Исследовательско-практическая работа "Психолого-педагогические аспекты организации познавательных процессов учащихся начальной школы"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Содержание

Введение
1. Основной раздел: познавательное развитие детей младшего школьного возраста (познавательные процессы и учебная деятельность)
 1.1. Психология познавательных процессов
  1.1.1. Понятие об ощущении
  1.1.2. Понятие о восприятии
  1.1.3. Общая характеристика внимания
  1.1.4. Общее понятие о памяти
  1.1.5. Общая характеристика мышления
  1.1.6. Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга
  1.1.7. Общая характеристика воображения
 1.2. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста
  1.2.1. Приобретение познавательными процессами свойств, характеризующих их как высшие психические функции
  1.2.2. Развитие восприятия в младшем школьном возрасте
  1.2.3. Совершенствование внимания
  1.2.4. Улучшение памяти
  1.2.5. Развитие мышления в младшем школьном возрасте
  1.2.6. Развитие речи и формирование детского интеллекта в младшем школьном возрасте
  1.2.7. Индивидуальные различия в психическом развитии младших школьников
  1.2.8. Стратегия мыслительных процессов мальчиков и девочек
 1.3. Учение как деятельность
  1.3.1. Деятельность педагога и учебно-познавательная деятельность учащегося
  1.3.2. «Неудобные» дети в школьном коллективе
  1.3.3. Гиперактивное поведение младших школьников
  1.3.4. Школьные неврозы и ведущие полушария
  1.3.5. Технология разноуровневого обучения
2. Технологический раздел: методы психодиагностики и коррекции проявлений активности младших школьников в учебно-познавательной деятельности
 2.1. Методика диагностирования гиперактивности детей
 2.2. Методика определения ведущего полушария
 2.3. Методика цветовых выборов
2.4.Занятие по установлению толерантных отношений и развитие эмоционально-волевой сферы «Дом друзей»
 2.5. Игровые методики снятия психологического и физиологического напряжения
 2.6. Конспект урока по математике, организованный с учётом индивидуальных особенностей учащихся
3. Исследовательский раздел: исследование возможностей психолого-педагогического обеспечения разноуровневого обучения в начальной школе
 3.1. Постановка задачи исследования
 3.2. Результаты исследования
 3.3. Анализ результатов исследования
4. Оздоровительные игры на переменах и физкультминутках
 4.1. Значение оздоровительных технологий в образовательном процессе
 4.2. Игра – как оздоровительных фактор в образовательном процессе
 4.3. Предлагаемые игры и считалки
 4.4. Выводы
Заключение
Литература
Приложение

Введение

Проявления человеческой психики очень многообразны. И все они тесно взаимосвязаны, возникают не изолированно между собой, а оказывают влияние друг на друга. Связь эта не носит характер простой суммы, совокупности отдельных психических проявлений, а представляет собой единую, целостную психическую деятельность. Например, в реальной умственной деятельности младшего школьника настолько тесно взаимосвязаны восприятие, память и мышление, что их трудно отделить.

Реальность современной системы образования выдвигает как одну из первоочередных задач обеспечение психолого-педагогической реабилитации детей, имеющих различные проблемы, в частности, с различными трудностями в образовательной среде школы.

В связи с этим возникла потребность изучить психолого-педагогические аспекты организации познавательных процессов учащихся начальной школы.

Цель данной дипломной работы – разработка эффективных мер, направленных на организацию и коррекцию познавательных процессов «неудобных» учащихся младшей школы образовательными психолого-педагогическими средствами и оценка их эффективности.

Для проведения исследования были поставлены следующие задачи:

  1.  Изучить литературу по изучаемой проблеме и провести ее анализ;
  2.  На основе проведенного анализа разработать комплексный подход работы с «неудобными» детьми;
  3.  В процессе эмпирического исследования, организованного по экспериментальному плану, оценить эффективность разработанного подхода и его блоков;

Данная исследовательская работа может представлять интерес для учителей, работающих в классах, где отмечаются дети с «неудобным» поведением.

Основной раздел

I. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста (познавательные процессы и учебная деятельность) 

1.1. Психология познавательных процессов

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях, восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют познавательные процессы.

1.1.1. Понятие об ощущении

Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и даёт ощущение.

В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов являются общими болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

1.1.2. Понятие о восприятии

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то восприятие даёт целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определённых отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат её – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нём и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в выполнение учебной задачи …), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определённой целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, является ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения наблюдения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. На процесс восприятия сильно влияет прошлый опыт личности.

Свойства восприятия:

  • целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета;
  • константность восприятия – благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.;
  •  структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений, мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру;
  •  осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов;
  •  избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Выделяют следующие виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

О восприятии цвета хочется сказать особо.

Учение о цвете и его воздействии на человека. Восприятие цвета человеком

С помощью цветка человек выражает свои чувства. В одной легенде рассказывается: «Французский король Людвиг Х, видя, что терпит поражение, воскликнул: «Мой Бог! Помоги мне одержать победу! Я верю в тебя!» Тогда ему явился ангел Божий с тремя лилиями и сказал, чтобы он сделал этот цветок своим оружием и завещал его своим потомкам. В ту же минуту солдат охватило необычайное мужество. Они устремились на врага и обратили его в бегство. С тех пор лилия стала эмблемой королевской власти во Франции». Цветы выражают качества нашей Вселенной. И если мы научимся понимать язык их цвета, то станем мудрее.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832)В 1810 году был напечатан огромный, занимающий 1400 страниц «Труд о природе цвета». Его автором был Иоганн Вольфганг Гете. Именно так, всем известный немецкий поэт высказывался по этому поводу так: «Всему, чего я достиг как поэт, я не придаю никакого значения...». Особенный интерес вызывает «часть о воздействии цветов на зрение и разум».

Гете рассматривал феномен цветов комплексно: учитывая его физиологический и психологический аспекты. Эффект сочетания цветов между собой, когда одни из них усиливают друг друга, а другие приглушают.

В наше время книга Гете посвященная трактовке цветов, их символическому, мифологическому и психологическому содержанию, не потеряла своей значимости. Главным делом своей жизни он считал создание учения о цвете и его воздействии на человека. Перед смертью он признавался секретарю И.П.Эккерману: «У меня нет иллюзий по поводу того, что я сделал как поэт. При мне жили отличные поэты, еще лучшие жили до меня, и такие же будут жить после меня. А то, что я в моем столетии являюсь единственным знающим правду в трудном учении о цвете, этим я могу гордиться и имею поэтому чувство превосходства над многими...».

Чем же интересно учение Гете?

  • Во-первых, его учение оказалось современным и сегодня.
  • Во-вторых, Гете разработал шкалу цвета, с помощью которой можно определить тип человека как интровертивный или экстравертивный.

На положительном полюсе шкалы находятся красный, оранжевый, желтый и пурпурный цвета, а на отрицательном – синий, сине-красный и фиолетовый цвета.

Цвета положительного полюса (желтый-оранжевый-красный-пурпурный) как жизненные, подвижные, стремящиеся. На языке современной психологии их можно охарактеризовать как стимулирующие. Если в образе или картине преобладают эти тона, то можно предположить, что художник – экстраверт – человек развернутый к социуму.

И, наоборот, приверженцы цветов отрицательного полюса в шкале Гете (от синего до фиолетового) – это люди-интроверты.

Исаак Ньютон(1643-1727)Исаак Ньютон при помощи солнечной призмы и стекла переломил солнечный цвет и получил радугу (спектр). Он считал основными цветами синий, желтый и красный, из которых получаются остальные промежуточные цвета.

Цвета раскрывают динамику природы и человека.

Пифагор, Гиппократ, Авиценна прописывали лечение цветом. Механизм многих болезней, по их мнению, кроется в нарушении цветовой гармонии, или в дефиците цвета, необходимого для здоровья.

Ученые, философы, поэты, священники говорили о таинстве цвета. Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. Сила цвета заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательно уровне.

«И сказал Бог: я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Библия, Моисей,9,12-14).

Вселенная заложила цвет внутрь нашего организма. Каждый цвет в отдельности имеет свои уникальные свойства, свой тон, характер, индивидуальные особенности энергетики человека, ее силу, скорость и устойчивость.

Цвета раскрывают саму динамику природы и человека. Человек – частица Космоса. Семь цветов и соответствующая им несущая частота излучения – это отображение информационно-энергетических структур Мироздания с характерной для них частотой колебаний.

Вдумчивый швейцарский ученый и талантливый педагог доктор Штайнер обладал ясновидческим даром, из которого развилась его философия. В здании швейцарской школы Рудольфа Штайнера были установлены разноцветные стекла, чтобы люди осознавали, как воздействует на них тот или иной цвет. Это была пора научных экспериментов. Заботясь, прежде всего, о человеческой душе, ученый пришел к выводу, что голубой цвет создает ощущение спокойствия, зеленый – чувство гармонии, фиолетовый повышает самоуважение, а розовый – чувство любви.

Цветотерапия и цветодиагностика

Однако первым, кто отыскал и применил древние знания о цвете, а также исследования Гете и Штайнера, был британец Тео Гимбель. Он создал собственную науку о цветотерапии. Это Гимбелю принадлежит идея способа цветолечения, с помощью которого пациента на определенный промежуток времени (чаще всего до одной минуты) подвергают воздействию необходимого для него цвета и его оттенками. Кстати, кроме Вашего «лечащего» цвета необходим прием и цвета противоположного конца спектра. Например, лечение голубым цветом с целью понижения кровяного давления обычно заканчивается красной терапией перед окончанием сеанса.

Тео Гимбель изучил и воздействие уличных натриевых фонарей, обнаружив при этом, что воздействие их света может привести к депрессии и агрессивному поведению.

В западных школах Штайнера цвет используется на каждой стадии развития детей. В начальных классах применяются яркие и теплые цвета, а в старшей школе усмиряющие дух – холодные.

Каждый цвет имеет свои характеристики поглощения и отражения. Цвет существенно влияет на нашу психику, а через нее на весь организм. Доказано, что существует связь энергетического поля человека с определенным цветом.

Например, некоторым цветам легче удается влиять на высокие частоты мозга, поэтому они относятся к высокочастотной части спектра. Другие цвета могут влиять на энергии тела, поэтому имеют низкую частоту.

Человеческий организм ведет себя как живая призма, разлагая свет на его составные компоненты, черпает в них энергию, необходимую для его равновесия.

Однако, любуясь синевой неба и весенней листвой, солнечными бликами заката и лунной дорожкой на воде, мы не осознаем, что лечимся цветом. Мы знаем, как одни цвета привораживают взгляд, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают. Догадываемся, что действие их избирательно: на одних они действуют так, а на других совсем иначе.

Цвет действует даже на людей с завязанными глазами. В среде огненно-красного цвета пульс у них учащается и повышается работоспособность, а в среде синего, наоборот, замедляется. Для сердечников исцеляющим является зеленый цвет, кожные болезни быстрее излечиваются при желтом, а пациенты в синих палатах перестают страдать от мучительных головных болей. Нам могут помочь правильно выбранные по цвету одежда, цветовое оформление помещений, украшение с камнем.

Человек индивидуален и ему нужны те условия, которые созвучны с его потребностями. И не учитывать этого нельзя.

По мнению И.В. Гете держать человека в равновесии, сохранять его здоровье, исцелять помогают все цвета спектра, но триада красного, желтого и синего цветов имеет особое значение. Они соотносятся как кислород, водород и углерод – жизненные составляющие мира.

Красный – цвет жизненной силы и роста – символизирует наш разум и дух.
Желтый – цвет вдохновения, ясности и очищения – цвет души.
Синий – цвет мудрости и высшего порядка ума – соответствует телу.

Закон равновесия души и тела, человека и Вселенной – едва ли не самый главный для нас. Как о самой великой тайне Мироздания сказал когда-то философ: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Иммануил Кант).

Психолог Л.Н.Леонтьев разработал методику развития у людей чувствительности к цвету. Испытуемые научились различать цвета «ладонью», при исключении возможности увидеть цветовой поток с помощью глаз. Аналогичные эксперименты проводились в 70-е годы в Чехословакии. Испытуемый, обвешанный датчиками, обнаженным «входил в «цветную комнату». Предметы в комнате были выкрашены в один определенный тон и приборы регистрировали определенную реакцию человека на воспринимаемый всей поверхностью кожи цвет. По показаниям приборов можно было различить, в какую комнату – синюю, красную, желтую или зеленую зашел испытуемый. Сами испытуемые со временем научались по каким-то еле уловимым признакам и одним лишь им ведомым критериям различать цвета, в поле действия которых они попадали. Удивительным в этом эксперименте оказалось получение достоверных значимых результатов при полном отсутствии освещения в испытуемых комнатах».

Люшер разработал основы функциональной психологии цветовосприятия и создал на ее базе цветовой тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам и предназначенный для изучения эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. В основе теста лежат закономерности связи между цветоэнергиями и определенными психическими процессами, состояниями и явлениями.

Действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения того или иною цвета в ряду индивидуального предпочтения. Каждый цветовой оттенок вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии всякой биосистемы, будь то мышь или человек. Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют».

1.1.3. Общая характеристика внимания

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Это избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорирования (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определённого предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли.

Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщение цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Ещё большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Произвольное внимание можно назвать также активным и волевым вниманием. Все три термина подчёркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредотачивается не столько на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует от него сосредоточенности.

Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несёт ответственность.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании учебника, когда чтение сопровождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Например, утомлённому человеку очень трудно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания: объём, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объём внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности (свойством противоположным устойчивости является отвлекаемость, физиологическое объяснение которого – это или внешнее торможение, вызванное посторонним раздражителем, или продолжительное действие одного и того же раздражителя).

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряжённой работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) переключение внимания.

1.1.4. Общее понятие о памяти

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития обучения.

Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения – это представление о предметах или явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаём с помощью воображения новые представления и образы.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности (связанных по времени или пространству), по сходству (имеющих общие черты) и по контрасту (связывают два противоположных явления).

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех процессов, в том числе и процессов памяти.

Рассмотрим основные виды памяти.

Непроизвольная память (информация запоминается сама собой, без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приёмов). Эффективность произвольной памяти зависит от:

  •  целей запоминания;
  •  приёмов заучивания (приёмы заучивания: механическое дословное многократное повторение, логический пересказ, образные приёмы запоминания, мнемотехнические приёмы запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную.

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации. Кратковременная память ограничена по объёму, в среднем с одного раза можно запомнить от 5 до 9 слов, цифр, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: с сознательным доступом и закрытая (человек в естественных условиях не имеет доступа к ней).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определённой деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом её в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приёму новой информации.

1.1.5. Общая характеристика мышления

Развитие мышления ребёнка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое в начале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребёнка осуществляется в ходе освоения его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребёнка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, ещё до овладения им активной речью.

Примитивная чувственная абстракция, при которой ребёнок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

В своём становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребёнка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо всё сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность мышления ребёнка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребёнок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: нечувствительность к противоречиям; синкретизм (тенденция связывать всё со всем); трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее); отсутствие представления о сохранении количества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.

Виды мышления

Рассмотрим основные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между аналитическим и интуитивным (логическим) мышлением. Обычно используются три признака временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развёрнутого времени имеет чётко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием чётко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое» мышление, оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различие продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны» получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.

Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на решение определённой задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряжённое в начале и удовлетворительное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.д.).

Полностью с работой можно ознакомиться по ссылке.