Урок физики в 7-м классе с применением ИКТ

Разделы: Физика


Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний в рамках темы “Движение и взаимодействие тел”.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Показать значение законов движения и взаимодействия в жизни человека.
  • Формирование умения структурировать информацию и проводить умозаключения.
  • Определить степень усвоения материала каждым учащимся.

Развивающие:

  • Развитие умения анализировать предложенные условия, обобщать и делать выводы.
  • Развитие способностей самостоятельной деятельности.
  • Развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

  • Содействие развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Методическое обеспечение урока: видеопроектор, персональный компьютер, мультимедийная презентация (Приложение 1).

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Проверка знания теории (повторение) – 5 мин.
  3. Проверка знания формул – 3 мин.
  4. Задачи на смекалку – 3 мин.
  5. Физика в художественной литературе – 10 мин.
  6. Физическое лото (работа в парах) – 20 мин.
  7. Подведение итогов урока – 2 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие, сообщение цели урока, позитивный настрой на урок.

2. Проверка задания теории.

Проверка домашнего задания осуществляется по вопросам (Приложение 1. Слайды 2-5).

  1. Дать определение механического движения.
  2. Линия движения тела при его перемещении из одной точки в другую.
  3. Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени.
  4. Явления сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
  5. Направленный отрезок, соединяющий начальное положение тела с его конечным положением.
  6. Физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость.
  7. Какое движение называется равномерным?
  8. Какие величины называются векторными?
  9. В чем отличие инерции от инертности?
  10. Какие тела движутся прямолинейно? Какие тела движутся равномерно? (выпущенный из рук камень; Луна по своей орбите; поезд метро вдоль платформы станции; шарик, скатывающийся с наклонного желоба; секундная стрелка циферблата часов; самолет по взлетно-посадочной полосе).

3. Проверка знания формул.

В формулах вместо одной из величин знак вопроса (Приложение 1. Слайды 6-12). Нужно восстановить формулу, прочесть ее, и назвать размерность физической величины, вычисляемой по этой формуле.

4. Задачи на смекалку (Приложение 1. Слайды 13, 14).

– Летчик-спортсмен сумел посадить самолет на крышу легкового автомобиля. При каком физическом условии это возможно?

– Ветер несет воздушный шар на север. В какую сторону отклоняется флаг, которым украшен шар?

– Придет ли в движение парусная лодка под действием потока воздуха от вентилятора, установленного на ней?

– Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа?

– Деревянный шар массой 1 кг поместили в сосуд с водой. Шар плавает на поверхности воды. Изменилась ли масса шара?

– Курица встала на весы, и весы показали 5 кг. Сколько покажут весы, если курица поднимет одну ногу?

5. Физика в художественной литературе. (Приложение 1. Слайды 15-24).

А.С.Пушкин. Подражание Корану.

Земля недвижна; неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас с тобой.

В примечании к этим строкам поэт пишет: “Плохая физика; но зато какая смелая поэзия!”

Почему в этих строках физика – плохая?

Ю.П.Кузнецов. Отцепленный вагон

Усыпил нас большой перегон,
Проводник и кондуктор исчезли.
Говорят, отцепился вагон
На каком-то безвестном разъезде.
Мы, не зная, из окон глядим.
Только поезд пройдет вдоль разъезда,
Нам покажется – мы не стоим,
А безмолвно срываемся с места.
Только он промелькнет – обнажится
То же зданьице, тот же окрест.
То умчится, то снова примчится
Наш вагон на пустынный разъезд.

Какой физический принцип иллюстрируют эти поэтические строки?

А.П.Гайдар. Чук и Гек

“Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, они дружно плюхнулись в сено”.

Почему мальчики “плюхнулись в сено”?

Э.Распе. Приключения барона Мюнхаузена

Барон Мюнхаузен рассказывал, как он однажды разбежался и прыгнул через болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгнет до берега. Тогда он в воздухе повернул обратно и вернулся на берег, с которого прыгал.

Возможно ли это? Объясните почему.

М.М.Пришвин. Кладовая солнца

Эпизод, в котором собака Травка преследует зайца.

“Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась.

Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица.

Так вот одновременно сошлось – Травка бросилась, а заяц остановился.

И Травку перенесло через зайца.

Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе…”

Объясните случившееся.

Л.Кэролл. Алиса в зазеркалье

“Стоило Коню остановиться… как Рыцарь тут же летел вперед. А когда Конь снова трогался с места… Рыцарь тотчас падал назад”.

Объясните явление.

Ф.А.Искандер. Святое озеро

Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз. Поперек его пути была глубокая траншея, “где клокотала и неслась талая вода.

Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился”.

Какое физическое явление помогло герою рассказа не упасть в траншею?

Ж.Рони-старший. Борьба за огонь

Эпизод, в котором описан поединок бесстрашного воина Нао со своим соперником Агу. “Агу, уверенный, что теперь победа над противником, которого он приговорил к смерти, обеспечена, взмахнул палицей и с ужасающей силой опустил её… Нао еще раз молниеносно отскочил, и Агу, увлеченный силой удара и тяжестью палицы, подался всем телом вперед, едва не упав на колени. В ту же секунду палица Нао опустилась на его затылок”.

Какое физическое явление оказалось роковым для Агу?

К.Г.Паустовский. Далекие годы

“Дорога подымалась все выше. Вдруг в лицо нам потянуло свежестью.

– Самый перевал! – сказал перевозчик, остановил лошадей, слез и положил под колеса железные тормоза”.

Для чего извозчик положил под колеса “железные тормоза”?

А.П.Платонов. На заре туманной юности

Героине рассказа, 17-летней девушке Ольге, для предотвращения аварии нужно было остановить два десятка приближающихся к станции вагонов, оторвавшихся от паровоза и спускающихся с большой скоростью под кулон. Исполняя обязанности машиниста, она вывела маневровый паровоз на тот же путь и разогнала его до максимальной скорости, уходя от вагонов. После столкновения Ольга приняла различные меры для остановки состава, в том числе “пустила песок под колеса…”.

Почему Ольга разогнала маневровый паровоз до максимальной скорости, уходя от вагонов? Для чего Ольга сыпала песок под колеса?

6. Физическое лото “Реши задачу” (Приложение 1. Слайды 25-57).

Работа выполняется в тетрадях по предложенной схеме. Учащиеся работают в парах. Выбор задачи осуществляется на табло.

План:

1) Записать данные
2) Используя формулы и перевод единиц в СИ решить задачу
3) Получить и записать ответ, озвучить его. Ответ учащихся сравнивается с верным.

  1. Какая из двух сил: 4 кН или 800 Н больше и во сколько раз? (Ответ: F1 = 5 F2)
  2. Масса первого бруска в три раза больше, чем второго. На какой брусок действует большая сила тяжести и во сколько раз? (Ответ: Fтяж 1 = 3 Fтяж 2)
  3. Картофелина массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофеля и выразите ее в кг/м3. (Ответ: 1180 кг/м3)
  4. Подсолнечное масло объемом 1 л имеет массу 920 г. Найдите плотность масла. Выразите ее в кг/м3. (Ответ: 920 кг/м3)
  5. Самолет летит со средней скоростью 200 м/с. Какой путь он пролетит за 5 ч? (Ответ: 3600 км, т.к. 200 м/с = 720 км/ч)
  6. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 72 км/ч. Кто из них движется быстрее? (Ответ: Дельфин, т.к. 72 км/ч = 20 м/с)
  7. Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь в 36 км за 4 часа? (Ответ: 9 км/ч = 2,5 м/с)
  8. Трамвай движется со скоростью 15 м/с. Выразите эту скорость в км/ч. (Ответ: 54 км/ч)
  9. На первом рисунке показана мензурка с жидкостью, на втором – та же мензурка, но с погруженным в эту жидкость телом. Чему равен объем тела? (Ответ: 30 см3)
  10. Найдите объем аквариума, доверху заполненного водой массой 35 кг. Плотность воды 1 г/см3. (Ответ: 35 л)
  11. На сколько увеличилась общая масса автомобиля, когда в бак его долили 200 л бензина? Плотность бензина 710 кг/м3. (Ответ: На 142 кг)
  12. Стальная деталь машины имеет массу 780 г. Определите ее объем. Плотность стали 780 кг/м3. (Ответ: 10-3 м3)
  13. К лежащим на столе шарам были приложены одинаковые силы. При этом шар массой 3 кг приобрел скорость 15 см/с. Какую скорость приобрел шар массой 1 кг? (Ответ: 45 см/с)
  14. Во сколько раз увеличится сила взаимного притяжения двух шаров, если расстояние между ними уменьшить в 3 раза? (Ответ: В 9 раз)
  15. Пешеход массой 75 кг движется со скоростью 3,6 км/ч, а собака массой 7,5 кг бежит со скоростью 1 м/с. Найдите отношение импульсов пешехода и собаки. (Ответ: р12=10)
  16. При взаимодействии двух тележек их скорости изменились на 20 и 60 см/с. Масса большей тележки 0,6 кг. Чему равна масса меньшей тележки? (Ответ: 0,2 кг)

7. Подведение итогов урока.

Учителем оценивается работа учащихся наиболее активных на уроке при выполнении устных заданий. Тетради собираются на проверку.

Используемая литература:

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Кирик Л.А. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2002.
  3. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике 7-11. – М.: Просвещение, 1996.

Электронная поддержка урока:

Авторская презентация “Движение и взаимодействие тел”