Использование возможностей школьного телецентра в предпрофильной подготовке учащихся

Разделы: Информатика


В рамках осуществления 12-летнего образования в 9-10 классах основной школы вводится предпрофильная подготовка как система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности школы, осуществляющей подготовку учащихся к осознанному выбору профиля обучения [1]. Цель предпрофильной подготовки – обеспечить самоопределение учащихся в отношении выбора профиля будущего обучения как в 11-12 классах общеобразовательной школы, так и в организациях профессионального образования (ПШ, ССУЗы, ВТШ) [2].

Школьный телецентр может стать важной внутришкольной учебной площадкой, позволяющей педагогам выявлять способных и творческих детей для их последующей профессиональной ориентации, формировать социально-информационную культуру учащихся, активизировать творчество школьников в области тележурналистики, содействовать их гражданскому, профессиональному росту и успешной самореализации.

В 2007-2008 году на городской научно-практической конференции учащимися 9 класса был представлен проект "Школьный телецентр", разработанный под моим руководством и нацеленный на соединение учащихся, расположенных к техническим и гуманитарным наукам в едином русле образовательной деятельности и рассчитанный на несколько лет.
В ходе подготовки проекта учащиеся прошли этап профпросвещения [2]. Собранный ими материал о профессиях, связанных с функционированием телевидения вообще и в Казахстане в частности,  их социально-экономических и психологических характеристиках, описания требований со стороны этих профессий к человеку – используется для профпропаганды [2]. Особый интерес у учащихся вызвали материалы по истории Казахстанского телевидения и мультипликации.

Основными результатами работы на данном этапе можно считать найденные ответы на вопросы, которые сыграли важную роль в организации работы школьного телевидения и дали возможность учащимся определится с выбором вида занятий в данном проекте:

  • история возникновения и развития телевидения, его значение в жизни человека, его преимущества и недостатки;
  • современное состояние и перспективы развития информационного рынка  в Казахстане и в частности в г. Темиртау;
  • возможные варианты структурной организации и менеджмента телевидения;
  • информационные запросы учащихся и учителей;
  • необходимое техническое оснащение для реализации проекта;
  • алгоритм разработки телепередачи.

На профориентационных занятиях формируется положительная мотивация к профессиям, особенно востребованным на сегодня в связи с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий: телеоператоры, операторы видеомонтажа, художники-мультипликаторы и прочее [3].

Результаты анкетирования среди учащихся 9-х классов выявили заинтересованность более чем к 11 профессиям, с точки зрения учащихся дающих возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. В этом списке  есть и сценаристы, и режиссеры, и телеведущие, и телекорреспонденты.

Разработка плана работы школьного телецентра повлияла на активизацию познавательной мотивации.

Рисунок 1. Предположительная структура школьного телецентра

Рисунок 1. Предположительная структура школьного телецентра

При составлении схемы его структурной организации  учащиеся изучили ключевые понятия менеджмента управления, к внедрению была предложена схема менеджмента школьного телевидения, одобренная представителями телекомпании «Сфера» г. Темиртау.

Таблица 1. Предположительная схема менеджмента школьного телевидения

№  Должность Функциональные обязанности (конкретно)
1 Координатор проекта – зам. директора школы по экспериментальной работе Руководство учебной частью проекта, организация процесса, подготовка отчетно-аналитической научной документации.
2. Главный редактор «Школьного телевидения»/ руководитель школьной телестудии Общее художественно-тематическое руководство проектом, формирование творческого кадрового состава редакций и съемочных групп.
3. Педагог – технический руководитель проектов Техническое обеспечение отдельных проектов (формирование технического кадрового состава редакций и съемочных групп съемка, монтаж, запись звука, эксплуатация  и ремонт оборудования).
4. Педагоги – редакторы тематических проектов Разработка тематических программ и сценарных планов передач.
5. Заведующий фильмотекой Создание и эксплуатация архива исходных материалов и готовой продукции, перезапись и размножение в/продукции,
6. Руководитель школьной мультстудии Организация работы мультстудии, взаимодействие с начальной школой.
7. Педагоги -предметники Руководство учебной частью кружков, организация процесса, подготовка отчетно-аналитической научной документации.

По  результатам изучения специальной литературы, представленной в основном на сайтах дистанционного образования ВУЗов СНГ, посвященных различным направлениям киноиндустрии, учащиеся синтезировали универсальный алгоритм создания телепередачи:

  • комплектование  необходимого оборудования
  • разработка концепции передачи – изложение сюжетной линии
  • написание сценария
  • создание костюмов, реквизита или компьютерной графики
  • составление списка ролей
  • поиск и прослушивание актёров (кастинг)
  • организация репетиций
  • съемка
  • монтаж

Социальное сотрудничество учащихся и работников телеканала «Сфера» – это реальная возможность совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, взглянуть на деятельность в сфере телевещания как на одно из возможных направлений своего профессионального выбора, расширить границы познанной действительности. Развитие коммуникативной компетенции также стало возможным благодаря масштабности проекта – он рассчитан на привлечение большого количества учащихся по различным направлениям творческой деятельности.

Из посещений телекомпании «Сфера», функционирующей в городе Темиртау и бесед с главным редактором и сотрудниками учащиеся узнали о  структурной организации телеканала, политике и режиме работы, кадровом составе и техническом оснащении. На основании этих данных смогли провести оценку материального оснащения и профессиональной готовности к осуществлению проекта,  разработали программу мероприятий  по внедрению проекта, состоящую из подготовительного, основного и заключительного этапов.

Подготовительный этап включает необходимость дооборудования – нужен штатив для камеры, навесной микрофон, наушники с микрофоном, микрофоны для телеведущих, и необходимость повсеместного обучения участников проекта, указанных в таблице 1.

Предложение о дооборудовании было вынесено на заседание родительского комитета школы, а для обучения разработаны программы занятий межпредметных (ориентационных) курсов юных телеоператоров, телеведущих, операторов видеомонтажа, сценаристов, режиссеров. Идет разработка учебно-методических комплексов к данным курсам.
Для сбора и систематизации материалов учащиеся активно анализировала материалы первоисточников в виде книг, журналов и газет, большая часть материала  взята из сети Интернет, что в значительной мере способствовало развитию информационной компетентности.

Работа над созданием телевизионных программ на основном этапе в соответствии с разработанным алгоритмом [4], позволяет проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического. И показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и для самих учащихся.

Рисунок 2. Алгоритм создания телепередачи

Рисунок 2. Алгоритм создания телепередачи

Школьное телевидение может быть учебным в полном смысле этого слова. Это означает, что важнейшей составной частью этого проекта, главным условием его успешной реализации, должна стать подготовка творческих и технических специалистов для школьного телевидения внутри самой школы.
Усилиями учащихся в ходе творческих практических занятий разработаны и разрабатываются схематические сценарии передач по проектной тематике школьного телевидения: "Балапан" (Передачи для самых маленьких, мультфильмы собственного производства); «Твой Выбор» (предпрофильная ориентация учащихся); "Алло! Мы ищем таланты" (популяризация талантов учащихся и их родителей); "Школьные новости"; "Прямой эфир"  (Школьные публицистические диспуты); "Вести с уроков" (Обзор прошедших уроков для работы учителей и проведения родительских собраний); "Абитуриент"  (Информационные программы для поступающих в ВУЗы);  "Берегись автомобиля!" (телевизионные уроки по правилам безопасного дорожного движения)
Инициативной группой учащихся 9-х классов были выпущены в эфир информационные выпуски школьных новостей.

Таблица 2. Выборочная тематика школьных новостей

Период: Тематика выпуска:
Ноябрь 2007 Итоги фестиваля ко дню Республики;
Итоги мониторинга посещаемости  за прошедший период;
План мероприятий на осенние каникулы.
Декабрь 2007 Итоги школьной предметной олимпиады;
Итоги мониторинга посещаемости  за 1 полугодие;
План мероприятий на зимние каникулы.
Январь 2008 Как встречали Новый год; Итоги школьных предметных недель.
Март 2008 Весна – пора цветения: 8 марта и Наурыз; Вести с уроков.

В ходе практической работы над новостийными выпусками учащиеся осваивали и исследовали возможности  программного обеспечения прикладной направленности: Windows Movie Maker, Adobe Premiere.

Методом сравнительного анализа на практических занятиях учащиеся отметили ряд преимуществ программы Adobe Premiere, как более мощного инструмента для видеомонтажа. В планах повышения мастерства школьных операторов монтажа – детальное изучение и овладение прочными навыками работы не только в этих программах, но и других, чьи функциональные возможности рассчитаны на обработку цифровых видеоматериалов.

Достигнутые результаты свидетельствуют о том, что функционирование школьного телецентра полностью соответствует цели предпрофильной подготовки.

Проект  «Школьный телецентр» долгосрочен, практичен, востребован  и рассчитан на конкретные действия и результаты. С 2008 года я перешла работать в Первый Темиртауский Классический Лицей, который по праву считается одним из ведущих инновационных заведений города. Планирую продолжить данный проект, связав его с возможность разработки индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в изучении информационных технологий.

Список литературы:

1. Государственный общеобязательный стандарт 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан. Астана, 2006.
2. Концепция предпрофильной подготовки учащихся и профильного обучения старшеклассников. Астана, 2006.
3. Концепции развития конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан на 2006-2009 годы.
4. Стратегия информатизации системы образования Республики Казахстан до 2020 года.
5. Ресурсы сайта, посвященного стандартам вещания и телевидению в целом http://chipinfo.ru.