Урок по теме "Особенности внешнего и внутреннего строения рыб"

Разделы: Биология


Цель: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.

Задачи:

  • Изучить отличительные особенности внешнего строения рыб.
  • Рассмотреть системы органов внутреннего строения рыб.
  • Развивать умения наблюдать, обобщать, навыки коммуникации.
  • Оборудование: аквариум с рыбками, карточки с изображениями хариуса и миноги, компьютер.

Ход урока

Класс делится на группы.

1. Введение.

Загадка.

У маленькой скотинки

Сто монеток на спинке. Рыба.

- Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь?
- Тема нашего урока: особенности внешнего и внутреннего строения рыб.
- Что мы должны сегодня выяснить на уроке? (Вопрос к классу).

2. Внешнее строение.

- У вас на столах есть живые рыбы, а также картинки с изображением животных. Как они называются?

Рисунок 1

Рисунок 2

 - Мы знаем, что Миноги относятся к классу Круглоротые. Необходимо сравнить их с рыбами и найти сходства и различия.

1 и 3 группы находят сходства и различия, сравнивая отделы тела и строения головы, заполняя таблицу №1.
2 и 4 группа сравнивает кожные покровы и особенности плавников, заполняя таблицу №2.

Внешнее строение круглоротых и рыб.

Таблица № 1. Отделы тела.

Сходство Различия
Голова
Туловище
Хвост
 

Строение головы.

Сходство Различия
Глаза, рот, зубы.
Внутреннее ухо.
У круглоротых одна ноздря, у рыб две, у рыб есть челюсть, у круглоротых присоска.
У рыб жаберные крышки и жабры, у круглоротых жаберные щели, нет жаберных дуг, но есть жаберные мешки, пронизанные пластинками.

Таблица №2. Кожные покровы.

Сходство Различия
Железы выделяют слизь, которая уменьшает трение тела о воду.

Боковая линия – орган чувств, воспринимающий направление и скорость течения воды. Позволяет животным обходить препятствия, улавливая волны исходящие от предметов.

У рыб кожа покрыта чешуей, которая предохраняет тело от механических повреждений.

Плавники.

Сходство Различия
  У круглоротых один плавник. У рыб есть парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой и анальный) плавники.

С помощью хвостового плавника рыбы двигаются вперед. Грудные - участвуют в поворотах в стороны и движении в верх, в низ. Брюшные и непарные – удерживают рыбу в вертикальном положении.

Закончили работу в группах. Выступает один учащийся от группы. Все слушают, заполняют таблицы.

- Какие главные отличия рыб от Круглоротых?

3. Внутреннее строение.

- Рыбы относятся к подтипу Позвоночные. Почему их назвали Позвоночные?
- А по другому подтип называют Черепными, почему?

Показать скелет.

- Из чего еще состоит скелет? (Скелет конечностей состоит из плавников). (Беседа с учащимися).

Плавательный пузырь.

Опыт с шариком.

- Что произойдет с пластилиновым шариком, если его опустить в воду?
- А что сделать, чтобы он не утонул?
- Какое отношение этот опыт имеет к рыбам?
- Почему рыба плавает в воде и не тонет? (Беседа с учащимися).
- ыба плавает и не тонет, потому что есть плавательный пузырь.

А ведь рыбы поднимаются на поверхность и опускаются на дно. За счет чего они это делают?

Плавательный пузырь – орган, состоящий из одной или двух камер. Заполнен смесью газов, близким по составу к воздуху. Газ попадает в плавательный пузырь из кровеносных сосудов. Объем пузыря увеличивается, плотность тела уменьшается, и рыба поднимается вверх.

Пищеварительная система.

- Зачем рыбе нужно двигаться? (Убегать от преследования, добывать пищу)

- Чем питаются рыбы? Другими рыбами, насекомыми, водорослями, планктоном. Какая система органов нужна, чтобы переработать пищу? Пищеварительная. (Беседа с учащимися).

- Давайте познакомимся с пищеварительными органами.

-У вас лежат на столах изображения внутренних органов. Вы должны их поместить в полость рыбы и приклеить. (Для того, чтобы приготовить раздаточный материал можно использовать рисунок 1)

- С чего начинается пищеварительная система? Приложение 1.

С ротовой полости (слайд на экране, ребята приклеивают рисунок органа на карточке)

- Из каких органов состоит пищеварительная система? Давайте запишем в рабочих листах схему пищеварительной системы и органов, из которых она состоит.

Кровеносная система.

- Куда из кишечника поступают питательные вещества? (Кровь).
- Какие органы входят в состав кровеносной системы? (Сердце, кровеносные сосуды).

Дыхательная система.

- Как рыбы в воде дышат? (Беседа с учащимися)

Выделительная система.

- Как выделяются не нужные вещества из организма? (Через почки).
- К выделительной системе относятся почки, мочеточники и мочевой пузырь. (Беседа с учащимися).

Система органов размножения.

- Поднимите руку те, у которых на столе никогда нет рыбы.
- А чем ценна рыба?
- А что такое икра?
- А зачем рыбе икра? (Беседа с учащимися)

Рисунок 3

Органы чувств.

- У рыб, как и у всех Позвоночных есть нервная система, представленная она головным и спинным мозгом, размеры головного мозга очень малы поэтому она примитивна, но раз есть нервная система, значит есть и органы чувств.

Как вы думаете, какие органы чувств хорошо развиты у рыб? (Органы зрения, слуха, обоняния, осязания).

- Посмотрите фрагмент фильма. Подумайте, почему рыбы, не имеющие зрения, не наталкиваются на препятствия?
- Особый орган чувств – боковая линия. (Беседа с учащимися).

4. Обобщение.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- В чем особенность внешнего строения рыб?
- В чем особенность внутреннего строения рыб?

5. Домашнее задание. Параграф 21. Найти загадки о рыбах.