. Долго он ходил, все думал-думал и наконец придумал.

Он зашифровал слова. Нюша и Крош долго соображали, но у них ничего не получалось.

- Ребята, может кто-нибудь из вас сможет догадаться, какие слова здесь зашифрованы?

 
Великан
Тефтели
Крендели
- Давайте составим звуковые модели этих слов и обозначим место буквы Е Дети на партах составляют звуковые модели из цветных фишек:

Великан

Тефтели

Крендели

З ученика выполняют такие же схемы на доске с комментированием.

- Ребята, что интересного вы заметили в этих словах. В каждом слове спряталось еще одно слово ЕЛИ
3.Изучение нового материала

Постановка проблемы, открытие нового

- Откройте свои маленькие тетради и нарисуйте звуковую схему слова ЕЛИ, обозначьте место буквы Е.

(2 ученика работают за доской. Затем показать работы детей, которые выполняли схему за доской.)

Если появились противоречия, выявить их и прийти к единому мнению.

- Почему буква Е обозначает два звука? Потому что стоит в слове первая.
- Почему буква Е обозначает два звука?

Ребята, пока мы составляли схемы слов, наши друзья Смешарики очень проголодались. Чем же мы можем их угостить? Какие слова, которые называют блюда или продукты записаны у нас на доске?

КРЕНДЕЛИ и ТЕФТЕЛИ
- Ну вот, наши друзья ПОЕЛИ

- Ребята, а как вы думаете, в слове ПОЕЛИ есть буква Е?

Кто может у себя в тетради нарисовать схему этого слова?

2 человека работают у доски.

Проверяют свои работы и сравнивают с доской.

ПОЕЛИ

- Сколько звуков обозначает буква Е? Почему? Буква Е обозначает 2 звука, потому что стоит первая в слове.
- Какой мы можем сделать вывод?

Какие две работы выполняет буква Е?

На доску прикрепить схему:

Буква Е обозначает один звук [ Э ], когда стоит после согласной, и два звука [ Й Э] когда стоит первая в слове и после гласного звука.
4.Физпауза Физпауза под песенку о зарядке из мультфильма “38 попугаев”  
5.Повторение, закрепление Ребята, отгадайте загадку:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Откройте букварь на станице 52.

Это ЁЖ.
-А теперь, ребята, будем работать в парах: попробуйте догадаться, какое это слово, если первая не Ё, а Е.

Буквами впишите слово в клетки и на парте выложите схему слова.

-А теперь играем в слова:

Букварь с. 53

-Рассмотрите внимательно картинки и схемы.

Это слово ЕЖАТА.

-Какое правило у игры? Нужно назвать слово, а следующее слово называть на последний звук предыдущего слова.
Называем слово, а затем последний звук и его характеристику. КАРАНДАШ

Последний звук [ Ш ] , он согласный, твёрдый.

(Выбирая нужные картинки, дети называют слова, характеризуя последний звук)

6.Итог урока Что нового узнали на уроке?

Какие две работы может выполнять буква Е?

Чему учились?

Что было трудно? А что удалось легко?

(если осталось время можно показать детям серию мультфильма “Смешарики”)