Урок истории по теме "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об афинской демократии в V веке до н. э.; показать достижения и ограниченность афинской демократии
  2. С целью развития умений анализировать, обобщать, делать вывод, отвечать на вопросы организовать познавательную деятельность учащихся
  3. Воспитать в школьниках умение ценить свободу и независимость, уважение прав человека и гражданина.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок

Форма урока: Урок-беседа с серией проблемных заданий, подводящих учащихся к самостоятельным выводам, значимым для данной темы

Основные понятия:

  1. демократия
  2. демос
  3. гражданин
  4. гражданство
  5. принцип разделения властей

Оборудование урока:

  1. учебник “История Древнего мира” Вигасина А. А.,
  2. мультимедийное оборудование (слайды “Формирование гражданских ценностей”), понятия на доске/

План урока

  1. Организационный момент
  2. Экспресс-опрос
  3. Повторение “Афинская демократия в V веке до н. э.”
  4. Обобщение
  5. Выводы

Ход урока

1. Организационный момент

(Демонстрация слайда №1)

Вводное слово учителя:

(демонстрация слайда №2 – тема урока “Гражданин как порождение афинской демократии”)

В течение ряда уроков вы изучали историю Древней Греции. Вы узнали местоположение Древней Греции, познакомились с их цветущей культурой, неповторимый облик которой придавала языческая религия греков, обсуждали мировоззрение эллинов, их занятия. От Древнего Греции мы унаследовали многие обычаи и правовые нормы, некоторые механизмы управления. Древняя Греция подарила нам демократию, историю, логику. У нас на слуху имена многих выдающихся людей Древней Греции, героев и мудрых монархов, философов и художников. Давайте, постараемся с вами вспомнить некоторые особенности Эллады с помощью экспресс-опроса. Почему экспресс? Я вам быстро задаю вопрос, а вы должны также быстро ответить. За каждый правильный ответ вы будете получать карточки, а в конце урока мы подсчитаем, кто же набрал больше всего карточек.

2. Экспресс-опрос:

  1. Полуостров на юге Европы, где возникло греческое государство (Балканский полуостров)
  2. Самая высокая гора в Греции (Олимп)
  3. Область в Древней Греции (Аттика)
  4. Простой народ в Греции (демос)
  5. Население Афин, обладающее правами (граждане)
  6. Командующий войском и флотом (стратег)
  7. Рыночная площадь в Афинах (Агора)
  8. Сосуд для перевозки жидких продуктов (амфора)
  9. Военный корабль греков (триера)
  10. Власть народа (демократия)
  11. Порт Афин (Пирей)
  12. Предмет для письма (стиль)
  13. Место для зрелищ (театр)
  14. Олимпийские игры проводились в честь бога … (Зевса)
  15. Дерево, которое выращивали в Греции (Олива)
  16. Какие полисы в Древней Греции вы знаете (Афины, Спарта)
  17. Главным храмом на Акрополе был … (Парфенон)
  18. Победитель Олимпийских игр награждался… (оливковым венком)
  19. главный бог Древней Греции (Зевс)
  20. Кто отменил долговое рабство в Афинах (Солон)

Какие вы оказывается молодцы! Как хорошо вы изучили историю Древней Греции!

3. Повторение “Афинская демократия в V в. до н. э.”

Вопрос учителя: Вспомните, какие изобретения подарила нам Древняя Греция?

Ученики называют следующие изобретения: (театр, олимпийские игры)

Учитель: А вы знаете, что идеи демократии были тоже порождены древнегреческой цивилизацией?

Постановка вопросов наводящего характера:

  • Что же означает слово демократия? (власть народа)
  • Каково его происхождение? (зародилось в Древней Греции, демос – народ, кратос – власть)
  • Кто такой демос, кто входил в его состав? (простой народ: ремесленники, мелкие торговцы, рабочие, матросы и т. д.)

Вывод учителя:

Греческая демократия – это основа, прародительница мировой демократии, в том числе и демократии России.

Вопрос учителя: А как вы думаете, в какой стране зародилось такое знакомое всем понятие, как гражданин? (В Греции)

Правильно, в Греции. Представляете, уже в V в. до н. э., много-много тысяч лет назад применяли это слово – “гражданин”, а ведь это говорит нам о наследии греческих ценностей.

(демонстрация слайда №3 – Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и ………. – обязанность государства.)

Взгляните на экран. Вы видите статью из конституции РФ. Но здесь пропущено одно слово. Давайте вместе прочитаем эту статью и подумаем, что же за слово здесь пропущено. ( Слово – гражданина)

Слово учителя:

Понятие гражданин мы слышим с вами довольно-таки часто. “Эй, гражданин в шляпе, сдачу забыли!” – кричит продавщица в магазине. “Граждане судьи!” - обращается подсудимый к членам суда. “От гражданина Иванова”, - пишет в заявлении жилец квартиры. А вот и другой пример: великий русский поэт Н. А. Некрасов спрашивает: “А что такое гражданин?” и сам же отвечает: “Отечества достойный сын!” Удалось ли вам почувствовать разницу в определении понятия “гражданин”?

4. Обобщение

Выяснение положения афинских граждан, их права и обязанности

Вопросы учителя:

  1. А кого считали гражданами Афин?
  2. Какими правами обладали афинские граждане?
  3. Какие обязанности они должны были выполнять?
  4. Какой главной ценностью обладали афинские граждане и очень этим гордились?

Комментарий учителя:

Обратите внимание на единство прав и обязанностей афинских граждан. Но самое важное из них – это участие в управлении государством. Давайте же вспомним, каково было устройство Афин в пятом веке до нашей эры.

(демонстрация слайда №4)

Взгляните на экран. Здесь представлена схема государственного устройства Афин. Давайте разберем эту схему и охарактеризуем функции государственных органов.

- Как вы думаете, почему важно, чтобы власть не оказалась в одних руках?

Обратите внимание на следующие понятия (учитель демонстрирует понятия на доске) – выборность, отчетность, срочность, сменяемость, факт разделения властей очень актуален и в наши дни, так как это важнейший признак правового государства.

 Греки очень гордились ценностями афинской демократии. Каждое утро свободный афинянин начинал с молитвы богам

Слава Богам, что я родился мужчиной, а не женщиной!
Слава Богам, что я родился эллином, а не варваром!
Слава Богам, что я родился свободным, а не рабом!

5. Физкультминутка

Мы работали, писали
И, наверное, устали.
А теперь всерьез, не в шутку,
Проведем физкультминутку.
Потянулись все вперед,
А потом наоборот.
Вот большие птичьи крылья,
Волны катятся морские.
Это детская юла,
Кругом голова пошла.
Вдох глубокий, руки шире,
Нет дружней нас в целом мире!
Все на месте прыг да скок,
Продолжаем наш урок.

6. Проблемное задание о рамках афинской демократии

(демонстрация слайда №5)

По подсчетам ученых население Аттики в V веке до н. э. составляло около 300тыс. человек. Из общего числа рабов насчитывалось около 100 тысяч, метеков – около 50 тысяч. Половину гражданского населения составляли дети. Половину взрослого гражданского населения – женщины.

- Какая часть населения обладала всеми правами? (1/10, примерно 35 тыс. человек)

- Какие категории населения не могли принимать участие в управлении государством? (рабы, метеки, женщины)

- Какой вывод можно сделать на основании этого об афинской демократии?

Комментарий учителя:

Действительно, на основании всего этого мы можем говорить об ограниченности афинской демократии. Но, тем не менее, нам, ни в коем случае нельзя забывать о том, что афинская демократия – это важнейшее достижение древнегреческой цивилизации, ни одно другое государство не может сравниться в этом смысле с Афинами.

7. Выводы по уроку в целом:

Многочисленные достижения Древней Греции являются основой современной культуры. И в наше время геометрию начинают изучать по Евклиду, логику – по Аристотелю, изучение медицины заканчивается клятвой Гиппократа. Мы до сих пор ходим в театры и переживаем за наших спортсменов на Олимпийских играх. В основе нашего алфавита лежит греческий.

Идеи демократии, гражданственности, принцип разделения властей, свободы мысли и слова, уважение прав человека и гражданина были порождены древнегреческой цивилизацией и используются нами до сих пор.

8. Подведение итогов урока:

Ребята, на этом наш урок заканчивается. Спасибо вам большое за работу. Я очень надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас даром.

Подсчет карточек.