Методическая разработка повторно-обобщающего урока "Древний Восток". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель:

актуальная: выявить уровень усвоения и понимания материала учащимися 5-х классов и восстановить имеющиеся пробелы;

перспективная: сформировать у учащихся 5-х классов представления об основных исторических процессах, происходящих в истории Древнего Востока, познакомить с основными историческими деятелями и событиями.

Задачи:

обучающая: выявление уровня понимания и усвоения об основных исторических процессах в истории Древнего Востока;

развивающая:

- развитие познавательного интереса, логического мышления, произвольного внимания, долговременной памяти в процессе игры, работы с текстами, дидактическими заданиями;
- формирование картографических умений и навыков;
- формирование навыков работы в группах;

воспитательная: формирование уважительного отношения к своим одноклассникам в процессе игры.

Тип урока: повторно-обобщающий.
Вид урока: урок-игра.
Принципы: наглядность, научность, целостность.
Оборудование: Карта “Египет и Передняя Азия в древности”, проектор, презентация “Культура Древнего Востока”.

Ход урока

Этап Организационно-технологический блок Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационно-мотивационный. Цель: обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы на уроке.

Методы: словесный.

Приёмы: доброжелательный настрой учителя.

  1. Приветствие.
  2. Фиксация отсутствующих.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.
  4. Организация внимания учащихся.
Учащиеся успокаиваются, готовятся к активной работе на уроке.
Закрепление изученного материала. Цель: выявить уровень усвоения и понимания материала, выявит пробелы в знаниях и восстановить их.

Методы: практический, наглядный, словесный.

Приёмы: работа с картой, работа с историческим источником, выполнение дидактических заданий.

Вот мы с вами и завершили изучение раздела “Древний Восток”. Познакомились со многими странами. Давайте вспомним, какие страны относятся к Востоку?

(работа с картой)

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по этим странам. Наш маршрут будет проходить с Запада на Восток. Мы посетим все известные нам страны. По пути нас ждём много интересного и занимательного. Поможет нам перемещаться во времени и пространстве “волшебный шарик”. Чтобы шарик полетел, необходимо сказать волшебные слова:

Шарик, шарик, ты лети
В историческом пути:
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - нашему вели:
Вели, чтобы мы оказались…

Ну, что вы готовы к необычному путешествию? Тогда полетели.

Шарик, шарик, ты лети
В историческом пути:
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - нашему вели:
Вели, чтобы мы оказались в Египте!

(работа с картой)

Египет – уникальная страна. Здесь 5000 лет назад зародилось первое государство. О Египте сохранилось немало сведений. Но часто встречаются такие данные, которые требуют тщательной проверки. Вам сейчас предстоит побыть в роли неверующих учёных, критически подойти к данным о Египте.

Откройте, пожалуйста, конверт № 1. Необходимо решить историческую задачу.

(Приложение №1)

Правильность выполнение работы учащимися проверяется и оценивается.

Наше путешествие продолжается.

Шарик, шарик, ты лети
В историческом пути:
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - нашему вели:
Вели, чтобы мы оказались в Вавилонском царстве.

(работа с картой)

Вавилонское царство возникло в XVIII в.до н.э. Самым известным царём этого царства был Хаммурапи, который создал свод законов. И этим увековечил себя в истории.

В начале XX в. археологи нашли столб из чёрного камня, на котором вырезаны законы царя Хаммурапи. Поверхность столба покрыта клинописными знаками – здесь 282 статьи из свода законов царя Хаммурапи. Но вот беда! Некоторые статьи трудно прочитать – слова в них стёрлись. Помогите археологам восстановить их, вставляя недостающие слова и буквы. Откройте конверт №2.

(Приложение № 2)

Продолжаем наше путешествие.

Шарик, шарик, ты лети
В историческом пути:
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - нашему вели:
Вели, чтобы мы оказались в Ассирии.

(работа с картой)

Ассирийский царь Ашшурбанипал заботился о том, чтобы прославить Ассирию. Глиняные таблички хранят сведения об Ассирии, но некоторые сведения были утеряны. Постарайтесь восстановить пробелы в истории Ассирии. Откройте конверт № 3.

Полетели дальше.

Шарик, шарик, ты лети
В историческом пути:
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - нашему вели:
Вели, чтобы мы оказались в Персидской державе.

(работа с картой)

Персидская держава образовалась в VI в.до н.э. В её состав вошло несколько государств. Знания и культура этих государств слились в границах Персидской державы. Нам необходимо восстановить порядок. Вы должны соотнести страну и понятие.

(Приложение № 3)

Наше путешествие продолжается.

Шарик, шарик, ты лети
В историческом пути:
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - нашему вели:
Вели, чтобы мы оказались в Индии.

(работа с картой)

Индийцы первыми создали цифры, которыми было бы удобно писать. Этими цифрами мы пользуемся до сих пор. Откройте конверт №4.

Перед вами даты, записанные индийскими цифрами. Вам необходимо поставить эти даты в хронологической последовательности и определить, какое событие произошло в тот или иной год.

(Приложение №4)

Последняя страна в нашем путешествии Китай.

Шарик, шарик, ты лети
В историческом пути:
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - нашему вели:
Вели, чтобы мы оказались в Китае.

(работа с картой)

Китай – очень самобытная страна. Она долгое время развивалась в изоляции от других стран. Китайцы всегда были ценителями культуры. А вы знаете культурные достопримечательности Древнего Востока?

Перед вами сейчас будут появляться изображения достопримечательностей Древнего Востока, а вы должны будете определить, к какой стране оно относится.

Презентация (заранее готовится учащимися).

На этом наше путешествие заканчивается. Но, чтобы опять вернуться в родную школу, надо повторить волшебные слова.

Шарик, шарик, ты лети
В историческом пути:
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - нашему вели:
Вели, чтобы мы оказались в родной школе.

Вам понравилось? Большое спасибо за активную работу. Вы показали прекрасные знания по пройденным темам. До встречи.

Ученик работает с картой. Показывает страны: Египет, Вавилонское царство, Ассирию, Индию, Персидскую державу, Китай.

Идёт процесс формирования картографических умений и навыков.

 

 

 

 

 

Учащиеся вместе говорят волшебные слова.

 

 

 

Ученик даёт географическую характеристику расположения Египта.

 

Учащиеся решают историческую задачу, используя хронологические знания и умения работать по “линии времени”. Идёт процесс развития познавательного интереса, логического мышления, произвольного внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик даёт характеристику географического расположения Вавилонского царства.

 

 

В процессе работы с документом идет развитие логического мышления, произвольного внимания.

Учащиеся работают с документом.

 

 

 

 

 

 

Ученик показывает расположение Ассирии.

 

При работе с текстом идёт процесс развития логического мышления и долговременной памяти.

 

 

 

 

 

 

 

Ученик даёт географическую характеристику расположения Ассирии.

 

 

 

В процессе выполнения задания идёт процесс развития логического мышления и долговременной памяти.

 

 

Ученик даёт географическую характеристику расположения Персидской державы.

 

 

 

 

 

При выполнении задания идёт процесс развития долговременной памяти.

 

 

 

 

 

Ученик даёт географическую характеристику расположения Китая.

 

 

 

 

Идёт процесс развития долговременной памяти и логического мышления.

Инструктаж домашнего задания.   Составить кроссворд по теме “Древний Восток” Записывают домашнее задание, анализируют его.