Инновации в школах Германии в начале ХХ века

Разделы: Иностранные языки


Необходимость модернизации всех компонентов школьного образования на современном этапе развития общества обусловила широкий инновационный поиск. В этих условиях закономерно возрастает интерес российской научно-педагогической общественности к зарубежной школе (в том числе, к немецкой), ее историческому опыту и достижениям при переходе школьного образования на гуманистическую парадигму.

Становление системы школьного образования в Германии приходится на XVII – XIX вв. Кризисные явления в школьном образовании Германии наблюдались в периоды социально-экономической нестабильности общества, смены общественно-экономических формаций. Новые социальные, экономические, культурные требования общества стимулировали инновационный поиск, вызывали изменения в школьном образовании. Основными тенденциями в развитии школьного образования в этот период были:

– расширение контингента учащихся;
– стремление к централизации государственного управления школьным образованием;
– стремление к унификации среднего образования и его дифференциация с целью обеспечения разных путей к высшему образованию;
– отбор содержания образования с целью преодоления его отрыва от реальной жизни;
– улучшение подготовки кадров учителей.

Кайзеровская Германия в начале XX века была страной с высоким экономическим потенциалом, но с заметно устаревшей по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами системой образования. Одной из главных причин такого отставания было наличие в составе Германии 26 мелких государств, каждое из которых имело право по своему усмотрению организовывать народное образование, составлять школьные программы, отбирать учебники, определять сроки обучения и т.д.

Наиболее общим типом школы для страны была 8-летняя народная школа, школа для бедных. Ее задачей была подготовка детей к практической жизни в сферах церкви, семьи, профессии, общины и государства.

Несколько типов средней школы – гимназии, реальные гимназии, реформированные гимназии и др. с высокой платой за обучение давали учащимся из состоятельных слоев значительно больше знаний, но и они не соответствовали потребностям общества. В число этих школ входили и привилегированные частные школы с первоклассными учителями и современными методами обучения.

Значительные изменения в социальной и экономической жизни Германии сделали актуальной задачу построения в Германии системы бесплатного обязательного начального и среднего образования. Экономические потребности растущей промышленности требовали организации эффективной системы профессионального и специального образования.

В это же время происходит интенсивная переоценка духовных ценностей, идеалов. Под влиянием общественной критики начинается активный поиск путей реализации новых идей в практической деятельности образовательных и воспитательных учреждений.

В первой трети ХХ века школьное образование Германии развивалось в направлении дальнейшей унификации и стандартизации среднего образования, профилирования школьного образования на средней и верхней ступенях в целях удовлетворения потребности в творческом, кооперативном и индивидуальном обучении. Дифференциации и структурированию школьного образования способствовали государственные реформы начала ХХ века.

Во времена Веймарской Республики произошло разделение на главную, реальную школы и гимназию, однако их доступность ограничивалась тем, что два последних вида школы, дававшие более качественное образование, были платными. Намерения создать органичную систему народного образования, отделить школу от церкви, расширить содержание образования, соединить общее образование с профессиональным были прогрессивными по своей природе и должны были способствовать демократизации образования. Однако провозглашенные конституцией принципы обязательности, всеобщности, равенства образовательных возможностей оказались далекими от практического воплощения.

В связи с требованиями обновления школьного образования возникла необходимость создания экспериментальных учебно-воспитательных учреждений, деятельность которых была направлена на развитие творческого отношения детей к учебе, на учет интересов и склонностей учащихся, активизацию форм и методов обучения. В начале ХХ века появляются школы, в которых не только учителями, но и общественными и религиозными деятелями, психологами и врачами опытным и экспериментальным путем разрабатывались различные направления педагогики и апробировались новые приемы и методы обучения и воспитания.

В этот период существенно изменился взгляд на цели и функции воспитания и образования, создавались и внедрялись в педагогическую практику различные альтернативные воспитательные и образовательные системы, созданные на идеях гуманистической педагогики. На территории Германии получили распространение около двадцати моделей европейских реформаторских школ. /См. Приложение №1/

Анализируя роль экспериментальных учебно-воспитательных учреждений в становлении массовой новой школы Германии, многие исследователи отмечают, что они так и остались одиночками в сфере частной инициативы. Но именно их практика позволила преодолеть авторитарность в воспитании, подавление личности ребенка и формализм образования, против которых и была направлена вся реформаторская педагогика.

Одной из инноваций ХХ века стало помимо традиционного раздельного и совместное обучение полов, хотя о полоролевом воспитании мальчиков и девочек речь еще не идет. Многие передовые педагоги выступали за интернациональное /без расовой дискриминации/ и надконфессиональное образование. Характерным являлось и отсутствии разделения по социально-материальному признаку, стремление сделать школу “школой для всех”.

Типичным для исследуемого периода было создание “педагогических провинций”, сознательная изоляция подростков от негативного влияния общества. Хотя цели такой изоляции были разными: одни педагоги пытались избежать распространения пагубных пристрастий к алкоголю, курению и т.п., другие видели в этом возможность создания в стенах школы новой модели социального устройства общества, с последующим распространением ее на все общество в целом.

Формированию новых общественных отношений, воспитанию самоуважения и ответственности способствовали и различные формы школьного самоуправления: советы учащихся, конференции и комитеты, школьные канцелярии, ученические суды. Инновацией было и коллегиальное самоуправление школы учителями.

Во многих экспериментальных учебно-воспитательных учреждениях педагоги сознательно отказывались от традиционного деления на классы. Вместо них создавались семьи, содружества, товарищества.

Инновацией данного периода можно считать и учет терапевтического аспекта в организации педагогического процесса: организация режима дня с учетом физиологических и психических особенностей детского организма; введение гигиенической организации преподавания, ориентация на ритм дня, недели, года. В некоторых случаях с этим была связана и интеграция врача в жизнь школы, его участие в школьных конференциях.

Совместная работа учителей и родителей, вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс характерна для деятельности многих школ.

В сфере содержания образования в исследуемый период наблюдается тенденция к дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. Во многих моделях предпринимались попытки выделить основное, обязательное для всех, ядро изучаемых предметов и предложить учащимся разнообразные предметы по выбору /курсы/ в соответствии с интересами, способностями и желаниями.

Для многих педагогов был принципиально важен синтез интеллектуального, физического, художественного воспитания и практического труда. Большое значение придавалось практической работе, сельскому труду, выполнению необходимых работ для всех членов школьного сообщества.

Большое количество инноваций появилось в целях преодоления догматизма и вербализма и в технологической области школьного образования.

Инновацией данного периода является ориентация на возрастные особенности учащихся не только учебного плана, но и методов обучения, ориентация содержания образования на духовные потребности, методов – на психологические и психические особенности каждой возрастной ступени.

Становлению субъектной позиции ученика способствовали методы “совместных занятий”, организация “ситуаций круглого стола”, проведение школьных праздников, отказ от традиционного размещения учащихся в классе.

Во многих школах для повышения мотивации и индивидуализации обучения использовались образовательные поездки.

Широкое распространение получил прямой метод изучения иностранных языков.

Отмена цифровой оценки /отметок/ и второгодничества в некоторых школах способствовали тому, что школа перестала быть местом раздачи социальных шансов и селекции – сортировки учеников на хороших и плохих, каждый мог свободно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

Активно развивалась теория развивающего обучения в ходе самостоятельного учения:

– принцип активности учения в процессе обучения. За учителем остается общее руководство и советы при организации самостоятельной учебной работы школьников /Наторп, Кершенштейнер/;

– учение как игра / В.Флитнер, Г.Ноль, Ф.Гансберг/

– методы развивающего обучения / Г.Шаррельман– методы эвристической беседы, образные рассказы учителя/.

Таким образом, исследование инновационных процессов в школах Германии в первой трети ХХ века позволило сделать следующие выводы:

1. Становление системы школьного образования в Германии проходило в тесной связи с экономическими, политическими, социальными процессами в обществе.

2. В исследуемый период в Германии наблюдается наиболее интенсивный процесс инновационного поиска в школьном образовании. Инновационные процессы инициировались как “сверху” путем осуществления государственных реформ, так и “снизу” при реализации различных альтернативных воспитательных и образовательных систем, созданных на идеях гуманистической педагогики, с учетом результатов научных исследований в области психологии и социальных наук.

3. Основными направлениями инновационных поисков в школьном образовании Германии стали (см. Приложение № 2, Приложение № 3, Приложение №  4):

  • в сфере организации и структуры образования /стремление к реализации принципов обязательности, всеобщности и равенства образовательных возможностей (интернациональное, надконфессиональное образование, совместное обучение полов), к созданию “единой эластичной” школы; окончательное разделение на главную, реальную школу и гимназию, учет терапевтического аспекта в организации педагогического процесса, вовлечение родителей в образовательный процесс, введение форм школьного самоуправления/;
  • в сфере содержания образования /стремление к дифференциации и индивидуализации образовательного процесса; разделение изучаемых предметов на основные и по выбору; синтез   интеллектуального, физического, художественного воспитания  и производительного труда; ориентация учебного плана на возрастные  особенности учащихся/;
  • в области разработки технологий, методов, форм и отдельных приемов обучения и воспитания /отмена цифровой оценки и второгодничества, методы развивающего и воспитывающего обучения и соответствующие им организационные формы обучения, новые методы активизации самостоятельной работы школьников /.

4. Деятельность реформаторских школ, возникших как лаборатории по апробации новых педагогических идей, оказала большое влияние на демократизацию и гуманизацию всего школьного образования Германии.

По мнению автора, результаты исследования представляют определенный интерес для использования опыта школ Германии в осуществлении модернизации российского образования.