Открытый урок окружающего мира в 3-м классе "Куликовская битва"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить учащихся со значением Куликовской битвы в истории Древней Руси; сформировать представление учащихся о князе Дмитрии Донском и Сергии Радонежском.
  • Развивать умение слушать, активно включаться в обсуждение, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к Родине; чувство долга и гордости за свое Отечество.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация.

- Прочитайте, пожалуйста, эти слова. О чем хотели сказать нам наши предки?(Слайд 2)

(Народ должен защищать свою родную землю и может это сделать только мужественный народ).

2. Постановка цели урока

- Сегодня мы познакомимся с одним очень важным событием в истории нашей Родины - "Куликовской битвой". Как вы думаете, для чего необходимо это нам, живущим в 21 веке?

(Необходимо знать свою историю, так как народ, который не знает свей истории, не имеет будущего)

3. Актуализация знаний.

(Слайд 3)

- Посмотрите на эту родословную и скажите, кто являлся предками Дмитрия Ивановича, князя Московского?

(Учащиеся перечисляют предков Дмитрия Ивановича)

- Кто из них, на ваш взгляд, оставил глубокий след в истории Древней Руси?

- Расскажите пожалуйста о том, какой след оставили князь Даниил и Иван Калита?

(Учащиеся рассказывают о князе Данииле (Слайд 4) и об Иване Калите (Слайд5)).

Задача для класса. Выслушав своих товарищей, ответьте на вопрос: "Что общего было в деятельности этих людей? (Стремились объединить Русь, строили храмы)

- Кто знает, какова роль Дмитрия Ивановича в истории нашей Родины?

(Сумел отразить нападение монголо-татар на Русь).

- Как вы думаете, если тема нашего урока "Куликовская битва", то о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (слайд 6)

- Действительно, сегодня на уроке мы узнаем, какое значение имела Куликовская битвы в истории Древней Руси, и какова роль в этих исторических событиях князя Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.

- Подводя итог урока, мы постараемся ответить на следующие вопросы.(Слайд7)

4. Объяснение нового материала.

- А сейчас мысленно перенесемся в те далекие годы.

Золотая Орда к концу 14 века потеряла свою былую мощь и разделилась на части. Между монгольскими ханами вспыхнула борьба за власть и первенство, похожая на ту, что еще недавно кипела на Руси.

Князь Дмитрий не применул воспользоваться положением дел в Орде, чтобы упрочить свое княжество и покончить с унизительной зависимостью от чужеземцев. При Дмитрии Ивановиче Москва оделась в белый камень. С зимы 1367 года многочисленные мастера из обтесанных известковых глыб построили невиданную крепость, которую невозможно было сжечь. С тех пор Москву стали называть Москвой Белокаменной. (Слайд8)

Вот как описывают его современники: "крепок и мужественен, телом велик и широк, плечист, брадю же и власы черен, взором же дивен зело". (Слайд9)

Дмитрий Иванович был настолько уверен в своих силах, что дерзко бросил вызов ордынскому хану, не выполнял его волю и посылал ему смехотворно малую дань, которую даже для отвода глаз отправлять в Орду, не рискуя вызвать там гнев, было опасно. Не побоялся Дмитрий Иванович помочь союзнику, нижегородскому князю, когда в 1378 году на него напало ордынское войско. На берегах реки Вожжи русские впервые нанесли монголам сокрушительное поражение.

Тогда правитель Орды Мамай решил проучить строптивого московского князя. Он собрал полчища и решил обрушить их на Русь.

Дмитрий Иванович объявил всеобщий сбор военных сил, а сам поехал в Троицкую обитель - монастырь в глухом лесу, где в уединении жил, проводил время в добрых делах и горячих молитвах Сергий Радонежский.

- Что же это был за человек, Сергий Радонежский? Об этом нам расскажут наши ребята, они познакомились с историческим документом "Житие Сергия Радонежского" и подготовили рассказ о его жизни. А вы постарайтесь после прослушивания своих товарищей ответить на вопрос: "Какие черты личности и деятельности Сергия сделали его непререкаемым авторитетом в русских землях?"

(Учащиеся прослушивают сообщения товарищей, а педагог демонстрирует слайды из истории жизни старца. Слайд 10,11,12 )

- Как вы думаете, почему Дмитрий Донской пришел накануне битвы с Мамаем к Сергию Радонежскому? (За благословением, моральной поддержкой.)

- Сергий Радонежский. не только благословил Дмитрия Ивановича, но и отправил на правый бой двух монахов Пересвета и Ослябю. Оба они были настоящими богатырями и сыграли не малую роль в битве.

- Там, где тихий Дон принимает в себя воды реки Непядвы, на большом Куликовском поле, сошлись ранним утром 8 сентября 1380года 50тысяч русских войск и 60 тысяч ордынского войска. (Слайд14)Русские воины были вооружены копьями, луками, топорами, кинжалами, мячами, саблями. (Слайд 15), вооружение ордынской рати не уступало русскому. (Слайд16)

Началась битва с поединка двух великанов. Челубея и Пересвета. Они отъехали друг от друга на небольшое расстояние и пустили коней на своего врага. Стычка стала смертельной для обоих, противники пронзили друг друга копьями, (Слайд17)и началась тяжелая битва. Все огромное поле было заполнено людьми, невозможно было не только размахнуться, но даже вздохнуть (Слайд18). Ордынцы стали наступать на передовой полк. (Слайд 19) Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк, большой полк устоял, хоть его и теснили татары, тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был бег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского, которые в это время были в засаде. ( Слайд20) Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Войско было разгромлено. Но чувство торжества и ликования перемешивались с чувством горечи и скорби по убитым. Очевидцы утверждали, что реки Дона 3 дня были красными от крови, восемь дней хоронили погибших. В память о погибших поставили на Куликовском поле деревянную церковь. Память о битве сохранилась в устных преданиях, сказаниях и летописях.

- Зачитайте, как о Куликовской битве рассказывает летопись. (Слайд 21,22,23)

5. Обобщение:

- Какие эпизоды Куликовской битвы произвели на вас самое сильное впечатление?

- Отметьте настроение участников битвы до и после сражения, на странице 35. Докажите свое мнение.

6. Работа с учебником в парах.

- Откройте учебник на странице 34. Постарайтесь ответить на вопросы викторины.

(Учащиеся готовят ответы на вопросы)

7. Проверка самостоятельной работы.

8. Итог урока. (Слайд 24)

9. Домашнее задание. (Слайд 25)