План-конспект занятия с воспитанниками, учащимися 9—11-х классов по теме "особенности межличностного взаимодействия и выбор профессии"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • актуализация знаний по проблеме профессионального и жизненного самоопределения;
  • содействие подросткам в осознании их поведенческих и личностных особенностей в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей при выборе профессии;
  • азвитие способности анализировать, обобщать предлагаемую информацию; содействие развитию навыков самоконтроля.

Форма проведения: тренинг.

Ход занятия

1. Разминочное упражнение “Твое будущее”

– Ребята, сегодня, приветствуя друг друга, вам предоставляется возможность сделать вашему партнеру по общению небольшой прогноз на будущее. Например, “Здравствуй Василий – ты трудолюбивый и отзывчивый, я думаю, через пять лет ты станешь хорошим автомехаником”. Игра по кругу.

– Далее, напоминаю вам правила нашей совместной работы:

  1. Добровольность участия.
  2. “Здесь и теперь”
  3. Уважение другого.
  4. Конфиденциальность.

– Мы с вами живем в обществе, и каждому из нас, хотим мы того или нет, приходится взаимодействовать с другими людьми. Кем бы вы ни работали – слесарем на заводе, пекарем в хлебопекарне, овощеводом, экономистом, мастером по ремонту телевизоров, – везде вас будут окружать люди. С коллегами по работе, начальником, а затем, может быть, и подчиненными, у вас будут складываться деловые взаимоотношения, а возможно, и дружеские. Очень важно, чтобы у вас с окружающими людьми было взаимопонимание, взаимоуважение, терпимость и взаимная симпатия. Все это достижимо, если вы умеете общаться грамотно. А у таких специалистов, как юрист, менеджер, агент по продаже, коммерсант, учитель, врач, торговый работник, журналист, культура общения является просто профессионально необходимым качеством – без нее не достигнуть успешной деятельности.

– Сегодня нас ждет очень интересное и важное занятие, на котором вам предстоит решить ряд задач всей группой. И при этом у каждого будет возможность увидеть, как вы взаимодействуете с другими людьми, как они вас воспринимают.

Актуализация знаний, полученных на предыдущих занятиях:

– Как вы помните, на предыдущих занятиях мы уже говорили с вами о том, что выбор профессии – это нелегкий выбор. Выбирая профессию, человек выбирает себе еще и образ жизни. Важно понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого понимания сделать выбор профессии.

– Как вы думаете, от чего зависит удачная профессиональная карьера и успех в жизни? Каждый выберите одну карточку из предложенных вариантов и обоснуйте свой выбор:

  • высокие запросы,
  • содействие влиятельных родственников или знакомых,
  • личные качества (трудолюбие, упорство, богатое воображение, хитрость),
  • наличие плана на будущее, ясное видение цели,
  • умение принимать решения,
  • информированность, осведомленность
  • навыки общения,
  • удача, счастливый случай;
  • профессиональная подготовка;
  • внешние данные.

Словарная работа:

КАРЬЕРА – (итал. carriera – бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus – телега, повозка), быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной или другой деятельности.

КАРЬЕРА (франц. carriere) – 1) успешное продвижение в какой-либо области деятельности; 2) род занятий, профессия

– Таким образом, мы пришли к выводу, что как при профессиональном самоопределении, так и при построении своего профессионального пути (карьеры) важно учитывать следующие моменты (кирпичики структуры профессионального выбора – таблички из бумаги оранжевого цвета):

  1. Информированность о мире профессий и разнообразии возможностей. Специфические знания для данного человека в зависимости от его интересов, способностей, личностных особенностей.
  2. Автономность – осознание собственной уникальности и неповторимости, понимание своих сильных и слабых сторон, умение управлять ими.
  3. Умение принимать решение – на основе анализа выбирать путь для дальнейшего развития и совершенствования.
  4. Умение планировать – уметь предвидеть свой дальнейший путь.
  5. Эмоциональное отношение к выбору – ровное отношение, радость от достигнутого, излишняя эмоциональность губительна.

– После столь серьезного разговора предлагаю вам немного поиграть, отнеситесь, пожалуйста, к предлагаемому упражнению с юмором:

2. Упражнение “Кто тормоз?”

Цель: баланс механизмов возбуждения и торможения.

Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое участников кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии (можно предварительно разделить группу на пары). Ведущий называет различные числа. Когда называется четное число, нужно схватить предмет. (Числа: 3, 15, 21, 14, 75, 53, 33,61, 78, 25, 41, 23, 87, 44).

– Как вы уже знаете, общение между людьми происходит не только при помощи слов (вербальное), но и при помощи жестов, движений, мимики, проксемики (невербальное общение). А сейчас мы выполним упражнение, которое позволяет развить навыки невербального общения.

3. Упражнение “Коррида”

Цель: навыки невербального общения, разминочное упражнение, способствующее снятию напряжения среди участников тренинга, сплочение группы.

Ход упражнения:

Несколько человек (7–8) выходят за дверь. Первому участнику ведущий говорит фразу: “Каратист убил быка одним ударом”. Входит один участник, первый ему без помощи слов объясняет эту фразу, тот записывает её на бумаге так, как понял, не озвучивая. Затем показывает следующему то, что понял сам (записал на бумаге) и т.д. В финале упражнения все фразы зачитываются в обратном порядке их написания.

4. Упражнение “Телепатия”

Цель: развитие навыков невербального общения.

Ход упражнения:

Группа разбивается на пары. Партнеры садятся лицом друг другу. Задание выполняется в два этапа. На каждом этапе участники получают отдельную инструкцию (для первого этапа каждая пара получает по монете).

Инструкция: Один из вас “передающий”, а другой – “принимающий”. Примерно 30– 40 секунд “принимающий” за спиной перекладывает монетку из одной руки в другую, а “передающий” силой мысли пытается убедить его оставить монетку в какой-то определенной руке. По истечении времени “принимающий” показывает два сжатых кулака, в одном из которых зажата монета. “Передающий” проверяет, принят ли его сигнал. Если сигнал принят, то делается пометка на листе бумаги. Естественно, каждый должен побывать и “передающим”, и “принимающим”. У каждого из вас есть 10 попыток, после которых можно сравнить результаты.

После окончания первого этапа проводится короткий опрос участников о количестве совпадений у каждого. Следует отметить, что чем более “телепатичен” “принимающий”, тем больше совпадений. До окончания упражнения нельзя разрушать веру в “телепатию”. Участники должны быть “разогреты” для прохождения второго этапа.

– А сейчас в течение минуты “передающий” должен сосредоточиться на каком-то образе и внушить его “принимающему”. На этот раз у вас пять попыток”.

После подведения итогов о количестве совпадений, можно приступить к “разоблачению” “телепатии”: Если как следует сосредоточиться, то, улавливая ритм дыхания, мимику, позы, мы незаметно для себя вызываем внутри состояние, схожее с состоянием нашего партнера. Поэтому и возможно большее количество совпадений, чем, если бы мы просто пытались угадать желание наших партнеров. Это важное качество – умение угадывать состояние других, и надо в себе всячески его развивать.

Во-первых, узнавая больше о других, мы больше узнаем про себя, а во-вторых, умение чувствовать состояние окружающих помогает нам более успешно общаться друг с другом.

– Наша сегодняшняя встреча подошла к завершению, давайте попытаемся ответить на вопросы: – Каким я увидел себя в общении с другими? Доволен я или нет? Что хотелось бы изменить, развить, подкорректировать?

5. Игра “Место в маршрутке”

Цель: развитие навыков конструктивного взаимодействия.

Выбираются два игрока, задача наблюдающих проанализировать позиции, играющих в сценке, посмотреть со стороны.

Инструкция: Участнику в роли сидящего пассажира нужно не уступать место рядом с собой. Участнику в роли стоящего пассажира нужно попытаться занять свободное место (а на нем сумка сидящего), выбрав определенную позицию во взаимодействии.

Организация: два стула. На одном – пассажир, на расположенном рядом лежит сумка. Входит другой пассажир. Все места заняты за исключением одного! Пожалуйста. Начали!

Ведущий прекращает игру, если участники зашли в тупик. Игра продолжается с другими участниками.

Происходит обсуждение: ощущение, выводы.

Ведущий подводит итоги занятия и просит участников записать шесть правил взаимодействия.

Правила:

  1. Дистанция (не переходить на “ты”).
  2. Просьба отличается от требования (противодействия).
  3. Спокойный тон – оптимальный вариант (крик – признак слабости).
  4. Красивый исход.
  5. Во взаимодействии необходимо правильно выбрать позицию (свысока, на равных, снизу) в зависимости от объекта общения и ситуации.
  6. Ищите сходство.

– Да, владеть навыками конструктивного взаимодействия важно, так как это ведет к успеху в общении, в делах и в жизни.

6. Рефлексия

– Наша сегодняшняя встреча подошла к завершению, давайте попытаемся ответить на вопросы:

  1. Каким я увидел себя в общении с другими?
  2. Доволен я или нет?
  3. Что хотелось бы изменить, развить, подкорректировать?