Модель самоуправления «Фрегат "Впередсмотрящий"»

Разделы: Классное руководство


Воспитатель должен способствовать естественному росту ребенка, создавать условия для развития его индивидуальности, организовывать ту воспитательную среду, в которой ребенок может обрести самостоятельность и свободу.

Жан-Жак Руссо

В 2005/2006 учебном году в нашей школе № 588 началась опытно-экспериментальная работа по теме “Становление системы ученического самоуправления как средство воспитания гражданина и социальной активности учащихся в современной школе” (научный руководитель – Е.Н. Барышников). Вместе со своими учениками 11 “Б” класса мы стали участниками первого этапа эксперимента. С одиннадцатиклассниками нам работалось легко и интересно. Они были лидерами в школе. И когда 1 сентября 2006 года я стала классным руководителем 5 “Б” класса, мои детки: красивые, воспитанные, веселые, добрые, с умными глазами, но еще совсем маленькие.

Что нас ждет впереди? Как мне достичь моей главной цели – воспитать здорового, культурного человека, способного самостоятельно строить свою жизнь, разрешать свои проблемы, принимать решения, взаимодействовать с другими людьми, любить свой город, свою Родину. Будут ли они такими активными, как мой 11 “Б”? Что мне в этом поможет? Вспомнились слова Иоганна Генриха Песталоцци: “Детство – равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду”. И я поняла – самоуправление! Вот эффективное средство воспитания и развития детей.

Самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решения других социально ценных задач. Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе? Ведь они еще дети! А дети любят игру.

Нашими общими усилиями – учеников, родителей и моими, – была создана модель самоуправления – фрегат “Впередсмотрящий”. Почему “Впередсмотрящий”? Потому что, жизнь это движение вперед, к достижению цели.

Модель самоуправления
Фрегат “Впередсмотрящий”

Цель: Развитие системы классного самоуправления с целью воспитания человека готового и способного к созидательной деятельности, к жизненному самоопределению.

Задачи:

  1. Создание условий для самовыражения и самоутверждения каждой личности
  2. Развитие инициативы, творчества и самостоятельности каждого члена команды.
  3. Формирование, у учащихся нравственной и гражданской позиции.
  4. Воспитание ответственности за порученное дело.
  5. Построение отношений дружбы и заботы друг о друге.
  6. Приобретение опыта готовности и способности выполнять различные социальные роли человека.
  7. Получить начальные навыки управленческой деятельности.

 Структура самоуправления

Динамика самоуправления на разных
этапах развития коллектива

Характеристика коллектива I этап
5 класс
II этап
6–8 класс
III этап
9–11 класс
Качества коллектива Создание актива, формирование общих целей Заинтересованность учащихся в делах класса, формирование коллектива Организация самоуправления
Функция самоуправления Исполнительская Исполнительно-организаторская Управленческая
Содержание самоуправления Система временных поручений, назначение ответственных лиц Самостоятельное выполнение небольших заданий, разработка идей, помощь в проведении мероприятий Принятие решений, организация, контроль, разработка проектов
Позиция классного руководителя Учитель Консультант Партнер

 В 7 “Б” классе обучается 25 человек – 14 мальчиков и 11 девочек.

Ученики, их родители и классный руководитель – полноправные члены команды игрового фрегата “Впередсмотрящий”.

Жизнь на фрегате функционирует и развивается на основе следующих принципиальных позиций:

  1. Равноправие – все должны иметь одинаковое право голоса при обсуждении и принятии того или иного решения.
  2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
  3. Открытость и гласность – работа органов самоуправления должна быть открытадля всех членов команды.
  4. Законность – неукоснительно должны соблюдаться правовые и нормативные акты.
  5. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализациюосновных интересов и потребностей учащихся.
  6. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
  7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
  8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

Все учащиеся класса разделены на четыре экипажа и имеют постоянные поручения. Наряду с ними часто выполняются временные задания, для этого создается временный совет дела, который:

  • организует подготовку и проведение коллективных творческих дел;
  • анализирует их эффективность.

Высший орган самоуправления на фрегате – общее собрание членов экипажей, которое организуется по мере необходимости, но не реже одного раза в триместр. Ему подчиняется совет корабля, который возглавляет капитан. Совет корабля и капитан избираются тайным голосованием и отвечают за основные направления работы.

Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива (совета корабля и капитана), заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

Совет корабля обладает следующими полномочиями:

  1. участие в составлении и обсуждении плана работы класса;
  2. подбор и назначение ответственных за подготовку и проведение различных дел в классе;
  3. заслушивание отчетов экипажей за выполнение поручений;
  4. организация участия всех членов команды – детей и взрослых – в коллективных творческих делах класса и школы;
  5. подведение итогов соревнования между экипажами
  • Рейтинг успеваемости учащихся по полугодиям и за год
  • Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы по полугодиям и за год
  • “Лучший ученик года”
  • “Лучший экипаж года”
  • “Лидер года”

Консультанты: классный руководитель, родители, учителя-предметники помогают учащимся в организации жизни класса, чтобы самоуправление работало на основе вышеизложенных принципов.

Консультанты могут присутствовать на советах корабля, если они не объявляются закрытыми.

Создание в классе жизненного игрового пространства, формирование классного сообщества как союза единомышленников, учет интересов и потребностей каждого ребенка при выборе содержания и методов организации деятельности способствуют обретению школьниками опыта самореализации и самоутверждения своей личности и построению в классе комфортных доброжелательных отношений.

Наш девиз:

“Свою судьбу я строю сам!
Творю! Люблю! Живу!”

Правила жизни:

  1. Выполняй Устав школы
  2. Помни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
  3. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
  4. Прежде, чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях. Не оставляй товарища в беде.
  5. Защищай слабого, приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя попросят. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
  6. Хочешь, чтобы тебя уважали, – уважай человеческое достоинство других. Уважай и заботься о старших, помогай пожилым людям. Помни, старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
  7. Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
  8. Школьная жизнь сложна и разнообразна, в ней немало радости, но есть и печали. Учись мужественно переносить неприятности и неудачи. Не срывай неудачи на товарищах и учителях. Будь смел!
  9. Если случится ошибиться, оступиться, – не выкручивайся и не ври. Будь честен прежде всего перед самим собой. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
  10. Хочешь не хочешь, а учиться надо. Не унижай себя бездельем, не ленись. Лентяям в нашем классе плохо. Учти, что в России встречают по одежке, а провожают по уму. Создавай и укрепляй традиции класса и школы.
  11. Люби свою Родину, родной город Санкт-Петербург и нашу школу. Наша школа – самая лучшая потому, что она – НАША! Дорожи школьным товариществом – оно на всю жизнь. Старайся оставить о себе добрую память. Словом и делом, примером учебы и поведения преумножай славу класса, родной школы.

Помни: мы – будущее России!

Традиционные дела команды:

  1. Классные собрания: “Ищу помощников”, организационное собрание “Анализируем, оцениваем, планируем”, итоговое классное собрание “Лукошко наших дел”.
  2. Сбор макулатуры
  3. Участие в декадах знаний по предметам, в олимпиадах
  4. Интеллектуальные игры, турниры по шашкам и шахматам
  5. Праздники:
  • “День знаний”, день именинников “Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!”
  • “Здравствуй, здравствуй Новый год”
  • “День, пахнущий мимозой” (для девочек и мам)
  • День Защитников отечества
  • Смотр строя и песни
  • День невинных обманов – день смеха
  1. Уроки мужества и памяти: 27 января и 9 мая
  2. Экскурсии “Знай и люби свой город”
  3. Походы и посещения театров
  4. Спортивные соревнования: школьные и районные
  5. Трудовые десанты

См. Приложение

Благодаря самоуправлению наш класс достиг хороших результатов: в 2007/2008 учебном году он стал классом года. Ребята не только добросовестно и с удовольствием выполняют поручения, но уже умеют самостоятельно подготовить и провести праздники в классе, заседание совета дела, совета корабля, классные собрания. Главным двигателей, мне кажется, является соревнование между членами команды и экипажами за звания: “Лучший экипаж года”, “Лучший ученик года” и “Лидер года”.

Для того, чтобы результаты были объективными ведется систематический учет деятельности каждого члена экипажа и всего экипажа в целом – бортовой журнал, в котором за все классные и общешкольные дела выставляются баллы, за участие в районных мероприятиях дается большее количество баллов. В конце полугодия и за год подсчитывается “Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы каждого члена команды и экипажа в целом”, так же подсчитывается “Рейтинг успеваемости каждого ученика и экипажа – средний балл успеваемости”.

По результатам этих данных выявляется “лучший ученик”, “Лидер класса” и “Экипаж года”. Эти ребята обязательно награждаются грамотами и призами. С каждым годом развиваются лидерские качества ребят, в 2007/2008 учебном году, тест “Вы лидер?” показал, что 44% учащихся обладают качествами, позволяющими быть ему хорошим лидером.

Видны положительные тенденции в развитии системы ученического самоуправления в классе и по результатам диагностики.

Для определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе использовалась методика, подготовленная профессором М.И. Рожковым.

См. Приложение 1, Приложение 2

Работая над темой самоуправления, могу сделать вывод: самоуправление – это великая сила, это нужно и детям, и учителям. Особенно классному руководителю: отношения с детьми становятся более дружными, доверительными, действительно получается, что учащиеся, их родители и классный руководитель вместе – дружная семья. Ребят не нужно заставлять что-то делать, они сами с удовольствием участвуют в жизни класса, школы. Если раньше в классе были ученики, которые вообще не участвовали в школьных делах, то теперь таких нет. Ребята по своим силам, развитию, способностям выбирают занятия по душе – либо это трудовые дела, либо выпуск газет, участие в классных часах, украшение класса, школы и т.д. Чтобы был результат работы по самоуправлению, нужно заниматься этим с начальной школы и обязательно учить этому детей. И, конечно, ведущая роль в этой работе все равно принадлежит классному руководителю – другу, помощнику и наставнику.

Литература

  1. Классному руководителю о самоуправлении в классе. Методическое пособие. М, 2006.
  2. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М, 2004.
  3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М, 2001.
  4. Самоуправление в школе. Сост. В.В.Вавуло, О.В.Крючкова, О.А.Хаткевич. М, 2002.
  5. Научно-методический журнал “Классный руководитель”, 2004 г. № 7, 2005 г. № 4.