Программа элективного курса в 10—11-х классах по теме "Наследие мировой архитектуры"

Разделы: МХК и ИЗО


Архитектура - наиболее функциональный вид искусства. Каждый из нас живет под крышей дома, ходит по улицам города, села. Архитектура - единственный вид искусства, произведения которого меняют облик земли как планеты, как среды обитания человека, приспосабливая реальность, созданную природой, к духовным и материальным потребностям человека, вызывает глубокие эстетические переживания, разнообразные эмоции.

Архитектура «создает живой образ, образ жизни»,- утверждал архитектор И.В.Жолтовский. Однако язык архитектуры не всем понятен. Трудно объяснить, почему при входе в древний храм нас охватывает светлая радость, а в административном здании возникает чувство деловой сосредоточенности, в учреждениях оказания медицинской помощи - испуг, благоговение.

Прекрасное рядом! Как часто мы слышим и не устаем повторять эту фразу. А всегда ли мы вдумываемся в ее смысл? Мы не всегда знаем, как возникла красота, кто ее создатель?

Чувство прекрасного, эстетические и этические чувства нельзя пробудить в человеке без знания произведений искусства. Полюбить можно только то, что хорошо знаешь. Сведения по архитектуре помогут подрастающему поколению стать патриотами своего родного города, своей страны, понять и оценить свою историю - в этом заключается актуальность изучения данного курса.

Цель - побуждение школьника к осмысленному выбору будущей профессии, получение учащимися необходимых сведений по истории мировой архитектуры и русской архитектуры как части мировой. Изучение курса необходимо для будущих художников, дизайнеров, искусствоведов, строителей, инженеров, техников. Курс опирается на предметные знания в области МХК, истории, географии, И З О, черчения, математики, физики.

Элективный курс способствует реализации следующих задач:

  1. Раскрытие истории развития архитектурных стилей;
  2. Выявление закономерностей и особенностей их возникновения  в  разных странах в разные периоды развития общества;
  3. Обогащение представлений учащихся лучшими образцами мировой архитектуры, воспитание на их основе ценностных ориентации, развитие художественного вкуса.

     Предполагается, что в результате изучения курса его участники будут иметь представления:

  1. Об истории развития мировой и русской    архитектуры с древнейших времен по настоящее время;
  2. Об основных архитектурных стилях;
  3. Об  основных  видах  архитектуры   (архитектура  объемных  сооружений,   ландшафтная архитектура, градостроительство);
  4. Об основных архитектурных конструкциях (стоечно-балочная, стрельчато-  арочная, арочно-купольная);
  5. Об архитектурных ансамблях как   о   согласованном  и  продуманном  единстве  в  расположении  группы зданий;
  6. 6. о масштабе, ритме и пропорции архитектурных сооружении.

Учащиеся должны знать:

  1. Требования к работе зодчего (удобство, красота, прочность),
  2. Ордерную систему,
  3. Основные, архитектурные стили,
  4. Выдающиеся памятники архитектуры,
  5. Выдающихся  зодчих,  6.назначение  здания.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Всего часов

Теор-ие занятия

Практ.

занятия

Экс-ии

1.  Введение

3

1

1

1

2. Архитектура Древнего Египта

1

1

 

 

  1. Архитектура Древней Греции.

   Афинский акрополь. Эллинизм

4

3

1

 

4. Архитектура Древнего Рима

1

1

 

 

5. Архитектура Средневековья. Романика. Готика

2

1

1

 

6. Архитектура Эпохи Возрождения

2

1

1

 

7. Архитектура западноевропейского барокко

1

1

 

 

8. Классицизм

1

1

 

 

9. Архитектура Западной Европы конца 19в-20в.

1

1

 

 

10. Архитектура Востока. Храмовое зодчество в средневековой Индии.

Китайская пагода. Японское садово-парковое искусство. Мусульманская архитектура

5

3

1

1

11. Русская архитектура. Христианизация Руси и начало храмового зодчества

2

1

 

1

12. Московский Кремль

1

1

 

 

13. Русское деревянное зодчество

1

1

 

 

14. Архитектура русского барокко

1

1

 

 

15. Русский классицизм

2

1

 

1

16. Русская архитектура 1890-1917г. Модерн

1

1

 

 

17. «Псевдорусский стиль» и неоклассицизм

1

1

 

 

18. Сталинский ампир

2

1

1

 

19. Архитектура небоскребов

1

 

1

 

20. Подготовка и защита проекта

3

1

2

 

                        всего

36

23

9

4

Содержание программы

1.Введение.

В современной  жизни  слово «архитектура» употребляется в двух значениях:

  1. Система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей;
  2. Искусство формировать эту пространственную среду, создавать новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение.

Три основных вида архитектуры:

  1. Архитектура объемных сооружений (школы, театры, магазины, заводы, фабрики, электростанции).
  2. Ландшафтная архитектура, (скверы, бульвары и парки с фонтанами).
  3. Градостроительство, направленное на создание новых и реконструкцию старых  городских районов.

Три требования к зодчеству:

  1. Удобство,
  2. Красота,
  3. Прочность. 

Возникновение архитектуры.

  1. Менгиры, дольмены, кромлехи.
  2. Стоечно-балочная конструкция.
  3. Ступенчатые храмы-зиккураты.
  4. Конструкция свода.
  5. Центрально-купольная система.

2.Архитектура Древнего Египта. Гробницы мастаба. Пирамида Джосера (арх. Имхотеп) – это 6 мастаб, поставленных одна на другую. Пирамида Хеопса (арх. Хемиун) - самое большое каменное сооружение в мире. Пирамида Хефрена. Сфинкс. Храмы Амона в Карнаке и Луксоре (арх. Аменхотеп Младший).

3. Архитектура Древней Греции. Архитектура крито-микенского периода. Архаика. Классика. Ордерная система.  Кариатиды и атланты. Классификация греческих храмов: диптер, периптер, амфипростиль. Наос - главное помещение храма. Агора - место для народных собраний, торговая площадь.

Афинский акрополь. Пропилеи - входные ворота (арх. Мнесикл). Храм Ники Аптерос (арх. Калликрат). Бронзовая статуя Афины Промахос (скульптор Фидий). Парфенон (арх. Иктин и Калликрат). Эрехтейон. Театр в Эпидавре.

Эллинизм. Колосс Родосский - грандиозное сооружение, чудо света. Фаросский маяк в Александрии - прототип всех позднейших маяков.

4. Архитектура Древнего Рима. Монолитно-оболочечная система. Изобретение бетона. Распространение арочно-сводчатых конструкций. Периптер и ротонда. Строительство амфитеатров. Триумфальные арки. Форум Романум. Колизей. Пантеон. Термы Каракаллы. Акведуки.

5. Архитектура средневековья. Романская архитектура. Базилика - основа христианского храмового зодчества. Сводчатые конструкции. Замки, бойницы, массивные крепостные стены, башни-донжон. Собор в Вормсе. (Германия) Церковь Нотр Дам ла Гранд в Пуатье (Франция).  Ансамбль в Пизе - шедевр средневековой итальянской архитектуры, включающий собор, баптистерий и колокольню.

Готическая архитектура. Каркасная система (нервюры, аркбутаны, контрфорсы). Окна - витражи. Розы - круглые окна на главном фасаде и на торцах. Собор Нотр Дам - «огромная каменная симфония, колоссальное творение человека и народа» (В. Гюго). Собор в Реймсе (Франция). Кельнский собор (Германия).

6. Архитектура Эпохи Возрождения. Итальянская архитектура утвердила новые принципы, основанные на ордерной системе. Задача архитектуры - служение человеку. Флорентийский собор (арх. Арнольфо ди Камбио, Фр. Таленти), колокольня-кампанила собора (арх. Джотто), купол (арх. Брунеллески). Это диаметром 42м восьмигранный свод из двух оболочек, внешней и внутренней. Собор Святого Петра в Ватикане (арх. Браманте, Микеланджело).

7. Архитектура западноевропейского барокко. Архитектурные формы барокко противоположны строгой симметрии. Центрическое сменяется протяженным, круг - овалом, квадрат - прямоугольником, четкость ясных, уравновешенных пропорций - многоголосием архитектурных объемов. Фасады изгибаются, из толщи стен возникают колонны, пилястры, карнизы, наличники, многочисленные украшения - волюты, картуши, гирлянды, медальоны. Фронтоны завершаются статуями, стены украшаются рельефами. Площадь собора Святого Петра в Риме   (арх.Л.Бернини).

8. Классицизм. Для классицизма характерны ясная геометрия форм, строгие линии, четкие объемы, стройный композиционный замысел. Основа архитектурного языка классицизма - ордер в формах более близких к античности, чем барокко. Версаль (арх. Лево, Орбэ, Мансар, Лебрен и др.). В этом ансамбле последовательно воплощались принципы классицизма - регулярность, строгая симметрия, ясность композиции, четкая соподчиненность частей, спокойный ритм чередования окон, пилястр, колонн. Важная часть ансамбля - парк.

9. Архитектура Западной Европы конца XIXв, XXв. Металлические решетчатые конструкции,  собранные  из  отдельных  деталей.  Эйфелева    башня  в   Париже трехсотметровой  высоты. Функционализм  как соединение простых, ничем не украшенных кубов и других шестигранников. Ле Корбюзье.

10. Архитектура Востока. Храмовое зодчество в средневековой Индии.

Храмы Шивы - высеченные целиком из огромных валунов, воздвигнутые под открытым небом. Тадж Махал, известный памятник индийской архитектуры периода Великих   моголов, пятикупольное здание на платформе, с 4 минаретами по углам.

Китайская пагода. Пагода - буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Форма павильона или башни (часто многоярусной) с квадратным или 6-8, 12-угольным планом. Отличительная черта - слегка приподнятые кверху заостренные края кровли. Знаменитая пагода Даяньта («Большая пагода диких гусей»). Храм Неба в ансамбле императорского дворца в Запретном городе Пекина - эмблема Китая.

Японское садово-парковое искусство. Сад в Японии - явление художественной культуры, религиозного знания. На сравнительно маленьком участке земли композиции из деревьев, мхов, камней, песка, имеющие многозначный духовный подтекст. Сад камней в монастыре Реандзи в Киото.

Мусульманская  архитектура.  Канонические установки исламской культуры. Зодчество арабского Востока - явление уникальное в истории мировой культуры. Его   своеобразие   заключается   в   системе   строгих   математических   расчетов, которые ведут к бесконечности. Мечеть. Минарет. Медресе. Караван-сараи.

11. Русская архитектура. Христианизация Руси и начало храмового зодчества. 

Десятинная церковь в Киеве - каменный трехнефный храм с шестью опорами-столпами и многоглавым завершением. Софийский собор в Киеве - пятинефный крестовокупольный храм.  Церковь Покрова на Нерли. Дмитриевский собор во Владимире. Резьба по камню - отличительная особенность владимирских храмов.Типичный образец новгородской архитектуры - церковь Спаса на горе Нередице. Псковские одноапсидные церкви, звонница.

12. Московский Кремль. Успенский собор (арх. А.Фиораванти). Благовещенский собор. Архангельский собор - усыпальница московских великих князей и царей (арх. Алевиз Новый). Колокольня Ивана Великого (арх. Бон Фрязин). Грановитая палата (арх. Марко Фрязин, Антонио Солари). Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного).

13. Русское деревянное зодчество. Русский север - сокровищница деревянного зодчества.  Это  и  архитектура,  и  поэзия,  и  музыка,  слитые  воедино,  символ красоты русской души. Ансамбль Кижского погоста - Преображенская церковь, Покровская церковь и колокольня.

14. Архитектура русского барокко. В середине XVIII в. барокко - стилевой ориентир зодчества, в соответствии с которым атрибутами красоты считаются пышность, красочность, богатство, выставленное напоказ. Один из наиболее ярких и неповторимых творцов барокко - В. Растрелли. Лучшие из его загородных сооружений - Петергофский и Большой Царскосельский дворцы, Зимний дворец в Петербурге, Строгановский дворец и Смольный монастырь.  Барочное мышление русских мастеров Д.Ухтомского и С.Чевакинского.

15. Русский классицизм. А.Кокоринов - один из основоположников раннего русского классицизма. Творчество В.Баженова, М.Казакова и И.Старова. Баженов - Дом Пашковых, Дом Юшкова. Казаков - Московский университет, Здание Сената, Петровский дворец. Д.Кваренги (Эрмитажный театр, Главное здание Академии наук, Здание биржи, Мариинская больница и др.) и Чарльз Камерон (ансамбль в Павловске). 

16. Русская архитектура 1890-1917гг. Модерн. Применение металлических конструкций. Архитектура городских особняков, загородных вилл. Особняк Рябушинского, Шехтеля, Дерожинской, Ярославский вокзал (арх. Шехтель).

17.«Псевдорусский стиль» и неоклассицизм. «Псевдорусский стиль» - направление, имитирующее архитектурные элементы деревенских изб с резными украшениями и древнерусское узорочье (церковь в Абрамцево). Выдающееся архитектурное творение в русле новой национальной традиции -  храм Христа Спасителя в Москве (арх. Тон). Неоклассицизм -  обращение к традициям античности, классицизма и барокко. В русской   архитектуре   1910-х  г.   преобладающим   было   стремление  утвердить основные принципы архитектурной классики (И.Фомин, И.Жолтовский, В.Щуко и др.).

18. Сталинский ампир. Лидирующее направление в советской архитектуре 1930-1960-х годов, сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И.В. Сталина. Сталинские высотки в Москве: здание МГУ, МИД, гостиницы «Ленинградская», «Украина», ансамбль ВДНХ.

19. Архитектура небоскребов. Небоскребы родились 100 лет назад. Родиной считаются США. Сооружение небоскребов было вызвано объективными причинами – стремительной урбанизацией, удорожанием городских земель. Небоскребы  конца 19в имели башнеобразное завершение. Небоскребы  в их современном понимании появились в 30-е годы 20в (102 –этажный небоскреб в Нью-Йорке).

20. Подготовка и защита проекта.

Рекомендуемая литература

  1. Аркин Д. Растрелли - М., 1954
  2. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих:   в 5т. - М., 2001 . т.3
  3. Варданян Р.В. МХК. Архитектура. М., 2004
  4. Власин А.И. Казаков. - М., 1978
  5. Гримм Г.Г. Архитектор Воронихин. М., 1968
  6. Гримм Г.Г. Архитектор Захаров. - М., 1980
  7. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М., 1978
  8. Денисов Ю., Петров А. Зодчий Растрелли. - Л., 1963
  9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1996
  10. Замаровский В. Их величества пирамиды. - М., 1986
  11. Зодчие Москвы: в 2т. - М., 1981 - т. 1
  12. Ильин М. Москва. - М., 1970
  13. Искусство Китая. М., 1998
  14. Искусство Японии. М., 1985
  15. 15.Кальпе Т.И. Основы архитектуры. - М., 1989
  16. Коршунова М.Ф. Дж. Кваренги. Л., 1977
  17. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990
  18. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1997.
  19. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.
  20. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1996.
  21. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Возрождения. М., 1996.
  22. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Просвещения. М., 1996.
  23. Михайлов А.И. Баженов.- М., 1951 25.Низовский А.Ю. Все чудеса света: в 4т. М., 2002.
  24. Пунин А.А. Архитектура Петербурга середины 19в. Л.1990. 25. Рапацкая Л.А. Русское искусство 18в М., 1995
  25. Сидорова Н.А. Афины - М, 1967
  26. Сандаловский Н.А. История С-Петербурга - СПб, 1997
  27. Тюляев СИ. Искусство Индии. М., 1988
  28. Энциклопедия для детей юношества. История искусства. М., 1996