Урок-презентация по теме "Индийский океан". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цель: изучить особенности природы Индийского океана, его хозяйственное использование.

Ход урока.

1. Организационный момент. Слайд 1.

2. Изучение нового материала.

1). Географическое положение океана. Слайд 2.

Задание: Используя физическую карту мира и карту океанов, опишите географическое положение Индийского океана. Слайд 3.

Индийский океан — третий по величине океан нашей планеты. Граница между Индийским и Атлантическим океаном проходит по 20° меридиану восточной долготы, между Индийским и Тихим океаном проходит по 147 меридиану восточной долготы. Самая северная точка Индийского океана находится примерно на 30 северной широты в Персидском заливе. Ширина океана примерно 10 000 км между южными оконечностями Африки и Австралии; площадь 73 556 000 кв. км, включая Красное море и Персидский залив. Объём океана приблизительно 292 131 000 куб.км.

Задание: Этот океан является океаном нагретых вод. Является ли это следствием его географического положения?

  • Индийский океан защищен от холодных воздушных масс с севера;
  • его воды не встречаются с водами умеренных и арктических широт;
  • в южной части сказывается влияние холодной Антарктиды, встречаются айсберги;
  • характерны муссонные ветры и муссонные течения.

2). Исследования океана.

Используя Слайд 4, назовите первых исследователей океана. Что вам известно о них?

Индийский океан был первым океаном, который открыли первоисследователи. Ранее он назывался Восточным. В его названии отразилось стремление европейцев найти водный путь в сказочно богатую и диковинную страну – Индию.

В средние века самым знаменитым первооткрывателем был португальский принц Генрих Мореплаватель: он никуда не ездил, но профинансировал кучу экспедиций и страстно мечтал , что на его деньги кто-нибудь откроет морской путь в Индию.

В 1487 г. Бартоломеу Диаш всё-таки обогнул мыс Доброй Надежды и мыс Игольный, и морской путь в Индию был открыт. Слайд 5.

В 1497 г. Васко да Гама успешно доплыл до Индии. Слайд 6, 7.

3) Строение океанической впадины. Слайд 8.

Задание: Перечислите формы рельефа океанского дна? Ответ запишите в тетрадь. Слайд 9.

Задание: Используя карты атласа, приведите примеры островов в Индийском океане. Слайд 10.

4). Особенности острова Мадагаскар.

На Мадагаскаре растет 740 видов орхидей, водится 6000 видов жуков, 147 видов птиц, 35 видов лемуров, очень разнообразны хамелеоны. Остров часто называют « страной Лемурией». На Мадагаскаре нет ни львов, ни слонов, ни обезьян, ни ядовитых змей, ни других типичных представителей фауны Африки. Слайд 11.

5). Течения. Слайд 12.

Задание: Назовите, на какие группы делятся течения. Приведите примеры теплых и холодных течений Индийского океана.

6). Полезные ископаемые. Слайд 13.

На шельфе ведётся добыча нефти и газа. Воды Индийского океана стали сырьём для получения пресной воды в странах – Кувейт, Саудовская Аравия.

7). Животный мир. Слайды 14 – 26.

Животный мир разнообразен, основную массу животных океана составляют рачки – конеподы (более 100 видов), затем следуют крылоногие моллюски, медузы и другие беспозвоночные. Многочисленны кальмары. Из рыб наиболее распространены летучие рыбы, корифены, тунцы, разнообразны акулы, морские черепахи и крупные морские млекопитающие – дюгони, киты, ластоногие. Среди птиц наиболее характерны фрегаты и альбатросы, несколько видов пингвинов населяют побережье Южной Африки и Антарктиды.

8). Рыболовство.

Задание: Используя Слайд 27, карты атласа опишите рыболовство и морской промысел. Слайд 28.

9). Судоходство.

В северной части океана проходят основные транспортные пути (Слайд 30), популярные туристические маршруты (Слайд 31 – 33).

3. Рефлексия. Что мы узнали на уроке? Что особенно понравилось?

4. Домашнее задание. Урок 29, на контурной карте подписать моря, заливы, проливы и острова Индийского океана. Слайд 34.

Спасибо за работу на уроке и внимание! Слайд 35.