Урок химии в 8-м классе по теме "Первоначальные химические понятия"

Разделы: Химия


Эпиграф к уроку:

"Дорога к знанию? Ну что же, её легко понять.
Ответить можно сразу: вы ошибаетесь и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но меньше, меньше, меньше с каждым разом".

Тип урока: Урок обобщения знаний.

Цели и задачи урока:

  • Обучающие. Обобщить первоначальные химические понятия, закрепить умения составлять химические формулы, уравнения реакций.
  • Развивающие. Развивать у учащихся ответственное отношение к учёбе, чувство интереса и любви к изучаемому предмету.
  • Воспитательные. Воспитание положительного отношения к знаниям.

План урока

I. "Разминка".

II. Химический диктант

III. Химическая викторина

IV. "Разминка".

V. Письменная работа по теме: "Степень окисления".

VI. "Битва с драконом".

VII. Письменная работа по теме: "Уравнения реакций".

VIII. Химический кроссворд.

IX. Конкурс "Эксперимент".

X. Подведение итогов урока.

Учащихся класса делим на 2 команды. Учитель излагает тему, цель урока и правила работы. Затем представляет двух ассистентов- учащихся IX класса, которые будут помогать ему в работе. За каждой командой закрепляет своего ассистента.

Далее учитель представляет членов жюри, задача которых - оценить работу класса.

В состав жюри входят: директор, учитель химии, учащиеся IX класса.

Члены жюри имеют зачётный лист для каждой команды, и за каждое задание они выставляют баллы: за письменную работу- до 5 баллов, за правильный ответ во время разминки и викторины - 1 балл, за выполнение эксперимента- до 10 баллов.

Учитель называет призы, которыми будут награждены победители.

Затем учитель предоставляет слово ассистентам.

Юноша. Химия - это наука, умеющая творить чудеса.

Девушка. В этом определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно твёрдо усвоить, что:.

Юноша. :..Химия - это наука. И как всякая наука требует к себе самого серьёзного, самого ответственного отношения.

Девушка. Химия - это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвящённых они кажутся чудом.

Юноша. Секрет этой магии - знание химического ремесла.

Девушка. Сегодня проверка ваших знаний, юные химики!

I. После слов ассистентов учитель проводит "разминку".

Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1. Что изучает химия?

2. Дайте определение физических явлений и приведите примеры.

3. Дайте определение химических явлений и приведите примеры.

4. Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.

5. Какие вещества называют сложными? Приведите примеры.

6. Что называется химическим элементом? Приведите примеры.

7. Какие две группы химических элементов вам известны?

8. По каким признакам различаются простые вещества, образованные элементами данных групп?

9. Почему нельзя отождествлять понятия "химический элемент" и "простое вещество"?

Те учащиеся, которые первыми подняли руку и дали правильный ответ на вопрос, получают по указанию учителя от ассистентов жетоны (листки цветной бумаги), на которых записывают свои инициалы и номер команды. По окончании разминки все ответившие учащиеся сдают жетоны ассистентам, которые передают их членам жюри.

Каждый ответ оценивается 1 баллом. В зачётный лист команды каждому ответившему ученику выставляются набранные им в ходе конкурса баллы.

II. Химический диктант.

Его цель - проверить знание учащимися важнейших знаков химических элементов и некоторых формул веществ. Учащиеся на заранее приготовленных листиках бумаги пишут под диктовку учителя знаки химических элементов и формулы простых и сложных веществ: калий, магний, алюминий, кремний, азот, цинк, натрий, медь, фосфор, кислород, сера, углерод, железо, ртуть, кальций, свинец, барий, водород, молекула кислорода, молекула воды, молекула водорода, молекула углекислого газа.

По окончании диктанта каждый ассистент собирает листки с работами учащихся своей команды в конверт с номером команды и передаёт его членам жюри для проверки.

Все оценки члены жюри выставляют в зачётную ведомость.

III. Химическая викторина.

Цель: проверка знаний и кругозора учащихся.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1. Какие металлы одними из первых стали известны людям? (медь, золото, серебро).

2. Какой самый распространённый на Земле металл? (алюминий).

3. Кто из учёных ввёл современное обозначение химических элементов? (Берцелиус).

4. Какие известные вам газы, содержащиеся в воздухе, не ядовиты, однако в их атмосфере гибнут люди и животные? (азот, углекислый газ, инертные газы).

5. Какое самое распространённое вещество на Земле? (вода).

6. Какой знаменитый итальянский художник средневековья занимался вопросами химии? (Леонардо да Винчи).

7. Дайте определение степени окисления.

8. Кто из учёных внёс большой вклад в развитие атомно- молекулярного учения? (Ломоносов, Дальтон).

За правильный ответ ученик получает жетон.

IV. На следующем этапе урока учитель проводит очередную "разминку", отдельные вопросы которой связаны с последующей письменной работой.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1. Сформулируйте закон сохранения массы веществ.

2. С именами каких учёных связаны работы по открытию этого закона? (Бойль, Ломоносов, Лавуазье).

3. Какие типы химических реакций вам известны? (Дать определение каждому типу и привести примеры).

4. Что такое степень окисления?

5. Назовите некоторые химические элементы, которые в соединениях проявляют постоянную степень окисления, и укажите её значение.

6. Назовите некоторые химические элементы, которые в соединениях проявляют переменную степень окисления, и укажите её значение.

За правильные ответы учащиеся получают от ассистентов жетоны.

V. Письменная работа по теме: "Степень окисления".

Учащиеся выполняют работу на заранее приготовленных листках бумаги.

1. Составьте формулы по степени окисления (над знаками элементов с переменной степенью окисления указано её значение).

2. Обозначить римскими цифрами степень окисления элементов в соединениях:

Вариант I: Fe2 O3, CO, CuO, SO2, H 2S, K 2O, Mn 2O.7

Вариант II: Cu 2O, P 2O5, Al 2O3, CO2 , MgO, SO3 , ZnS.

По окончании письменной работы ассистенты собирают листки с работами учащихся в конверты с номерами команд и передают их членам жюри для проверки.

Оценки выставляют в зачётную ведомость.

VI. "Битва с драконом".

На следующем этапе урока учитель предлагает классу мысленно отправиться в химическое королевство, где мирно и дружно живут химические элементы и их соединения. На королевство напал двуглавый дракон. Победить его можно только с помощью знаний, если решить две задачи. Перед учащимися фигура дракона. На каждой из голов условие задачи по теме "Количество вещества. Молярная масса".

Каждая команда получает свою задачу.

Ассистенты раздают условия задач на каждую парту. Учащиеся решают задачи - "отрубают" головы дракона. Представитель каждой команды записывает решение задачи на доске.

Примеры задач:

1. Ученик должен был взять для реакции 0,5 моль серы. Он отвесил на весах 8 г серы. Правильно ли он выполнил задание?

2. Рассчитайте массу 3 моль оксида алюминия. Если команда справляется с заданием, то получает в свой актив 5 баллов.

VII. Письменная работа по теме: "Уравнения реакций".

Цель работы: проверить умения учащихся расставлять коэффициенты в уравнениях реакций, знание ими типов химических реакций и определений простых и сложных веществ.

Выполняют работу на заранее приготовленных листках бумаги. Учащиеся получают от ассистентов карточки-задания.

Вариант I

1. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте коэффициенты и укажите типы реакций. Подчеркните в уравнениях реакций одной чертой формулы сложных веществ.

P + O2 = P2 O5

Fe + Cl2 = FeCl3

Zn + HCl = ZnCl2 + H2

HgO == Hg + O2

2.

а) Сколько молей составляют 120 г оксида меди (II)?

б) Какова масса 4 моль углекислого газа?

Вариант II

1. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте коэффициенты и укажите типы реакций. Подчеркните в уравнениях реакций одной чертой формулы простых веществ.

Mg + O2 = MgO

Ag2O= Ag+ O2

Al + S= Al2S3

Ca+ HCl= CaCl2 + H2

2.

а) Дано 18 г воды. Сколько молей это составляет?

б) Рассчитайте массу 2 моль оксида кальция.

По окончании работы ассистенты собирают листки с выполненными заданиями в конверты с номерами команд и передают их членам жюри.

Они выставляют две оценки - за выполнение первого и второго заданий.

VIII. Химический кроссворд.

 

По горизонтали:

3 - самое главное сложное вещество; ( вода)

5 - кислотно-основной указатель; (индикатор)

8 - элемент номер 17; (хлор)

9 - кислое вещество; ( кислота)

11 - элемент номер 48; (кадмий)

12 - элемент номер 76; (осмий)

13 - ион с отрицательным зарядом; (анион)

14 - самый тяжёлый из благородных газов. (радон)

По вертикали:

1 - от него лакмус синий, а фенолфталеин- красно-малиновый; (основание)

2 - самый лёгкий химический элемент; (водород)

4 - ион OH; (гидроксид)

6 - элемент номер 50; (олово)

7 - ион с положительным зарядом; ( катион)

10 - он всегда получается, когда что-то окисляется. (оксид)

(На большом листе ватмана кроссворд заранее нарисовали).

Учащиеся, разгадывая кроссворд, по очереди выходят к доске и заполняют клетки кроссворда.

IX. Конкурс "Эксперимент".

Учитель приглашает к доске по одному представителю от каждой команды.

На демонстрационном столе выставлены в двух экземплярах:

разобранный штатив, муфта, кольцо, воронка, фильтровальная бумага, ножницы, стеклянная палочка, шпатель, чистый стакан, колба с дистиллированной водой, стакан со смесью соли и древесного угля.

Участникам конкурса предлагают задание: собрать штатив, приготовить фильтр и провести фильтрование смеси.

В ходе конкурса учитель внимательно следит за работой учащихся, затем комментирует и оценивает их работу.

Победитель приносит своей команде 10 баллов, за второе место-7 баллов, за третье - 4 балла. Все оценки за конкурс жюри заносит в зачётную ведомость каждой команде.

Во время разгадывания кроссворда и конкурса " Эксперимент" члены жюри проверяют объёмную письменную работу и подсчитывают баллы командам.

X. Затем предоставляем слово членам жюри для подведения итогов. Они объявляют оценки за две письменные работы, отмечают учащихся, добившихся высоких результатов. Затем награждают победителей в отдельных конкурсах и команду-победительницу.

В заключение учитель подводит итоги урока.

Литература.

  1. Е.П.Сгибнева, А.В. Скачков. Современные открытые уроки химии 8-9классы. Ростов-на-Дону "Феникс" 2002 г.
  2. А.Д. Шукайло Тематические игры по химии- методическое пособие для учителя. Москва 2003 г.
  3. Библиотека "Первое сентября" Я иду на урок химии. 8-11кл. М-2001 г.
  4. Библиотека "Первое сентября" Я иду на урок химии. Летопись важнейших открытий в химии XVII- XIX вв. Москва "Первое сентября" 2000 г.
  5. В.А. Крицман Книга для чтения по неорганической химии.
  6. Л.Ю. Аликберова Занимательная химия . Москва "АСТ-ПРЕСС" 2002 г.
  7. О.И. Панькова, учитель химии Ключевской основной школы (Алтайский край, Тюменцевский район, с.Ключи.)