Урок русского языка с использованием ИКТ по теме "Обобщение и систематизация знаний по правописанию окончаний имен существительных единственного числа"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели:

  • Образовательная:
    Русский язык: обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся полученных по этой теме; упражняться в правописании окончаний имен существительных единственного числа.
    Информационные технологии: закрепление приемов работы в программе PowerPoint.
  • Развивающая:
    Русский язык: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление и речь учащихся.
    Информационные технологии: Освоение приемов работы в программе PowerPoint; Составление алгоритмов; Повторение команд “Копировать”, “Вставить”.
  • Воспитательная:
    Русский язык: воспитание внимание и познавательный интерес, интереса к родному языку.

Урок проходит в компьютерном классе, оборудованным мультимедийным проектором.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • демонстрационный экран,
  • презентация урока,
  • компьютерные тесты для каждой группы учеников,
  • рабочая тетрадь
  • учебник русского языка

Ход урока

I. Организационный момент.

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,
Кто грамматических не знает свойств и правил.
(А. Сумароков)

II. Введение в тему урока.

Учитель начальных классов:
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники!
/Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло на все ответить
Имя существительное!

III. Систематизация знаний.

– Ребята давайте вспомним все, что нам известно об имени существительном.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? и обозначает предмет, например…

Имена существительные бывают собственные и нарицательные, например…

Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные, например…

Имена существительные бывают трех родов: мужской, женский и средний род например… Это постоянные признаки имени существительного.

 – Имена существительные изменяются по числам, например… Есть имена существительные, которые имеют только единственное или только множественное число, например, пальто – существительное употребляется только в единственном числе, лыжи – только во множественном числе.

 – Что такое склонение?

 – Сколько основных типов склонений в русском языке?

 – От чего зависят окончания имен существительных?

Приложение (слайд 5).

 – Назовите, какие имена существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению. Приведите примеры.

Слайд 6, слайд 7.

Учитель информационных технологий:

Ребята давайте составим алгоритм перемещения слов в программе PowerPoint.

Слайд 8.

IV. Упражнение в группировке существительных по склонениям.

1. Словарная работа.

 – Чтобы разрешить этот вопрос, поработаем в группах.

 – Вспомним правила сотрудничества в группе.

  • Слушай своего товарища, не перебивая.
  • Говори понятно.
  • Если задание не вполне ясное. Задай вопрос на понимание “Правильно ли я понял?”

 – Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. На какие группы можно разделить эти слова? (По типу склонения.)

 – Назовите существительные, которые вы отнесли к первой группе (кастрюля, веялка, библиотека ).

 – Назовите имена существительные, которые вошли во вторую группу (пальто, адрес, восток, календарь, арбуз, воробей).

Какие слова составили третью группу (ладонь, мебель, кровать)?

Найдите существительное, употребляемое только в единственном числе.

Приложение. Слайд 9.

2. Дается слово “Существительное”. Из букв данного слова составьте новые слова, запишите их. Определите склонение.

Слайд 10.

3. Теперь давайте немного поиграем.

Игра “Третий лишний”.

Какой предмет лишний и почему?

Слайд 11, слайд 12.

Физминутка для глаз.

V. Упражнение в различении падежей существительных и написании безударных падежных окончаний.

Давайте составим алгоритм для определения безударных окончаний.

Слайд 13.

 – Какие слова могут быть помощниками для проверки безударного падежного окончания? Слайд 14.

Продолжите:

а) чтобы определить падеж имени существительного надо:

б) чтобы правильно написать безударное окончание существительного надо:

Вставь пропущенные окончания, докажи.

Слайд 15.

Проверка.

Слайд 16.

VI. Работа с текстом. Учебник с. 129 упражнение 129.

  1. Выделите грамматическую основу предложения (обращается внимание детей на то, что в предложении две основы, следовательно, предложение сложное).
  2. Спишите 1 и 2 часть, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания. Определите падеж существительных. Выделите в них окончания.

VII. Итог урока.

 – Какие существительные относятся к 1скл., 2 скл., 3 скл.?

 – Как проверить написание безударных окончаний имен существительных в ед.ч.?

 – Урок окончен. Слайд 17.

Приложение.