Внеклассное мероприятие по предмету "Рождественские встречи"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Звон колоколов. (Слайд №1)

Слово учителя.

Наше мероприятие посвящено календарным праздникам русского народа. Цели мероприятия: обобщение знаний по обрядовой поэзии, полученных на уроках литературы, расширение представлений о культурном наследии нашего народа.

Рождественское песнопение « Ночь тиха». (Слайд№2)

1ученик:

Кругом рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола, и с ними в лад слова звучат:
"Мир на земле и счастья всем".
Я чувствовал, как в этот день жизнь городов и деревень объединив,
Звучит призыв: "Мир на земле и счастья всем".

Г. Лонгфелло

2 ученик: В ночь на 25 декабря у католиков и протестантов и 7 января — у православных, когда на севере снег легко кружит в свете ярких праздничных окон, мягкими хлопьями падает на землю и поскрипывает под ногами, а на юге теплый ветер колышет пышные ветви пальм, повсюду, где преобладающей религией является христианство, празднуется РОЖДЕСТВО. ( Слайд№3)

3 ученик: Дни Рождества Христова у каждого народа носят свое название. В Англии — кэролы, в Германии — святые вечера, на Украине и в Белоруссии — коляды, в России — святки. Эти праздники — сплав прекрасных обычаев и традиций, бытующих у людей разных национальностей. Объединяет же их одно — это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время "...милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди <...> свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами

( Слайд4)

4 ученик: В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время свершения добрых дел. В России в святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т.п. Следовали этой традиции все — от государя до простых смертных. ( Слайд№5)

5 ученик: Рождество — праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот -день, и потому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник с его невероятным переплетением народных и христианских традиций — ряжеными, рождественскими играми, песнями и гаданиями. (Слайд№6)

Читает ученик ( Слайд № 7)

Сценка « Пастухи» ( Слайды № 7,8)

ПАСТУХ (1): Посмотри, только что темно было, и вдруг такой волшебный свет. ПАСТУХ (2):В небе звездочка зажглась золотая, Эта звездочка, смотри, не простая!(Рождественское песнопение « Рождество Христово, ангел прилетел …»)АНГЕЛ (торжественно): Сегодня родился Спаситель мира Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере! (Указывает.) Видите, какой свет идет оттуда? (Улетает.)ПАСТУХ (1): Да! Видим! Скорее, пойдем на этот чудесный свет! ПАСТУХ (2):Чтоб на Христа взглянуть И поклониться Богу, Тотчас же пустимся мыв путь, В далекую дорогу. ПАСТУХ (1): Мы не пойдем с пустыми руками. В дар Младенцу принесем Меду, трав душистых. Путь под звездочкой найдем, Яркой, серебристой.

7 ученик: ( Слайд№9)

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звёзды южные дрожат;
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят \Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору,
Озарён Марии лик.
Звёздный хор к иному хору
Слухом трепетным приник. И над Ним горит высоко
Та звезда далёких стран:
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан. А.Фет

8 ученик:

Волхвами вещий сон разгадан,
Открылся Бог своим рабам.
И смирну, золото и ладан
Они несут к Его стопам.
Младенец внемлет их рассказам,
Небесный луч им светит вновь:
В очах Христа – предвечный разум,
В улыбке – вечная любовь. К. Львов ( Слайд №10)

9 ученик: Рождество –особое время для христиан. Кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу , вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки . И души отдыхают в атмосфере всеобщей доброжелательности .

(Слайд №11)

10 ученик: .Рождество в России начинает новый- и календарный, и духовный- год . Рождество- семейный праздник. По всюду горят огни свечей, символизирующие домашний очаг. В светлую рождественскую ночь звезда Вифлеема призывно сияет для каждого из нас. Младенец Иисус родился в Вифлееме и рождается в человеческих сердцах, согревая всех своей любовью. С Рождеством Христовым .

(Слайд№11)

11 ученик:.«Последний день перед Рождеством прошел . Зимняя, ясная ночь наступила; глянули звезды; месяц величаво поднялся на небо, посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа». Так описывал рождественскую ночь Н. В. Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством». ( Слайд №12).

12ученик:.Коляда – так назывался старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями , а так же и сама песня. Ходили из дома в дом, угощались, пели колядки. (Слайд№13)

13 ученик: Колядование начинали дети , молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за это угощение. Колядовали на Руси всяк на свой лад. (Слайд№13)

Читает ученик (Слайд №14) Музыкальное сопровождение ( Коляда)

Сценка « Приходила Коляда»

Ведущая Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота! Пришла и коляда, да из Новгорода. Дети :Приходила коляда Накануне Рождества. Кто даст пирога, Тому полон хлев скота. Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Ведущая. Пойдем к дядьке Мирону колядовать. (Дети подходят к дому Мирона, поют колядку). Прикатила молода! Мы нашли коляду Во Мироновом двору. Эй, дядька Мирон, Выноси добро во двор. Подмораживает нос, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. Коляда, коляда, подай пирога! Не подашь пирога — возьмем корову за рога! Подашь пирога — будет рожь густа, Будет рожь чиста, обмолотиста, Будет с колоса по хлебу, С зерна по пирогу. (Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей). Хозяин . Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. Хозяйка. Сдобные лепешки не лезут в окошко. (Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша девочка с большой кошелкой в руках принимает дары. Колядующие славят хозяев.) 1-й ребенок. Дай Бог тому, Кто в этом дому!
2-й ребенок. Вам и плюшек с творогом.
Все. И детишек полный дом. (Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.)
Ведущая, Пойдем колядовать к дяде Николаю.
(Дети идут и поют). Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили, мы искали коляду святу.
Мы нашли коляду у Николина двора. Николин двор — железный тын, Посреди двора три терема стоят. Во первом терему — красно солнышко, Во втором терему — светел месяц,
Во третьем терему — часты звездочки. Красно солнышко— то хозяюшка,
Светел месяц — то хозяин тут, Часты звездочки — малы детушки.( Колядующие останавливаются у дома Николая.) Колядующие . Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой. С праздником! С Новым годом, со всем родом! Открывайте сундучок — доставайте пятачок! (Никто не отвечает). Ведущий. Может, крепко спит дядя Николай? Давайте ему еще колядку споем. Овсень, овсень, Ты гулял по всем По заулочкам, по проулочкам. Кому песни поем — тому сбудется, Тому сбудется, не минуется. Выходи, хозяин, выходи, боярин, Принимай гостей со всех волостей! . (Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.) Николай. Кто тут орет, Спать не дает? Все. Это мы — колядовщики! Николай. И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом.)Колядующие (хулят говорком). Ну не будет у вас удачи. Одна была корова — и та не здорова, один был петух — и тот хлопотух, одна была кобыла— и та бога забыла.У скупого мужика( Показывает на дом Николая).Родись рожь хороша Колосом пуста,Соломой густа.Ведущая: Пойдемте к дяде Ивану 1-й ребенок. У Ивана на дворе да три терема. 2-й ребенок. Сам Иван — господин светлый месяц. 3-й ребенок. Красно солнышко — его Варварушка. 4-й ребенок. Часты звездочки — его детушки. (На стук выходят хозяин с хозяйкой.).Хозяин. Здравствуйте, люди добрые, Вот вам угощение — Сыр да печенье. Хозяйка. Пряники, конфетки Кушайте, детки!( Колядовщики берут все, укладывают в мешок.) Колядовщики. Спасибо, хозяин с хозяюшкой, С праздником вас, с рублем и полтинничком. Вам на потешки, нам на орешки. 1-й ребенок. Иван Ивановичу житья сто лет! 2-й ребенок. Его женушке — всегда здравьице!3-й ребенок. И всем деточкам: Сыновьям, дочерям-барышням! Все. Жить всем вместе лет до двести! Чтоб у вас поле зеленело, И скотина не болела! Ведущая. Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться. (Дети подходят к дому тетушки Арины).Все. Тетушка Арина, пусти погреться! Арина. Милости прошу, люди добрые, проход Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Ученик : С 6 января ( Рождественского сочельника ) начинались святки. Презентация учащихся (Слайды 15-30.) ( 6 человек, подготовившие презентацию)

После слайда 16 звучит тропарь, после слайда 29 –щедровка.

Интеллектуальная игра. Слайды 31-40

«Раз в крещенский вечерок...»

Цели: расширение кругозора учащихся, приобщение к народным традициям, развитие творческих способностей.

Игра посвящена святочно- новогодним обрядам, поверьям, обычаям. Сегодня вспомнить привычки «милой старины» нам помогут произведения русских писателей. Классическая литература отразила святочный период во всей полноте, яркости, неповторимости.

Задание№1 : « Узнай героя» (Слайд32)

1 команда «Спереди совершенно немец»: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто...» Вы…?

2 команда «Она» имела отроду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причароватъ к себе самых степенных Козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк... А пойдет ли, бывало, она в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы <...>, то <...> голова гладил усы <„.> и говорил стоящему близ его соседу: «Эх, добрая баба! черт-баба!» Вы…?

3 команда «В досужее от дел время (он ) занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке. <...> [Он] был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь еще можно найти в Т... церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда...» Вы...?

Задание №2 (Слайд 33)

1 команда Как известно, в канун Рождества всякая нечисть активизирует свои действия, предвидя свой скорый конец. Про вас у Гоголя сказано: «Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете, но и в эту ночь он выискивал чем- нибудь выместить... свою злобу.»

В чем состояла главная пакость, сделанная вами жителям Диканьки в рождественскую ночь? Кому вы желали отомстить? Каким образом вам удалось вызвать метель?

2 команда Многие в Диканьке утверждают, что Вы — самая настоящая ведьма, вы можете превращаться в различных животных. В кого обращались вы, если верить слухам? Как вы вредили односельчанам в рождественскую ночь? Не поделитесь ли опытом управления своим необычным транспортным средством?

3команда .Вы активный борец со всякого рода нечистью: поединок ваш с чертом завершается абсолютным вашим торжеством. Каким же образом вы так легко совладали с чертом? Как в финале произведения вы «поблагодарили» черта за услуги? Помнится, когда вы пришли за помощью к Пацюку, вас поразила «волшебная» трапеза оного. Почему вы поспешили покинуть дом Пацюка?

Задание№3 (Всем командам) ( Слайд 34)

Ночь перед Рождеством - время шумных молодежных забав, розыгрышей. Оксана, ради которой отправился в далекое путешествие за черевичками Вакула верхом на черте, и другие дивчины и парубки в эту ночь колядовали.

Опираясь на текст Н.В. Гоголя, ответьте на вопросы: В чем сущность обряда колядования? Каково происхождение слов «коляда», «колядовать»? Представьте пример известной вам коляды.

Задание№4 ( Слайд 36)

1.команда

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою,
И на том столе стоит
Зеркало с свечою...
Вот красавица одна,
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...»

В.А. Жуковский « Светлана»

Правильно ли вела себя героиня Жуковского, оставаясь гадать в доме?

2 команда

«На столе (в спальне) стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала.

... Она зажгла свечи и села.

Какого-то с усами вижу, — сказала она, видевшая свое лицо.

Не надо смеяться, барышня, — сказала Дуняша.

... Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах…»

Л.Н. Толстой « Война и мир»

Можно ли было гадать у зеркала в спальне?

3 команда

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть.

А.С. Пушкин « Евгений Онегин»

Почему пушкинская Татьяна собиралась гадать в бане?

Задание№5 ( Слайд 37)

1 команда«Я ничего не боюсь, — сказала Соня. — Можно сейчас?» Она встала. Соне рассказали, где амбар. С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам... и послышался голос: —Прямо, прямо вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться». Л.Н.Толстой «Война и мир» В чем состояла суть гадания у амбара? Как вы думаете, что должна была делать Соня?

2 команда«Ишь что баловницы выдумали! — ворчала Аксинья Захаровна, оставшись одна и кладя меловые кресты над входами и выходами, — ишь что выдумали — снег полоть!..» П.И.Мельников-Печерский «В лесах» В чем состояла суть данного обряда? Как и зачем «пололи снег»?

3 команда «Над нею вьется Лель, А под подушкою пуховой Девичье зеркало лежит. Утихло все.

Татьяна спит.» А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Среди магических предметов при гадании «на сон» зеркало занимало первое место.

Крестик, мыло, перстень, гребень, тарелка. Какой из этих предметов не могла положить под подушку пушкинская героиня? Почему?

Задание№6 ( Слайд 39)

1 команда. Поклонение елке идет из глубокой древности. А вот обычай наряжать елку на Новый год появился... Когда же это было? Варианты ответов: а) в XIX веке; б) в XVIII веке; в) в XVII веке

2 команда. В какой стране была установлена первая упоминаемая в истории новогодняя елка? Варианты ответов: а) во Франции; б) в Германии; в) в России.

3 команда. Кто из русских царей завел на Руси обычай наряжать елку на Новый год, украшать жилище еловыми и сосновыми ветвями? Варианты ответов:

а) Алексей Михайлович;
б) Петр I;
в) Екатерина II.

Задание №7 ( Слайд 40)

Вопрос : Что символизирует собой рождественская пятиконечная звезда?

  1. Город, где родился Иисус Христос.
  2. Имя матери Христа.
  3. Древние мудрецы, пришедшие поклониться новорождённому Иисусу Христу.
  4. Волхвы принесли младенцу Христу золото, ладан и [ ?].
  5. Река, в которой был крещён Иисус Христос.

Заключительное слово учителя. Слайд№41

Давайте Жить, Любить и удивляться,
Давайте верить, помнить и жалеть,
От Счастья плакать, от Души смеяться,
Давайте Жить, чтоб Сердцем не стареть.
Давайте будем искренни в общенье,
Честны в словах, поступках и делах,
Давайте Верить, Свято, без сомнений
Жить на яву, открыто, а не в снах!
Давайте будем честно признаваться
В своих ошибках, зависти и лжи,
Давайте Жить, Любить и восхищаться -
Расправьте крылья у своей Души!

Литература .

  1. Л. И. Брудная идр. Энциклопедия зимних праздников.- С-Петербург, 2003г
  2. М.А. Михайлова Народные праздники, игры и развлечения .- Ярославль, 2005г
  3. С.А. Шмаков Нетрадиционные праздники в школе. – Москва, 1997г
  4. http://www.zavet.ru
  5. http://www.pravmir.ru
  6. http://music.km.ru
  7. http://www.predanie.ru