Орнаменты - древние письмена

Разделы: Внеклассная работа


Цель: ознакомить учащихся с якутскими орнаментами, их значениям и применением в жизни якутского народа.

Задачи:

  • Привить интерес к якутской культуре.
  • Применение полученных знаний при рисовании.
  • Развитие устной речи.

План:

1. Организационная часть.

(Беседа с учащимися о культуре народа Саха. Дается понятие, что такое орнамент. В ходе беседы определяется тема урока).

2. Основной этап.

А) Ознакомление с новым материалом в форме беседы.

Издревле украшают якуты одежду, домашнюю утварь орнаментом. А откуда он появился? Дело в том, что орнамент – это письмо, древний язык, который теперь уже забыт. Раньше люди не просто украшали свою одежду, а вышивали на ней послание, что- то вроде “этот человек из такого-то рода, род живет в током-то месте, у него столько-то скота” и. т. д. кроме этого, по одежде узнавали, с какими намерениями пришел человек, с добрыми и злыми. Вы спросите, как об этом узнавали? Во-первых, по внешнему виду. Есть одежда военная дополнением к ней служат различные устрашающие вида предмет.

Есть одежда для охоты. Она должна быть удобней, не стесняющей движения человек должен двигаться тихо, бесшумно. И есть одежда домашняя.

При введении нового понятия учитель предлагает ученикам дать свои версии значения орнамента и использовании того или иного цвета.

– “горы”, “сопки”;
– “волны” (вода);
– “елочка” (лес);
– “сети” (рыболовство);
– “копыта” (скотоводство);
– “следы” (охота);
– “сердце”;
– “солнце”;
– “снег”;
– “стебелек”;
– “цветок”.

Основные цвета у якутов – черный и красный. Добавочные – зеленый, желтый, коричневый и синий. Вот по добавочным цветам и узнавали место, где живет человек: зеленый означает лес, желтый – песок, синий – вода, коричневый имеет много разных значений, один из них – плодородная земля. Ну и конечно, сам орнамент много рассказывал. Он состоял из определенных знаков, которые тоже имели свой смысл. Кстати, все они взяты у природы. Все эти орнаменты – упрощенное изображение природы.

Составляя из них орнаменты, мастерицы очень красиво украшали платья, шубы, обувь, рукавицы, шапки; конское убранство, домашнюю утварь. Украшали нитками и бисером.

Б) Разбор орнамента.

Предлагается детям прочитать орнамент.

(человек живет в лесу и занимается охотой)

В) Практическая работа (рисунок)

Задание предлагается на выбор по заготовленным шаблонам.

- Билэ (украшение на обувь);

- Варежки;

- Платье для Сарданы.

Г) Рассказ учащихся, описание своей работы в форме диалога.
Д) Выставка работ учащихся.

При обсуждении работ учитывается не только правильность выполнения задания, но и самостоятельность, оригинальность.

3. Обобщение урока.

Обсуждаются итоги урока: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить. Какую бы оценку вы поставили себе за работу?

4. Домашнее задание на выбор: это может быть билэ для мамы, рукавицы для сестренки и т.д.

Список литературы:

  1. Якутия. Историко-культурный атлас. Москва. Изд. “Феерия”, 2007
  2. Якутская одежда (в помощь учителю), Якутск, 1993
  3. Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия) (пособие для учителя), Якутск, 1992