Внеклассное мероприятие "Школа в Древней Руси", посвященное Дню Наума-Грамотника

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Знакомство учащихся с историей своего Отечества: как учились дети в Древней Руси.
  2. Формирование мотивации к учению.
  3. Воспитание любви к родному языку, бережного и ответственного к нему отношения.

Действующие лица:

Ведущий – учитель или старшеклассник
Ученик 1 – пятиклассник
Ученица – старшеклассница
Ученик 2 – старшеклассник

Ход мероприятия

В ходе мероприятия проходит показ компьютерной презентации. (Приложение 1)

Ведущий: 14 декабря в России уже много веков называют днём Наума-Грамотника. (Слайд 1)

Ученик 1: А кто такой Наум? И почему его называют Грамотником?

Ученица: Наум – это один из ветхозаветных пророков, он жил в 7 веке до Рождества Христова. Подробности его жизни неизвестны, но сохранилась «Книга пророка Наума». (Слайд 2)

Ученик 2: Издревле русский народ почитал Святого Наума помощником во всякого рода умственных занятий. Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать.

Ведущий: (обращается к классу) Ребята, а как вы думаете, почему именно Наума русский народ выбрал покровителем грамотеев? (Ответы учеников) Правильно, из-за созвучия слов – ум и Наум. Но есть и ещё одна причина. Именно с дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте.

Ученик 1: Вот здорово! На целых три месяца учебный год позже начинался! Вот бы нам так! А почему так поздно дети в школу шли?

Ученица: Как ты не понимаешь?! Ребятишки-то крестьянские шли грамоте учиться. Осенью крестьяне урожай собирали, а дети помогали и в поле, и в доме. А зимой работы было поменьше, а времени для освоения грамоты – больше.

Ученик 2: Вот пророк Наум и обрёл второе имя – Грамотник.

Ученик 1: А какой была школа в Древней Руси?

Ученица: Да уж не такой, как сейчас. Для семьи день начала учёбы был особым праздником, к нему готовились заранее, договаривались с учителем – приходским дьячком, то есть помощником сельского священника.

Ученик 2: Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали (слайд 3):

Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.

Ученица: Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока.

Ученик 1: А это ещё кто такой – отрок?

Ученица: Так называли мальчишек 10-12 лет, подростков.

Ученик 1: А почему только мальчишек благословляли? А девчонок как же?

Ученик 2: А вот девочки вообще грамоте не учились. Считалось, что женщинам грамота не нужна, да и не способны девчонки её постигнуть. Недаром ведь сложилась пословица - «У женщины волос долог, да ум короток».

Ученик 1: Какая несправедливость! Ну, а дальше что делали?

Ученица: После службы в церкви дома у ученика встречали с почётом учителя, сажали его на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму, а за леность угощать побоями.

Ученик 2: А мать должна была плакать, иначе худая молва пойдёт. Сын отвешивал три земных поклона учителю, а учитель трижды ударял ученика по спине плёткой…

Ученик 1: Как это? Учитель – и бил плёткой? А за что?

Ученица: Пока ни за что. Заранее, чтобы отрок не озорничал, а учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы.

Ученик 2: На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой, а мать с сыном передавали подарок для учителя – курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей. А перед уроком дети читали молитву (слайд 4): «Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати».

Ученица: Ученики учили по букварю славянскую азбуку: аз, буки, веди, глаголь, добро. (Слайд 5)

Ученик 1: Это ты сейчас что сказала? Какой глаголь, что значит веди?

Ученик 2: Так раньше буквы назывались. Буквы русского алфавита а, бэ, вэ, гэ, дэ, а раньше были аз, буки, веди… Поэтому каждую букву учили целую неделю, а то и две. Тогда-то и сложилась пословица: «Азбука наука, а ребятам мука».

Ученица: (Слайд 6) Посмотрите картину художника Кустодиева «Школа в Московской Руси». Вот так шли занятия. Длинный стол, вдоль него лавка, на стене полка с книгами и обязательно плётка…

Ученик 1: Опять плётка! Это ещё зачем?

Ученик 2: Пригодится. На лавке – ученики. Во главе стола – учитель. А перед ним на коленях стоят ученики.

Ученик 1: А почему на коленях?

Ученица: Отвечают урок. А кто не выучит урока или напроказничает, того ждёт наказание.

Ученик 1: Его на перемену не пустят? Или к директору отведут?

Ученик 2: В древнерусской школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали.

Ученик 1: Это сколько у них уроков было, до вечера-то?

Ученица: У них не было отдельных уроков, как у нас. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один только делает первые шаги, зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий уже вслух читает слова… Шум стоит невообразимый! (Слайд 7)

Ученик 2: Недаром сложилась пословица: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

Ученик 1: А как же дьячок-учитель им оценки ставил?

Ученица: А никак не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой. А не выучил – вот плётка, вот розги, то есть прутья.

Ученик 1: Да вы шутите! Разве можно учеников плёткой или розгой?

Ученица: Можно и не розгой. Кто учителя не слушается – поставят того в угол на колени. Или без обеда оставят. Ты ещё завидуешь отрокам, что они не с первого сентября в школу шли, а позже?

Ученик 1: Нет, я уж лучше сейчас учиться буду.

Все читают стихотворение Н.Кончаловской.

Ученица:

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:

Ученик 1:

А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для науки
По субботам их порол.

Ученик 2:

Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.

Ведущий:

Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

(Н.П.Кончаловская. «Как церковный грамотей в старину учил детей»)

Ведущий: Грамотных людей на Руси было мало, поэтому их все почитали, а грамоту ценили – «Видит око далеко, а ум ещё дальше». И прославляли святого Наума-Грамотника, что помогал людям постигать науки, слагали о нём пословицы. (Слайд 8)

Ученик 1: Придёт Наум – наведёт на ум.

Ученица: Пророк Наум наставит на ум.

Ученик 2: Батюшка Наум, наведи меня на ум.

Ведущий: Ребята, а какие вы знаете пословицы о пользе грамоты и учения? (Ответы учеников)

(Слайд 9)

После беседы проводятся различные конкурсы: «Знаток русской азбуки», «Умелец скороговорок», «Переводчик с древнерусского языка» и др.