Урок химии в 10-м классе по теме "Алкадиены" (учебник О.С. Габриелян)

Разделы: Химия


Презентация урока

Цель урока:

  • Формирование теоретического и практического обучения учащихся основам исследовательской деятельности по данной теме.

Задачи урока:

  • Знать строение, виды изомерии, химические свойства применение алкадиенов.

  • Уметь делать теоретический анализ, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы.

  • Воспитание патриотизма на примере жизни С.В. Лебедева на благо Родины.

Тезисы урока.

  1. На основе повторения, анализа, сравнения выяснить существования углеводородов с двумя двойными связями. Установить их общую формулу.

  2. На основе анализа определить виды изомерии и виды алкадиенов, уметь давать им названия.

  3. На основе выполнения экспериментального опыта установить ненасыщенный характер, предположить химические свойства. Заполнить таблицу в рабочей тетради.

  4. Изучить способ получения алкадиенов при помощи презентации, подготовленной заранее учеником.

  5. Произвести первичное закрепление знаний при помощи индивидуальной работы на рабочих листах.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Вид урока: комбинированно-поисковый.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы деятельности: индивидуальная работа по тестам, исследовательская групповая работа, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы.

Оборудование:

  • Коллекция “Каучук”

  • Компьютер

  • Мультимедийная установка

  • Презентация. “Жизнедеятельность С.В. Лебедева”

  • Рабочие листы с тестами

  • Инструктивные карточки

Химические реактивы:

  • Штатив с пробирками

  • Уайт-спирт

  • Клей момент

  • Раствор марганцовки

План урока

Этапы урока

Время
Номер слайда

Приемы и методы

1. Организационный момент.
Целеполагание.

4 мин
№ 1

Вступительное слово учителя.
Фронтальная беседа.

2. Изучение новой темы.

23 мин ...
Слайд 1–6

 

1. Общая формула.
Номенклатура алкадиенов.

Теоретический анализ.
Сравнение и прогнозирование.

2. Виды алкадиенов

8 мин
№ 4

Заполнение таблицы.

3. Виды изомерии

4 мин

Логическое мышление

4. Экспериментальные опыты

4 мин

Экспериментальные опыты

5. химические свойства

8

Заполнение таблицы.
Работа по вариантам.

6. Получение алкадиенов.

5 № 7–10

Презентация

7. Закрепление знаний

8

Работа с тестами.

8. Рефлексия, дом. задание.

2

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Мотивация и целеполаганиие урока.

  • Какие классы непредельных углеводородов вы знаете?

  • Каковы их общие формулы?

  • Какие виды изомерии характерны для ациклических непредельных (ненасыщенных) углеводородов?

  • Предположите какие еще связи могут быть у непредельных веществ?

“Мощь и сила науки во множестве фактов,
цель – в обобщении этого множества”.
Д.И. Менделеев.

3. Изучение новой темы.

Посмотрите на химические формулы веществ (см.  № 4).

  • Какие вещества называются алкадиенами?

  • а сколько атомов водорода у них меньше, чем у алкенов?

  • Предложите общую формулу алкадиенов.

  • Как отличаются эти вещества по расположению двойных связей?

– На какие три группы их можно различить?

– Используя учебник дополните таблицу.

Виды алкадиенов

Примеры

Особый признак

Тип гибридизации атома углерода

Геометрия молекул

№ слайдов

Кумулированные
1, 2-диены аллены

Обе двойные связи С-С находятся при одном атоме С

=С= sp
гибридизация.

Сопряженные.
1, 3 диены.

СН3 – СН = СН – СН = СН2

 

С при двойной связи sp гибридизация, остальные sp3 гибридизация.

Атомы С лежат в одной плоскости,
С = С 0,137 нм,
С – С 0,146 нм
С – Н 0,109нм = |_НСН 11 9°30
|_ССС = 122°54

Изолированные
1, 4 диены и 1, 5 диены

Между атомами С при = связи находится атом С с одинарными связями.

С = sp2 гибридизация
С – sp3 гибридизация.

Строение алкенов.

– Найдите изомеры среди алкадиенов. Назовите их.

(в – г; б – д положение связей, структурная)

(в – з изомерия углеродного скелета, структурная)

(е – ж цис, транс изомеры, оптическая, пространственная)

– Какие виды изомерии характерны для алкадиенов? Приведите примеры межклассовых изомеров.

– Если алкадиены содержат две двойные связи с какими классами углеводородов они схожи?

– Какой характер они будут проявлять? Докажите ненасыщенный характер алкадиенов, используя инструктивную карточку.

– Какие реакции будут для них характерны?

Используя рабочую тетрадь и учебник заполните таблицу. Работая по вариантам.

1 вариант – реакции присоединения.

2 вариант – реакция полимеризации.

Уравнение реакции.
Условия протекания

Запись уравнения реакций

Применение реакции или ее продуктов

Присоединения брома

1 стадия

2 стадия

Полимеризации

– Какое отношение имеет С.В.Лебедев к теме нашего урока?

(Презентация учащегося о жизнедеятельности С.В.Лебедева.) Приложение

Проблемный вопрос: Выгодна ли эта реакция с экономической точки зрения ?

Закрепление

  • Работа по тестам (см. Приложение 1)

  • Рефлексия (см. Приложение 2)

  • Выполните рефлексивный тест выбрав лишь три пункта, которые вам были наиболее приемлемы на сегодняшнем уроке.

  • Комментирование оценок.

  • Домашнее задание § 14. № 5 (а, б)

Творческое задание:

  • История каучука.

Используемая литература

  1. О.С.Габриелян. Органическая химия. 10-й класс. М., “Дрофа”, 2004.

  2. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. М., “Дрофа”, 2003.

  3. О.С.Габриелян, С.Ю.Пономорев, А.А.Карцова. Органическая химия. Задачи и упражнения. М., “Просвещение”, 2006.