Урок-соревнование по математике в 7-м классе по теме "Уравнение с одной переменной"

Разделы: Математика


Цель урока: закрепление пройденного материала, осознанное усвоение темы, отработка приобретенных навыков при решении уравнений и задач с помощью уравнений.

Задачи:

  1. отработка вычислительных навыков
  2. развитие интереса к предмету через игровую деятельность
  3. развитие творческих способностей
  4. воспитание трудолюбия и чувство коллективизма.

Оборудование: индивидуальные карточки для решения уравнений, плакаты с текстом задач, числовые кроссворды, тесты.

Ход урока

Класс делится на три команды, урок-соревнование проводится как игра между командами со следующими конкурсами - "поле чудес", "один за всех и все за одного", "найди ошибку", "знаток теории", "конкурс эрудитов".

Вступительное слово учителя, сообщение цели урока, формирование задач перед учащимися.

Учитель:

Математика сурова,
Ее просто так не взять,
Попытайтесь сегодня снова
Получить оценку «пять».

В добрый путь ребята!

Как всегда перед серьезными испытаниями проведем разминку.

1. Решить уравнение: х-7=-9;  -3+х=10; -2х=-14

2. Восстановить правую часть уравнения: 5х=:    0,5х=:     3х=:

х=-9

х=0

х=11

После разминки команды начинают соревнования по конкурсам.

Конкурс 1 «Поле чудес»

Каждая команда получает задание – угадать слово или словосочетание, решив уравнения. Ответ в уравнении зашифрован буквой. Конкурс оценивается в 5 баллов.  Команда, угадавшая слово первой получает дополнительный балл.

м

е

м

т

к

1

1⅔

2

11

-2,5

а

а

и

т

а

5

4

3

-4

-0,6

м

о

р

д

к

1

1⅞

-2

-3

-10

у

в

я

п

о

2

-5

4

-1

11

и

т

о

р

.

8

3

-4

-2

11

п

в

и

д

 

-3

32

10

2

 

Математика
ум   в  порядок
приводит.

Это высказывание великого  М.В. Ломоносова о математике.

Набор уравнений для каждой команды

1 команда

2 команда

3 команда

1. 1,5х=6-4,5х

1,5х+4,5х=6         м

6х=6

х=1

1. 3,2х=10-1,8х

5х=10                    у

х=2

1. 7х+21=х+3

6х=-18                     п

х=-3

2. 5-х=2х+2

-3х=-3                   м

х=1

 2. 9+13х=35+26х

-13х=26                  р

  х=-2

2. 2х+1= -3х-2

5х=-3                     а

х=-0,6

3. 0,3р-5=6-0,7р

 р=11                       т

     

3. 8х-5=х-40

7х=-35                  в

х=-5

3. 8х-40=х+16

7х=56                   и

х=8

4. 13-5х=8-2х

-3х=-5                     е

х=1⅔

4. 4х+15=6х+17

-2х=2                      п

   х=-1

4. 1,3х-11=0,8х+5

0,5х=16

х=32    в 

5. 5х+(3х-7)=9

8х=16                      м

      х=2

5. 6х+(2х-1)=14

8х=15                     о

х=1⅞

5. 11-(9х+2)=45

-9х= 36                 о

х=-4

6. 3х-(5-х)=11

4х=16                       а

х=4

6. 13-(5х+11)=  -6х

 х=-2                        р

6 .9+(8х-11)=14

8х= 16                  д

х=2

7. 3х+5=5х+13

-2х=8                        т

 х=-4

7. 3х+18=(5х-5)*2

-7х=-28                    я

х=4

7. 5х+11=3х+31

2х=20                     и

х=10 

8. 8х+3=(5х-6)*3

-7х=-21                     и 

 х=3

8. 2х-3=5х+6

-3х=9                       д

х=-3

8. 6х-4=3х+5

3х=9                     т

х=3   

9. 4х+3=2х-2

2х=-5                        к

х=-2,5

9. 0,3х-5=6-0,7х

х=11                        о

9.  0,3х-5=6-0,7х

х=11.

10. 5х-2=х+18

4х=20                        а

х=5

10. 4х+4=2х-16

2х=-20                     к

х=-10

 

2 конкурс «Один за всех и все за одного»

Учитель: 

Вот заданье  - не для робких,
Вычитай, дели и множь.
Плюсы ставь, а также скобки-
Верно,  к финишу придешь…

Каждая команда должна решить числовой кроссворд.  Конкурс оценивается в 8 баллов.

Команда, решившая кроссворд  первой получает дополнительный балл.

1 команда

2 команда

3 команда

Уравнения для кроссворда:

1 команда

2 команда

3 команда

 

По горизонтали

 

1. 9х-25=8х+8

х=33      

2. 2(6х -1,2)=4,8

х=0,6

3.(36+5х)*0,3=178,8

х=112

4. (2х-6)*5 =990

х=102

1. 3х-13=2х+27

х=40

2. -3(5-х)= -х+33

х=12

3. 4(х-5)=2х-106

х=-43

4. (х+3)*5=х+63

х=12

1. 5х-14=3х+6

х=10

2. 6х+18=-10х+786

х=48

3. 0,5(4-2х)=х-14,4

х=8,2

4. –(2х-0,5)=0,25-х

х=0,25

 

По вертикали:

 

1. 3х-27= х+43

х=35

2. (3х-3)*5= -13,2

х=0,12

3. 6(3х-5)=150

х=10

4. 5(х-6)=3(х-2)+6

х=15

1. 6х-27=4х+58

х=42,5

2. (2х-6)7=х+140

х=14

3. 8,5(6-х)=-9х+40

х=-22

4. 3х-15=х+15

х=15

1. 8х-6=7х+8

х=14

2. 3(х-8)=4х-66

х=42

3. 2х+10,15=х+19

х=8,85

4. 7х+0,6=3,6+х

х=0,5

3 конкурс «Найди ошибку»

 Учитель:

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.

На плакатах, для каждой команды написаны задачи.  Дана  краткая запись условия задачи, ее решение с помощью уравнения, ответ.   Необходимо найти ошибку либо в краткой записи, либо в решении, либо в составлении уравнения и решить ее правильно. Конкурс оценивается в 2 балла.

1 команда: В  трех корзинах 54 кг яблок. В первой корзине на 12 кг яблок меньше, чем  во второй, а в третьей – в 2 раза больше, чем в первой. Сколько килограмм яблок  в каждой корзине?

Краткая запись:

1- х кг

2- (х+12) кг

3 – 2х  кг

составим уравнение и решим его:

(х+12)+2х=54

3х=42

х=14

Ответ: в 1 корзине – 14 кг, во 2 корзине- 26 кг, в 3 корзине – 28 кг.

Правильное решение:

х+х+12+2х=54

х=10,5

Ответ: в 1 корзине – 10,5  кг, во 2 корзине- 22,5 кг, в 3 корзине – 21 кг.

2 команда: У Миши в 4 раза больше марок, чем у Андрея.  Если Миша отдаст Андрею 8 марок, то у него станет марок вдвое больше.  Сколько марок у каждого мальчика? 

Краткая запись:

Миша – (4х-8) марок

Андрей – (х+8) марок

составим уравнение и решим его:

4х-8= 2(х+8)

4х-8= х+16

3х=24

х=8

Ответ: у Миши – 32 марки, у Андрея – 8 марок.

Правильное решение:

4х-8= 2(х+8)

4х-8= 2х+16

х=12

Ответ: у Миши – 48 марок, у Андрея – 12 марок.

3 команда: На первом участке на 9 кустов смородины больше, чем на втором.  Если со второго участка пересадить на первый 3 куста, то на первом участке станет в 1,5 раза больше кустов смородины, чем на втором. Сколько кустов смородины на первом участке?  

Краткая запись:

1 участок - (х+9)+3

2 участок – (х-3)

составим уравнение и решим его:

1,5(х-3)=х+9

1,5х-4,5= х+9

х=27

Ответ: на 1 участке 36 кустов.

Правильное решение:

(х+9)+3=1,5(х-3)

0,5х= 16,5

х=33

Ответ: на 1 участке 33 куста.

4 конкурс «Знаток теории»

Учитель:

Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем отгадок
И поискам предела нет.

В данном конкурсе каждый участник команды должен решить тест с выбором ответа, ответив на  2 вопроса теории и один практический. Каждый участник команды может принести 3 балла команде и получить оценку.    

(Тест см. в Приложении 1)

5 конкурс «Эрудит»

Учитель:

Тропинка к истине сложна
И потому в мышленье чистом
Отвага дерзкая нужна
Не менее, чем альпинистам.

Последний конкурс дает возможность командам догнать лидера.  Каждое задание этого конкурса оценивается в 1 балл.

1. Записать число 100 пятью единицами?

2. Записать число 100 пятью пятерками?

3. Записать число 4 тремя пятерками?

4. Записать  число пять  тремя пятерками?

5.  Записать число 37 с помощью пяти троек?

Учитель: подводим итоги урока. Победившая команда получает пятерки за урок, остальные команды оцениваются по набравшим ими баллам.