Конспект занятия "Путешествие в страну Жужжандию"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать способность к звуковому анализу.
  3. Учить правильно произносить звук [ ж ] изолированно, в словах, в слогах, в предложениях и связной речи.
  4. Развивать воображение, внимание, память.

Материал:

  1. Автобус, телефон, 2 мольберта, шары, музыкальное сопровождение, (фортепиано).
  2. Картинки с изображением жука, медвежонка, ужей, верблюжонка, ежей, жеребенка, жабы, жирафа.
  3. Символы звуков, предметные картинки со звуком [ж].
  4. Маски ежа, жука, жирафа. Игрушка жаба, конверт с письмом.

Ход занятия

I. Организационный момент

Я приглашаю вас в страну Жужжандию. Хотите со мной отправиться туда?

Приложение

II. Телефонный звонок

Это гласные звуки нам позвонили. Они хотят, чтобы мы их с собой взяли. Как вы думаете, возмем их с собой? Ну что ж, вставайте свободно, чтобы никто друг другу не мешал. Как только мы произнесем эти звуки с движениями, они будут с нами в нашем путешествии.

Дети произносят звуки: А, У, И, О, Э, Ы. [ 2 ]

Логопед. Какие звуки мы произнесли?

Дети. Гласные.

Логопед. Почему их так называют?

Дети. Потому, что во рту нет преграды, когда мы их произносим.

Логопед. Нас ждет автобус. Место в автобусе займет только тот, кто назовет свой домашний адрес. (Дети называют свой адрес.) Отправляемся.

(Звучит музыка. Имитация движений покачивания детей в автобусе).

Логопед. Вот мы и подъезжаем к стране Жужжандии.

Пальчикова гимнастика: "Дом и ворота”. [ 3 ]

На поляне дом стоит

Ну а к дому путь закрыт

Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.

Дом изобразить двумя руками, крышу дома– пальцы левой и правой руки соприкасаются друг с другом.

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы – вверх (ворота).

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

Логопед. Как вы думаете, какой звук чаще других нам может встретится в стране Жужжандии?

(Ответы детей).

III. Артикуляционный уклад. Характеристика звука [Ж]. [ 4 ]

Логопед. Что делает язычок, когда мы произносим звук [ж]? Давайте напоим жуков нектаром из цветочной чашечки. Что делают губы? Звук [ж] какой гласный или согласный?

IV. Игра на внимание

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ж]. В стране, где мы с вами сейчас находимся все очень внимательны. Посмотрим какие наши детки внимательные.

Молодцы, никто не ошибся.

V. Слоговой синтез

В стране Жужжандия жил-был звук [ж], скучно ему стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем, поможем!) Познакомим его с гласными звуками, которые взяли с собой. Назовите их. (Дети называют гласные звуки.)

Я “бросаю” вам звук [ж] и звук [а], какой слог получится? Аналогичные задания дети выполняют с другими звуками.

VI. “Дополни слог”

А сейчас познакомим звук [ж] с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук [к], какое слово получится? /жук/.

VII. Выкладывание фишками слова жук на звуковой дорожке

VIII. Физминутка

Музыкальная игра “Жуки”.

XIX. “Дополни слово”

Обрадовался звук [ж], что у него появятся новые друзья. Мы будем сочинять слова со звуком [ж]. Я буду называть первый слог, а вы следующие: жа…./ба/, жи…/раф/, мед…./вежонок/, вер…../блюжонок/, е…../жиха/.

X. Произношение звука [ж] в предложениях

Логопед. Расскажем звуку [ж] и его друзьям об этих предметах.

Выставляются предметные картинки: утюжок, ножницы, желуди.

Составление предложений со словосочетаниями: “Я режу”, “Я глажу”, “Я вяжу”.

XI. Произношение звука [ж] в чистоговорках и стихах

(Сюрпризный момент: появляется волшебная жаба, превращает детей в ежей, жука, жирафа).

Послушайте, друзья, какие стихи мы знаем о вас.

Диалог между детьми:

Встретил в чаще еж ежа

– Как погода, еж?

– Свежа.

И пошли домой дрожа,

Съежась, сгорбясь,

Два ежа.

Жук жужжит:

– Я шел и шел.

Желтый камешек нашел

– Это желудь! Ты неправ

Говорит ему жираф.

– Что ж, повесь его на сук.
Говорит жирафу жук.

XII. Логическая задача

Логопед. Вот и заканчивается наше путешествие по стране Жужжандии. Мы с вами идем на автобусную остановку. Смотрите, ребята, что это? (Дети находят письмо от волшебной жабы.) В нем логическая задача: На остановке ждут автобус девочка Женя, мальчик Жора с папой и старушка. Кто первым войдет в автобус?

(Дети решают логическую задачу).

XIII. Итог занятия

Ну что, возвращаемся домой? Садимся в автобус.

Что вам понравилось в нашем путешествии?

(Ответы детей).

Приложение

Литература

  1. Дубянская Е. М. Нашим детям. Игры, пляски, музыкально – двигательные упражнения для дошкольников. Ленинград. “Музыка” 1985, 79 с.
  2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2006, 111 с.
  3. Нищева Н.В. Перспективное планирование логопедической работы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2002, 240 с.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва, ВЛАДОС, 2003, 215 с.