Обучение и воспитание жизнеспособной личности в духе национальных традиций

Разделы: Социальная педагогика


Закон «О языках народов Республики Татарстан» требует от нас большой работы, направленной на создание целостной системы формирования двуязычия среди наших студентов. Человек любой национальности, прежде всего, должен усвоить родной язык, и вместе с ним хорошо знать историю, культуру своего народа. Обучение и воспитание в нашем Профессиональном колледже ведется на русском языке, но, несмотря на специфику учреждения, созданы все условия для развития творчества учителей и студентов на родном языке. Успехи изучения татарского языка, новости, предстоящие дела всегда доводятся до сведения коллектива. Создала свои лаборатории, пользуюсь накопительными материалом. Работаю над проблемой «Обучение и воспитание жизнеспособной личности в духе национальных традиций в условиях ПК-65». Я ставлю перед собой такие цели, как изучение литературы, культуры, воспитание национального самосознания, формирование нравственно эстетических ценностей, подготовка к жизни и труду на примере вековых традиций народа с учетом требований современности, воспитание культуры межнационального общения, широкое использование национально-регионального компонента.

На уроках татарского языка и литературы ставится также цель формирования положительного отношения к ценностям национальной культуры на базе татарской языковой среды и развития речевой культуры. Данная цель реализуется в процессе:

  • формирования у учащихся целостных представлений об образе жизни татарского народа, приобщение к его традициям и нравственным ценностям;
  • формирования у учащихся эстетического восприятия образцов татарской национальной культуры на фоне достижений общечеловеческой культуры;
  • развития у учащихся навыков татарской литературной речи;
  • развития самостоятельности мышления, творческой фантазии и художественного воображения;
  • развития интереса к татарскому языку, фольклору и литературе.

Можно перечислить всего 84 элемента национальной культуры, которых можно использовать на уроках татарского языка и литературы.

Например, при изучении творчества татарского драматурга Карима Тинчурина «Голубая шаль» применяю структурный анализ. Урок-обсуждение просмотренного спектакля по пьесе проходит через диалог с учащимися. Например, на вопрос: А какова роль в данном спектакле национальной одежды?

Студент отвечает:

– Наверное, чтобы лучше понять то время, события и народ, его традиции, культуру и историю. А описанием мужского и женского костюма, я знакомлю их подробно сама и обосновываю каждый его элемент.

На уроках рассматриваем особенности развития эмоционально-ценностных отношений личности к культуре своего народа, его быту и истории. Национальная культура основывается на определенном комплексе нравственных и эстетических идеалов, но идеалы этноса не существуют сами по себе, а взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Они воплощены в художественных произведениях, поговорках, притчах, сказаниях эпоса.

Богатые воспитательные возможности заложены при изучении поэмы Кол Гали «Сказание о Йусуфе». Поэма построена на кораническом сюжете о Йусуфе. К миру, покою призывает поэт. При изучении произведения вместе с высокими этико-эстетическими идеалами древней булгарской литературы (в которой видят истоки
своих литератур татары) предоставляется удобный случай показать миротворческую миссию религий у разных народов.
Человек, личность – носитель ценностей национальной культуры – объект описания, изучения, анализа. Учебный материал о выдающихся народных героях, писателях раскрывает, как отражается в нем интерес к духовным ценностям целого народа. Учащиеся прослеживают судьбы отдельных людей как творцов и исполнителей творческих замыслов в аспекте национальной культуры.

Например, образ Гаяза Исхаки вызывает интерес у учащихся. Здесь речь идет об авторе, который описывает в своих произведениях отражения судеб личностей как представителей определенного народа в художественной литературе.

На некоторых уроках использую материал с элементами этнопсихологии: описание образа жизни, традиций, обычаев народа. Вместе с учащимися находим, выделяем в художественных произведениях национальный характер героев, их черты, темперамент, нравственный этикет. Проявление образности в логике выводов в самостоятельности суждений учащихся, их национального чувства, например, при изучении произведения Ф. Амирхана «Хаят».

По мере возможности пользуюсь на уроках наглядным материалом. Например, при изучении драмы М. Файзи «Галиябану», демонстрирую предметы национальной одежды: каляпуш, калфак, вышивки.

Как говорил великий татарский поэт, Г. Тукай: «Народные песни – это самое дорогое наследие наших предков... Народные песни дороже жемчугов и рубинов, и поэтому их надо беречь, знать, помнить о том, что народные песни – никогда не тускнеющее, чистое и прозрачное зеркало народной души». На уроках, наряду с изучением художественного произведения, ознакамливаю учащихся с песенной сокровищницей татарского народа. Прослушиваем фонограммы: обрядовые песни, игровые – хороводные; эпос – байты и мунаджаты; лирика, такмаки. Но, к сожалению, мало материала по татарской народной музыке.

– Есть вопрос, который волновал людей во все времена и не оставляет их равнодушными сейчас: «Кто мы, из какого роду-племени?». Из поколения в поколение передавались устные семейные предания. Наши предки составляли генеалогические таблицы, чтобы сквозь века донести до нас память. Незнание своих исторических корней, традиций способствует развитию безразличного отношения к себе как и представителю своего народа. Таким ребятам совершенно безразлично, кто они по национальности. В беседе выясняется, что они не знают своих предков, не интересуются историей своей фамилии, имени. И чтобы пробудить у них интерес, я всегда им зачитываю отрывок из стихотворения Марины Цветаевой:

Какой-нибудь предок мой был скрипач,
Наездник и вор при этом.
Не потому ли мой нрав бродяч
И волосы пахнут ветром?
Не он ли, смуглый, крадет с арбы
Рукою моей – абрикосы,
Виновник страстной моей судьбы,
Курчавый и горбоносый?

На уроках мы знакомимся родословным деревом писателей – шеджере и это вызывает желание составлять родословного дерева своих родственников. Проводим конкурс: «Кто больше знает о своих предках».

При изучении романа Н. Фаттаха «Итиль река течет», я всегда с ними беседую на тему: «Важно ли для вас кто ваши предки – татары или булгары?». Они стремятся высказывать своё мнение, защищать свои идеи.

Для формирования у учащихся ценностей национальной культуры важную роль играют инновационные формы, как конференции, учебные встречи, познавательные игры, лекции, семинары, экскурсии, защиты творческих работ учащихся. Например, на завершающем уроке по  творчеству Г. Камала, проводим игру «Под счастливой звездой», по творчеству Г. Тукая «Поле чудес». Например, при изучении рассказа А. Еники «Невысказанное завещание», вопросе – ответную беседу по содержанию рассказа я разнообразила работы над кроссвордами, театрализованным представлением, созданием художественного портрета главной героини. Одна из основных целей урока – повернуть учащихся лицом к своим корням, обычаям, не забывать о своей религии, сохранять самобытность татарского народа. Все это воспитывает у учащихся такие качества, как добро и милосердие, отзывчивость и вежливость, чуткость и внимательность. Ведь в основе этих качеств лежит любовь. Все начинается с любви: с любви к родителям, к своему дому, к родной земле, к родному краю.
Уроки-концерты носят обобщающий или вводный характер, дают возможность учащимся проявить свои способности, показать отношение к искусству , к творчеству любимого писателя и поэта. Один из таких уроков: «Чья рука теплая?» (по творчеству Х.Туфана).

Я стараюсь, чтобы основу современного урока татарской литературы составляла активная деятельность самих учащихся – это диспут. Эта форма работы приемлема при изучении Г.Кутуя «Неотосланные письма» – помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции.
Повесть Р. Валеева «Жить хочется» привлекает не только сюжетом, который может быть использован диспутах о подлинном героизме, но и образностью языка.. В повести прослеживается и народная мудрость, переданная через слова деда главного героя, который каждый разговор с внуком завершает татарской пословицей «Только терпеливый достигнет своей цели».

Конкретно на уроках татарского языка я, усилив практическую направленность преподавания, посвящая свою деятельность воспитанию умений свободно общаться в устной и письменной форме, читать художественную литературу, периодическую печать. Использование периодической печати на уроках развивает культуру речи, учит учащихся самостоятельно читать, мыслить, благотворно влияет на чувства, переживания, поведение. Наряду с республиканскими изданиями я использую газету «Элмэт таннары». Страницы этой газеты дают материалы, которые способны заинтересовать учащихся, дать им нравственное воспитание. На уроки, посвящённые периодической печати, учащиеся приносят любимые газеты и журналы, готовят обзор.

В развитии творческих способностей, воспитании любви к родному языку, традициям важную роль играют внеклассные мероприятия. Традиционная неделя привлекает всех учащихся, создаёт благоприятные условия для реализации творческих возможностей, каждый участвует в меру своих возможностей; встречаемся с Альметьевскими авторами.
Изучение родного литературного края – важнейшее средство совершенствования учебно-воспитательной работы, развивает у учащихся интерес к литературе, углубляет научные знания, расширяет литературный кругозор.