Урок — мастерская построения знаний по теме "Глицерин" (10-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 10


Декартовское изречение: “Мыслю – значит существую” применительно к учебному процессу можно перефразировать так: “Познаю – значит существую”. Почувствовать удовольствие от сделанного открытия возможно при организации урока в форме мастерской. Шаг за шагом, от мастерской к мастерской дети переходят от запоминания к пониманию, от пассивного слушания к активному общению в поиске ответов на свои вопросы, то есть становятся исследователями.

Где нет простора для
проявления способности,
там нет и способности.
Л.Фейербах

Цели урока:

  • на основе данных анализа, полученной информации составить формулу глицерина как представителя многоатомных спиртов, спрогнозировать его свойства, доказать верность прогноза в ходе химического эксперимента;
  • создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;
  • формирование опыта творческой деятельности, опыта делового общения;
  • развитие творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности.

Оборудование:

  • набор для собирания шаро-стержневых моделей молекул;
  • компьютер с установленными программами: АCD/ChemSketch, ChemiFormula, DotFrmla, PowerPoint;
  • сетевая версия диска “Учебное электронное издание. Химия (8–11 класс). Виртуальная лаборатория”.

В начале урока учитель мотивирует учащихся на получение знаний в ходе самостоятельной работы с затребованной информацией. Для участия в мастерской построения знаний десятиклассники объединяются в творческие группы. После объявления учителем цели урока они приступают к определению вопросов, которые будут задавать учителю – “хранителю информации”, и, главное, в какой последовательности. Конечным результатом работы группы является составленная характеристика нового вещества – “портрет”, который группа должна представить на общем обсуждении. Несмотря на то, что главное на данном уроке – самостоятельное приобретение знаний, отдельно оценивается “траектория” приобретения этих знаний, то есть количество заданных вопросов и, главное, логичность в их построении.

Каждая группа получает задание.

По затребованной информации определить:

  • состав – молекулярную и структурную формулы вещества;
  • собрать шаро-стержневую и создать компьютерную модель вещества в программе ACD/ChemSketch, ChemiFormula или DotFrmla
  • определить принадлежность вещества к конкретному классу органических соединений, сделать прогноз химических свойств;
  • создать в программе PowerPoint презентацию – “портрет” данного вещества.

Учитель по поступившим вопросам может предложить следующую информацию:

  • При действии на это вещество азотной кислоты в присутствии концентрированной серной образуется “гремучее масло”, являющееся взрывчатым веществом;
  • Это вещество является составной частью жиров, чем и определяется его значение в природе. Единственным способом получения его в течение целого столетия было омыление жиров.
  • Сложные эфиры этого вещества имеют важное значение, так моноэфиры фосфорной кислоты – глицерофосфаты применяются как лекарственные препараты при общем переутомлении и истощении нервной системы, а триэфиры жирных кислот являются составной частью липидов;
  • Тринитрат данного вещества является токсичным взрывчатым веществом, разлагающимся при ударе с выделением большого количества газов. В смеси с наполнителем входит в состав динамита и пороха, в малой концентрации применяется как сосудорасширяющее средство при сильных сердечных болях, для снижения риска инфаркта;
  • Впервые это вещество получил в 1779 году Шееле кипячением оливкового масла с оксидом свинца. Он назвал его сладким маслом, или сладким началом жиров. Состав этого вещества выяснил в 1823 году Шеврель, а классовую принадлежность – Вюрц;
  • Используют это вещество для получения эпоксидных смол, как смягчитель кожи в обувной и кожевенной промышленностях, в парфюмерии – для приготовления кремов, в текстильной промышленности – для придания тканям мягкости и эластичности, в пищевой промышленности для приготовления бисквитов;
  • Это вязкая высококипящая жидкость (tкип = 2900С), смешивается с водой в любых отношениях;
  • Относится к полиолам, которые, как правило, имеют неразветвленное строение;
  • Реагирует с активными металлами, образуя соли. Взаимодействует с гидроксидами металлов;
  • При взаимодействии с кислотами образует смеси соответствующих моно-, ди-, трипроизводных (сложных эфиров);
  • Данные качественного и количественного анализа:

На следующем этапе урока выступают представители групп, представляют отчет (модели молекул, презентации). Активное участие в обсуждении отчетов каждой группы позволяет выбрать лучшие места в отдельных презентациях и создается общая презентация – “портрет” теперь уже известного вещества – глицерина.

Следующий этап урока – лабораторная работа, выполненная в виртуальном режиме по диску “Учебное электронное издание. Химия (8–11 класс). Виртуальная лаборатория”.

Закончив работу, группы заполняют лабораторный журнал, оставляют его на своем компьютере для дальнейшей проверки учителем.

Завершает урок рефлексивно-оценочный этап. Учащиеся закрывают на минуту глаза, расслабляются, усаживаются поудобнее и обдумывают то, что они делали на уроке. В это время звучит спокойная музыка, например, Бетховен "Лунная соната". <Приложение>

Затем школьники выполняют рефлексивный тест на листочках, которые не подписывают. Утверждения, с которыми они согласны, отмечают знаком.

Рефлексивный тест.

  1. Я узнал (а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было над чем подумать.
  4. На возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
  5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (а).

По окончании тестирования прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре или три плюса. Это именно те оценки, которые они поставил мне за урок.