Применение непрерывности (урок в 10-м классе по "Алгебре и началам анализа")

Разделы: Математика


Тип урока: мозговой штурм (исследовательская работа в группах-лабораториях по изучению нового материала и усвоению новых знаний)

Технология проведения урока

  • Класс предварительно делится на группы-лаборатории по 5-6 учащихся.
  • В каждой такой лаборатории учитель заранее назначает руководителя заместителя и секретаря.
  • Руководитель лаборатории организует работу с помощью своего заместителя.
  • Секретарь - фиксирует на листах А-4 решения неравенств предложенных для совместной работы.
  • Руководители лабораторий и их заместители назначают участников обсуждения на том или ином этапе урока.
  • Все учащиеся работают в своих тетрадях, а секретарь на демонстрационных листах.

Цели урока

Образовательные:

  • повторение понятия непрерывной функции и определения функции непрерывной в точке и на промежутке;
  • повторение определения нулей функции,формул сокращённого умножения,формулы разложения квадратного трёхчлена на линейные множители;
  • повторение свойств неравенств;
  • повторение понятия равносильности уравнений и неравенств;
  • изучение теоремы о сохранении знака непреывной функцией на интервале, где она не обращается в ноль;
  • решении неравенств методом интервалов на основании изученной теоремы.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, упорство в достижении цели, умение работать в коллективе;
  • воспитывать желание и умение преодолевать леность, в том числе леность мышления;
  • развивать умение уважитиельно общаться друг с другом, умение слушать и слышать, а также критически оценивать свою и чужую работу;
  • воспитывать эстетический вкус учащихся, прививая умение грамотно и красиво оформлять решения заданий;
  • воспитывать аккуратность и честность при выполнении самостоятельной работы, а также чувство времени.

Развивающие:

  • развивать умение работать с книгой и другими источниками информации;
  • развивать настойчивость в овладении новыми знаниями;
  • развивать умение научной организации учебного труда;
  • развивать культуру устной и письменной речи, умение лаконично и аргументированно излагать свои мысли;
  • развивать внимание ,наблюдательность,память,умение анализировать;
  • развиватьжелание преодолевать трудности ,любознательность,познавательный интерес;
  • развивать умение использовать практический опыт и знания, полученные ранее.

Оздоровительные:

  • следить за осанкой учащихся;
  • соблюдать воздушно-тепловой режим во время урока и на перемене;
  • периодически менять виды деятельность для предупреждения усталости.

Знания, умения, навыки:

  • знать свойства числовых неравенств;
  • уметь раскладывать квадратный трёхчлен на линейные множители;
  • знать определение функции непрерывной в точке и на отрезке;
  • знать свойство сохранения знака непрерывной фунуцией на отрезке, где она не обращается в ноль и использовать его в решении неравенств методом интервалов и при нахождении области определения функции.

Оборудование:

  • графоскоп для демонстрации обсуждаемых решений;
  • печатныц раздаточный материал;
  • фломастеры,цветные карандаши;
  • листы офисной бумаги формата А-4 для демонстрации полученных результатов.

Ход урока

- Определение отсутствующих,проверка готовности учащихся к уроку,готовности наглядных пособий,доски,мела и т.д.(2 минуты).

- Постановка цели перед учащимися и информация о ходе урока и продолжительности каждого его этапа (см. приложение №1 "Задачи, стоящие перед участниками проекта" - 3 минуты).

- Историческая справка о развитии представлений о понятии непрерывности (см. приложение №2, "Историческая справка" - 3 минуты).

Изучение нового материала:

1) Внимательно прочесть п.18 учебника (1-ю и 2-ю части, с.121-с.123).

2) Выписать опорные знания, необхожимые для успешного изучения данной темы.

3) Привести примеры функций, непрерывных на своей области определения, и функций, непрерывных на всей числовой оси; установиь:существует ли разница между этими понятиями.

На эти три этапа отводится 10-12 минут и на обсуждение - от 3-х до 5-и минут

4) Понять и уметь формулировать свойство сохранения знака непрерывной функцией на отрезке, где она не обращается в ноль.

5) Уметь обосновывать решение неравенств методом интервалов.

6) Сравнить этот метод с методом графического изображения кривой в координатной плоскости; отметиь достоинства и надостатки каждого; указать: в каких случаях,какой метод удобнее.

7) Составить алгоритм решения неравенств методом интервалов.

На эти четыре этапа отводится 10-12 минут и на обсуждение 5-7 минут.

8) Решить предложенные неравенства методом интервалов (см. приложение 1).

9) Выявить закономерности,позволяющие решать нелинейные неравенства более надёжно.

На эти два этапа отводится 20-22 минуты.На проверку и обсуждение решений - 10-15 минут, т.е. по 2-3 минуты на каждое неравенство.

10) На основании подмеченных закономерностей усовершенствовать алгоритм решения неравенств методом интервалов (см. приложение №3).

11) Обсуждение полученных формулировок.

На эти два этапа отводится 6-8 минут.

12) Выдача домашнего задания: п.18 (части 1-я и 2-я), №№ 244а,б; 245а,б, 246а,б. (2 минуты).

13) Выполнение практикума по решению неравенств методом интервалов (см. приложение №4).

На практикум отводится 17-20 минут.

14) Проверка работ участников проекта руководителями лабораторий и их заместителями (3-5 минут).

15) Сдача работ учителю для окончательного подведения итогов и проверки результатов (2 минуты).

Окончание урока.

Использованная литература

  1. А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др. Алгебра и начала анализа, 10-11 класс - Москва: Просвещение, 2005 (2-е издание).
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - Москва: Просвещение, 1982.
  3. Волович М.Б. Математика без перегрузок. - Москва: Педагогика, 1991.
  4. Глейзер Г.И. История математики в школе. - Москва: Просвещение, 1983.
  5. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. - Москва: Просвещение, 2005 (2-е издание).
  6. Махмутов М.И. Современный урок. - Москва: Педагогика, 1985 (2-е издание).