Проектное обучение естественным наукам

Разделы: Химия, Биология


Тенденция к интеграции в системе образования является важнейшей и перспективной особенностью развития современной педагогической теории и практики. На основе выявления элементов общности интегрируемых дисциплин и составления по принципу взаимодополнения их содержания, происходит ликвидация дублирования близких тем, снижаются тенденции перегрузки обучающихся, происходит эффективное усвоение учебного материала, рационально используются все внутренние резервы учебно-воспитательного процесса. Образовательная область “Естествознание” способна решать задачи интегративного характера объединяя в себе такие предметы как физика, химии, биология.

Профессиональная деятельность специалиста в основе предполагает комплексное и вариативное использование теоретических знаний и практических умений. Каждая профессиональная задача, стоящая перед любым специалистом, по своей сути является междисциплинарной, интегральной и объективно требует системного анализа, построения целостной модели ее решения. Перед педагогами ставится задача по использованию интегративного, проектного подхода в деятельности, обеспечивающей целостность профессионально-личностного роста ученика, проявляющейся в степени сформированности интегрального стиля мышления, способности совмещать теорию с практикой, интегрировать знание в практическую деятельность.

Кроме того, важен факт, что проектное обучение отвечает идеям компетентностного подхода - нового явления в отечественной дидактике (В.А. Болотов, В.В. Лаптев, Е.А. Ленская, В.В. Сериков, Б.Д. Эльконин и др.). Компетентность представляет собой сложный синтез когнитивного, предметно- практического и личностного опыта. Это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, признания личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости..

Проектное обучение может внедряться в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, но оно не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение. Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе (знаньевая парадигма), оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением или какой-либо другой системой, предусматривающей формирование универсальных умений (компетентностей) в рамках компетентностной парадигмы

Результатом проектной деятельности выступает проект. В своем понимании проекта мы разделяем точку зрения В.И. Загвязинского, что проект - это мысленная реализация замысла, и мнение В.Е. Радионова о посреднической функции проекта между людьми, имеющими общность взглядов на предмет, цели и ценности предлагаемой ими деятельности. Мы определяем проект как результат для внедрения в практику, полученный в процессе индивидуального или группового решения практически значимой в профессиональном плане проблемы

В процессе педагогической деятельности (на этапах прогнозирования, проектирования, реализации, представления) формируются гностические умения, связанные с переработкой информации:

  • пользоваться учебной, научной литературой при разработке проекта;
  • формулировать цели индивидуальной и групповой работы по интегрированным вопросам учебных дисциплин и определять способы их достижения;
  • выделять в информации главное, логическую структуру материала, систематизировать имеющийся материал, составлять из него в соответствии с поставленной целью различные тексты (письменные и устные);
  • сравнивать, делать выводы, высказывать собственное мнение и отношение к фактам, событиям, явлениям;
  • составлять тезисы своего сообщения, доклада и др.

Проектировочные умения (включая некоторые собственно конструктивные действия) формируются на этапах прогнозирования, моделирования, проектирования, алгоритмизации и реализации проекта. Они включают в себя совокупность следующих действий как умений:

  • выявление проблемы, прогноз изменения ситуации;
  • определение источников, способов сбора информации;
  • определение содержания, объема, частей проекта;
  • проектирование этапов работы над проектом, выявление особенности деятельности на каждом из них, выработка плана действий;
  • овладение элементами исследования в процессе работы над проектом (наблюдение, выдвижение гипотезы, ее проверка и др.);
  • формулирование личностных и коллективных целей проекта - определение конечного результата (продукта) проекта, формы его представления;
  • установление критериев оценки процесса и результатов педагогической деятельности др.

Формирование коммуникативных умений в проектном обучении происходит в процессе общения, которое предполагает установление и поддержание контактов, коммуникацию членов проектной группы, общение с преподавателем, консультантами на всех этапах работы над проектом. В основе данных умений лежит система внутренних средств, необходимых для построения эффективного взаимодействия. В составе коммуникативных умений выделяют три составляющие:

  • умение передавать информацию в процессе общения;
  • умение устанавливать позитивные контакты, воздействовать на партнера;
  • умение понимать других или социоперцептивные умения.

Последняя составляющая является определяющей и может рассматриваться как ориентировочная основа коммуникативного действия. В процессе обсуждений в ходе работы над проектом, связанным с профориентационными интересами учащихся, формируются умения профессионального общения, которые в свою очередь образуют коммуникативную компетентность человека. Последняя предполагает общность, сходство, взаимное устремление соизмерять, понимать и принимать иное мнение, не только реагировать, но и эмоционально сопереживать.

С проектировочными и коммуникативными умениями тесно связаны организаторские умения. Они проявляются на всех этапах педагогической деятельности в организации получения информации, собственной деятельности каждого участника проекта, а также деятельности и общения членов группы в процессе работы над проектом. Другими словами, они представляют собой умения и навыки управления и самоуправления и включают в себя следующие умения:

  • рационально организовывать индивидуальную, парную, групповую деятельность;
  • распределять функции и роли в соответствии с требованиями совместной деятельности, объем материала, время выполнения индивидуальных частей проекта и деятельности в целом;
  • утверждать в коллективе отношения оптимизма и перспективы;
  • осуществлять контроль и самоконтроль, как процесса, так и результата деятельности;
  • корректировать свои собственные действия и действия членов проектной группы, добиваясь цели проектной деятельности и др.;
  • организовывать помощь и взаимопомощь в процессе работы над проектом.

Наша гимназия № 37 является гимназией с углубленным изучением немецкого языка, а значит, всем преподавателям естественных дисциплин приходится поддерживать познавательную активность, добиваясь постоянного интереса к учебной деятельности и развитию практического приложения способностей по своим предметам.

Примерами проектов могут служить: “Можно ли продлить молодость?” (Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004/2005 учебный год), “Пространство и время”, “Что такое любовь?” и др.

Творчество в проектной деятельности выступает, на наш взгляд, связующим звеном, объединяющим рассматриваемые умения в интегральную совокупность. Как высшая форма гуманной, созидательной, активной, самостоятельной, мыслительной и практической деятельности человека, оно становится ценностью и позволяет формировать творческие умения школьников.