Программа элективного курса "Русский язык и культура речи" (9—11-й класс)

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Образованность, интеллект, знание своего дела – эти качества всегда ценились. Но достаточно ли их для того, чтобы быть востребованным, занять достойное место в коллективе, добиться успеха в карьере? Сегодня всё большее значение приобретают личностные качества человека, его культурный уровень, духовное развитие, воспитанность. Вот почему среднее и высшее образование в последнее время ориентировано на гуманитаризацию обучения, обеспечивающую формирование личности, в которой сочетаются профессиональные знания и умения с высокой общей культурой.

Сейчас в стране повышается уровень требований, предъявляемых к представителям различных профессий. Необходимым компонентом общей культуры специалистов любого профиля, в значительной степени определяющим успех профессиональной деятельности, является свободное владение русским литературным языком, умение использовать его как инструмент эффективного профессионального и межличностного общения. Содержательная, логичная, правильная речь (устная и письменная) должна стать характеризующим признаком хорошего работника.

Элективный курс “Русский язык и культура речи” направлен на решение этой актуальной и важной для нашего государства задачи.

Предлагаемая программа элективного курса развивает содержание базисного курса русского языка, изучение которого в школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ, тестирования по этому предмету на повышенном и высоком уровне. В отдельных разделах она ориентирована на расширение Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку на профильном уровне, направленного в первую очередь на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Программа позволяет более последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся.

В новых учебных пособиях для школы I и II ступени не предусмотрена полноценная системная работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок. В учебниках II ступени полностью отсутствуют сведения о возможных лексических ошибках и их источниках, грамматические нормы лишь слабо обозначены, дело усугубляет и их разброс по учебникам в соответствии с годом обучения.

Учебники III ступени систематизируют в основном знания по структурной функциональной стилистике и дают сведения о стилистике текста, осуществляя в значительной мере принцип преемственности между школой II и III ступени. На устранение всех этих пробелов и направлена данная программа.

Настоящая программа разработана для обеспечения профильной подготовки школьников.

Актуальность программы заключается в том, что культура речи – это культура языка, это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения, устного и письменного, культура речи – это самостоятельная лингвистическая дисциплина.

Изучение элективного курса в полном объёме предполагается за 34 часа (при нагрузке 1 ч. в неделю) Каждый тематический раздел курса состоит из 2-х частей: “Основные сведения” и “Практическая деятельность учащихся”. В I части даются основные научные понятия курса. Во II части содержится перечень примерных упражнений и различных видов творческих работ, которые рекомендуется проводить при изучении данных тем. Этот перечень учитель может изменить по своему усмотрению, учитывая уровень подготовки и интересы учащихся своей группы. Каждая часть рассчитана на 17 часов учебного времени.

Основные организационные формы проведения занятий: семинары-практикумы, интерактивные лекции, лабораторные занятия, творческие практикумы, деловая игра: “Экзамен для редактора”; деловая игра: “Заседание редакторской коллегии”; дискуссия, проектная деятельность, урок-кроссворд, игра – общение, викторина, урок – тест.

Формы контроля: доклады, презентация, проекты, редактирование литературного текста, написание рецензии на литературный текст, контрольные тесты.

К программе элективного курса прилагается пособие “Сборник упражнений по культуре речи”, словарь – минимум по культуре речи, тест – контроль. Тестовые задания способствуют подготовке учащихся к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Цель курса:

  • познакомить учащихся с коммуникативными качествами речи и тенденциями развития языка;
  • пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию;
  • помочь учащимся овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме; совершенствовать речевую практику;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • способствовать овладению учащимися исследовательско-экспериментальными способами в познавательном процессе.

Задачи курса:

  • составить целостное представление о проблемах культуры речи русского языка;
  • расширить знания по основным вопросам культуры речи;
  • помочь учащимся осознанно овладеть нормами русского литературного языка;
  • выработать навыки правильного употребления литературных норм русского языка;
  • дополнить и расширить стандартные знания по культуре речи;
  • подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охрана литературного языка.

Принципы программы:

Актуальность.

Культура речи – умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.

Научность.

Культура речи – лингвистическая дисциплина. Культура речи – умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.

Доступность.

Курс культуры речи связан с современным русским языком, являющимся базой для изучения норм литературного языка на всех его уровнях.

Системность.

Курс строится от частных вопросов (особенности образования определённых форм слов) к общим (качество идеальной речи).

Практическая направленность.

Содержание курса направлено на освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ЕГЭ.

Обеспечение мотивации.

Во-первых, развитие культуры речи, во-вторых, успешная сдача ЕГЭ.

Инвариативность. Программа применима для учащихся 9 – 11 классов.

Предполагаемые результаты.

Предлагаемый элективный курс должен помочь учащимся усвоить основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), расширить знания о качествах идеальной речи.

Учащиеся должны усвоить знания норм языка, сформировать умения правильной, точной, логичной, уместной и выразительной речи.

Усвоение знаний должно способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся, успешной сдаче ЕГЭ.

Данный курс поможет учащимся овладеть способами исследовательской деятельности.

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство с нормами русского литературного языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам культуры речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области культуры речи, знакомит с работой корректора – работника издательства, редакции или типографии, читающего и исправляющего корректуру.

Содержание курса

Тема 1.

Национальный русский язык

(2 часа)

Русский язык, его составляющие (территориальные диалекты, жаргоны, арго, литературный язык как высшая форма национального русского языка)

Язык и речь. Признаки, характеризующие язык и речь. Особенности устной и письменной речи.

Практическая деятельность учащихся

Коллективное составление схемы “Структура языка”. Работа с толковыми словарями русского языка. Выполнение упражнений по культуре речи.

Тема 2.

Понятие культуры речи.

(2 часа)

Характеристика понятия “культура речи”. Три составляющих компонента культура речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность.

Практическая деятельность учащихся.

Диагностирующий тест по нормам русского языка.

Тема 3.

Языковая норма, её динамика и вариативность.

(3 часа)

Наличие норм – важнейший признак литературного языка. Языковая норма – явление историческое.

Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.

Формирование норм литературного языка. Три степени нормативности.

Практическая деятельность учащихся.

Выступления учащихся с докладами: “Историческая смена норм литературного языка”, “Источники установления языковой нормы”

Выполнение упражнений по культуре речи.

Тема 4.

Орфоэпические нормы языка.

(2 часа)

Звуковой уровень речи. Орфоэпические трудности. Фонетические средства языковой выразительности. Звук в поэтической речи. Звукопись как художественный приём. Звукоподражание, аллитерация и ассонанс.

Практическая деятельность учащихся

Работа с орфоэпическими словарями. Типы орфоэпических ошибок (твёрдое\ мягкое произношение согласных в заимствованных словах, произношение сочетания чн и т.д.)

Тема 5.

Акцентологические нормы.

(2 часа)

Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке.

Практическая деятельность учащихся.

Типы акцентологических ошибок (трудные случаи постановки ударения, ударение в кратких прилагательных и причастиях; ударение в глаголах прошедшего времени)

Выполнение упражнений по культуре речи.

Тема 6.

Лексика. Фразеология. Лексические нормы.

(4 часа)

Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи (использование в устной и письменной речи метафор, метонимии, синекдохи, антитезы, оксюморона, контекстуальных и общеязыковых синонимов и антонимов, омонимов, устаревших слов и неологизмов)

Особенности заимствованных слов в русском языке. Признаки иноязычного происхождения слов.

Фразеологизмы, их использование в речи. Пословицы и поговорки в речи. Крылатые слова и выражения.

Лексические нормы. Нарушение лексических норм как речевая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, лишние слова в речи, тавтология и неуместное повторение слов, смешение паронимов, плеоназм)

Практическая деятельность учащихся.

Лексический анализ текстов. Работа со словарями и справочниками. Выполнение упражнений по устранению лексических ошибок.

Тема 7.

Морфемика: словообразовательные нормы.

(2 часа)

Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. Словотворчество. Словообразовательные модели.

Практическая деятельность учащихся.

Работа с этимологическими и словообразовательными словарями. Выполнение упражнений по культуре речи.

Тема 8.

Морфология. Морфологические нормы.

(8 часов)

Понятие морфологии. Способы выражения грамматических значений в современном русском языке.

Морфологические нормы.

Имя существительное: ошибки в формах числа, ошибки в падежных формах, склонение имён собственных, трудности в определении рода имён существительных.

Имя прилагательное: употребление степеней сравнения.

Имя числительное: ошибки в образовании форм.

Местоимение: трудности в формообразовании личных и притяжательных местоимений, трудности в употреблении, местоимения и вежливость.

Глагол и его форма: трудность в образовании глагола и его форм, нарушение видо-временных отношений глаголов.

Наречие: трудности в образовании и употреблении.

Служебная часть речи: трудности в употреблении предлогов и союзов.

Практическая деятельность учащихся.

Нахождение морфологических ошибок (род заимствованных существительных и аббревиатур; формы мн. ч. именительного и родительного падежей; склонение числительных)

Коррекция текстов.

Тема 9.

Синтаксис. Синтаксические нормы.

(7 часов)

Понятие о синтаксисе. Синтаксические нормы. Ошибки в согласовании и управлении слов. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Ошибки в употреблении деепричастных и причастных оборотов. Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Фигура умолчания. Использование риторических вопросов, восклицаний и обращений. Нарушение порядка слов. Инверсия как средство выразительности. Выразительные возможности односоставных и неполных предложений. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Ошибки в построении сложного предложения. Ошибки в использовании прямой и косвенной речи Синтаксическая бедность языка. Параллелизм как выразительное средство.

Практическая деятельность учащихся.

Синтаксический анализ текстов, их коррекция. Выполнение упражнений по устранению синтаксических ошибок (согласование подлежащего и сказуемого; употребление деепричастного оборота; ошибки в построении словосочетаний; ошибки в структуре сложных предложений)

Тема 10.

Функциональные стили литературного языка. Стилистические нормы.

(2 часа)

Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов. Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи)

Практическая деятельность учащихся.

Составление таблицы “Характерные особенности функциональных стилей литературного языка”

Анализ текстов, относящихся к разным стилям речи.

Тема 11.

(1 час)

Контрольный тест по курсу “Русский язык и культура речи”

Литература:

Для учителя

  1. Бахтин М.Эстетика словесного творчества.М., 1986 г.
  2. Виноградов В.Проблемы русской стилистики. М., 1980г.
  3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. В 2-х т. М., 1997 г.
  4. Горшков Л.И.Русская словесность М., 2000 г.
  5. Гальперин И. Общие проблемы стилистики. М., 1969 г.
  6. Головин Б.Н.Основы культуры речи. 2-е изд., испр.-М., 1988г.

Для учащихся

  1. Введенская Л.А. и др. Риторика и культура речи: Учебное пособие. – Ростов, 2003.
  2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 4-е изд., – Ростов, 2002.