Оптимизация процесса формирования умений самостоятельной работы на уроках истории

Разделы: История и обществознание


“Учу только того, кто сам ищет знаний” .
Конфуций, китайский мудрец

В современных условиях освоения новой образовательной парадигмы перед школой в целом и перед учителями истории в том числе, стоит задача максимально быстро освоить активное использование деятельностной модели, способствующей формированию самостоятельных познавательных умений.

Этот переход может быть обеспечен неформальным внедрением в систему образования приемов развивающего обучения, деятельностного подхода, главной частью которых является формирование умений самостоятельной работы, обозначенных в действующем стандарте и программе по истории. Наиболее важными среди них являются умения анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений); определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям, историческим личностям, достижениям культуры.

Оптимизация процесса формирования данных умений требует разработки системы обучения приемам самостоятельной работы учащихся на уроке и вне его, учитывающей возрастные особенности, специальные умения, необходимые для изучения курса, наличие учебников и методического сопровождения, требования программы, межпредметные и интегративные связи. Это очень трудная задача для учителя, работающего с полной нагрузкой. Решить ее можно, постепенно разрабатывая приемы управления деятельностью школьников на каждом новом этапе, распределив приоритетные умения на курсы, темы, параграфы. Однако создание собственной эффективной системы требует большого опыта, заинтересованности педагога и администрации, а также определенного уровня теоретических знаний по методике, педагогике и психологии, огромных временных затрат, материального обеспечения.

На протяжении нескольких лет в своей работе я целенаправленно отрабатывала несколько приемов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории.

Одна группа приемов связана с обучением детей работе в парах, группах, командах. На уровне 5-7 классов достаточно эффективно могут работать и пары и малые группы-четверки. На первом этапе целесообразно организовать работу в парах по проверке домашнего задания. При этом проверяться может пересказ, конкретные знания - даты, термины, личности и т.п. При проверке пересказа или рассказа необходимо сначала обсудить с классом требования, составить примерный план ответа. При необходимости проверяющий может, как образцом, пользоваться учебником. Этот допуск может быть полезным на протяжении 5-8 классов, особенно для слабых классов/учеников. Если задан большой пересказ, его можно разделить на две части и по команде поменяться ролью. Другой вариант – заранее задать для пересказа два пункта по вариантам, тогда учащиеся лучше узнают больший объем знаний. Еще один вариант работы в парах – сильный/слабый ученик. В этом случае сначала рассказывает сильный, потом слабый. При этом сильному ученику дается задание помочь соседу справиться с трудным для них заданием. В зависимости от ситуации, учитель может использовать любой из этих приемов на протяжении 5-7 классов. А вот продолжение должно быть обязательным для любого варианта: оценочная деятельность. Необходимо обязательно попросить ребят оценить свою работу и ответ соседа: кому очень понравился рассказ, кто не очень доволен – поднятием руки, затем предложить 2-3 ребятам обосновать свою оценку словесно. Ребята делают это с большим удовольствием. Здесь важно учесть психологический фактор – в начальной школе они привыкли, что спрашивают всех. Систематический контроль был дополнительным стимулом к качеству выполнения задания. В средней школе в силу объективных причин внешний контроль ослабевает, а работа в парах позволяет повысить мотивацию выполнения домашнего задания у всего класса. Не менее важным является контроль качества выполнения задания учителем. Для этого необходимо попросить ребенка, которого очень похвалили, рассказать всем свой ответ и обсудить его с ребятами. Для того, чтобы не возникло желания слишком переоценивать своего соседа, “сомнительного” рассказчика также можно попросить повторить рассказ. Ребята достаточно быстро привыкают к работе в парах, самооценке, самоконтролю. От учителя эта форма не требует больших затрат времени, подготовки специальных пособий. На следующем этапе, когда объем рассказа становится значительным, можно предложить составить план или опорные слова и использовать их в процессе рассказа. В 8-9 классах учебник для контроля можно исключить, а наиболее подготовленным ученикам позволить проверять любые задания. Хорошо зарекомендовала себя форма работы “вопрос-ответ”. Умение ставить вопросы, отвечать на них входит в группу метаметодических познавательных умений и актуально для использования в любой форме деятельности. В 8-11 классах работа в парах учитель-ученик может быть эффективной при индивидуальном контроле знаний отдельных учеников, при подготовке к зачетам и проверочным работам. Работа в парах позволяет разнообразить проверку домашнего задания, создает условия для формирования коммуникативных навыков, способствует развитию устной речи.

Самостоятельная работа в парах может оптимизировать и процесс изучения нового материала, что особенно актуально для старшей школы. Для обеспечения эффективности самостоятельной работы необходимо целенаправленно отобрать материал, примерно равный по объему и сложности, поставить ребятам задачу, обсудить план изучения материала, уделить достаточно времени для индивидуальной работы и работы в парах, а также обсудить механизм контроля качества выполнения работы. По возможности, необходимо учесть уровень сложности для каждого учащегося в разноуровневых парах, предложив более сложный материал сильному ученику. Здесь можно также использовать прием учитель-ученик, когда оба ученика изучают один и тот же материал, а затем более подготовленный спрашивает/объясняет новый материал слабому. При этом оба ученика находятся в состоянии активной деятельности по усвоению нового материала.

Возможно использование работы в парах и на этапе закрепления и контроля знаний. Она будет эффективной при выполнении вышеперечисленных условий. Здесь могут быть использованы задания как на воспроизведение, так и на осмысление изученного. В старшей школе можно организовать группу высокомотивированных ребят для консультационной помощи одноклассникам и ребятам из других классов. Особенно эффективна эта форма работа у старшеклассников на этапе подготовки к ЕГЭ. Будущие абитуриенты рады возможности актуализировать свои знания, лишний раз проговорить их, спрашивая и объясняя другим, отвечая на их вопросы, которую дает подготовка и проведение зачета по теме у одноклассников, ребят параллельного класса, младших параллелей (9-11 класс). Эта форма работы показывает ребятам ценность самостоятельной деятельности по усвоению знаний и развитию познавательных умений, обращает их внимание на собственные недоработки, что стимулирует активную познавательную деятельность. Хочется обратить внимание, что эта форма позволяет учителю сэкономить много времени и сил, так как 5-7 человек за час могут индивидуально поработать с 10-15 учениками, уделяя беседе достаточно времени, докапываясь до того, что не усвоено. Если же работа идет в минигруппе (3-4 человека), то активная беседа может продолжаться и дольше. При необходимости поднять уровень осознанности непростой темы можно провести обучающий групповой зачет под руководством наиболее подготовленных учеников. Эффективность этой формы работы может быть очень высокой, так как активность на последующих уроках значительно возрастает. В чем истоки успешности? Ученики старших классов объясняют это тем, что очень стесняются показаться смешными при публичных ответах, боятся ошибиться, поэтому зажимаются, отмалчиваются. В группе они чувствуют себя намного увереннее, что позволяет актуализировать больший объем знаний и умений. Ребята ставят вопросы в более понятной для них форме. Кроме этого, они не боятся лишний раз переспросить что-то не очень понятное. Отсутствует и психологическая стенка, вольно или невольно существующая между учителем и учеником. При этом уровень требований у помощников может быть выше, чем у учителя. Недовольному оценкой ученику можно предложить поработать с другим консультантом. Это очень увлекательный процесс, итогами которого довольны бывают все. Кроме этого, учитель, работающий с полной нагрузкой (10-15 классов) получает возможность больше времени уделить ученикам, которым нужна его помощь, совет, особое внимание. Анализ опыта работы и результатов регулярного анкетирования старшеклассников позволяют сделать вывод, что данная форма работы им нравится, ученики считают ее эффективной, в ситуации выбора с удовольствием выбирают работу в парах или группах.

Таким образом, работа в парах полностью отвечает требованиям развивающего обучения и деятельностного подхода, так как ученики занимают активную жизненную позицию, заинтересованы в результатах своего труда, расширяют и углубляют свои умения самостоятельной работы. Формируется ответственность за результаты своего труда, навыки самостоятельного получения и усвоения знаний и умений.

В методической литературе описано достаточно много приемов работы в парах, однако большинство из них или слишком примитивны или требует высочайшего мастерства учителя, достаточного уровня подготовки класса, серьезной материальной подготовки. Предложенная система постепенного обучения приемам самостоятельной работы доступна при желании любому учителю в любых условиях, требует только отбора материала в учебнике или дополнительных источниках (более высокий уровень), эффективного распределения пар (на практике происходит очень быстро опытным путем). Эти приемы позволяют быстро познакомиться с классом, понять степень формирования умений самостоятельной работы, специальных умений, надпредметного модуля и организовать индивидуальную работу по компенсации недостаточного уровня подготовки.

Формирование более высокого уровня самостоятельности возможно при работе в группах малого состава, четверках. Четверка предпочтительнее других групп, поскольку не требует перемещения мебели и учеников по классу, достаточно просто повернуться назад и можно работать 5-10-15 минут, сколько нужно. На уровне 5-7 классов это позволяет экономить время, удерживать рабочую обстановку в классе во время выполнения задания и после него, снимает психологическое напряжение, позволяет ученикам поговорить и подвигаться, самостоятельно контролируя свое поведение. При работе в малой группе ученик находится в ситуации, которая не позволяет имитировать рабочий процесс, так как ответственность распределяется совместным решением всех участников. Хочет он того или нет, он должен выполнить свою часть работы как можно лучше. Прием позволяет приучить ребят к ответственности за результат совместной работы. При этом предъявление результатов может быть как внутри группы, когда, например, в каждой группе изучаются одинаковые новые знания, или на класс, когда у каждой группы свое задание, предназначенное для всего класса. В этом случае рассказывать/объяснять может один или все участники. Выбор можно сделать учителю или предложить ребятам.

Возникает вопрос, какой материал целесообразно проверять, изучать, закреплять в такой форме. В 5-7 классах есть темы, от перестановки пунктов в которых смысл не меняется. Это темы культуры, науки и т.п. Если необходимо в такой форме проверить домашнее задание, стоит заранее распределить вместе с ребятами, кто о чем будет рассказывать (можно предложить подобрать дополнительный материал), на какие вопросы должны быть даны ответы, по каким критериям будет оцениваться работа. Желательно перед проверкой дать две-три минуты на повторение своего рассказа, затем обсудить форму проверки знаний (заполнить таблицу, записать какие-либо сведения, составить план рассказа и т.п.), полученных на этапе работы в группе. Затем идет работа в команде, контроль и обсуждение итогов. Постоянно обращается внимание на достижения каждого ученика, особенно проблемного. Обычно ребята очень серьезно относятся к подготовке подобных заданий. Не смотря на то, что здесь чаще используется воспроизводящий уровень деятельности, он позволяет повышать мотивацию, разнообразить формы контроля, а о развитии речи и говорить нечего. Более высокий уровень работы здесь обеспечивается рефлексированием. Когда ребята привыкнут к вашим требованиям и новой форме организации работы, можно усложнять задания, предлагая выполнить блок заданий, предварительно распределив ответственность. После индивидуального выполнения своей части работы, ребята должны обсудить итоги и отчитаться перед классом или учителем по итогам выполнения задания. Интересно можно проверить конкретные знания на воспроизводящем уровне для ребят, обычно не работающих на уроке и дома. В каждом классе есть проблемные ученики. Первый вариант: сильный ученик спрашивает 3 одноклассников, получив только вопросы. Второй вариант: слабый ученик спрашивает слабых, имея вопросы с ответами. Можно предложить слабому ученику проверить знания сильных, дав ему для контроля задания с вариантами ответов. Уровень самооценки повышается невероятно! Появляется желание работать на уроке, а затем и дома, самостоятельно. Учителю в этой ситуации важно не пропустить в ежедневной суете нежные ростки мотивации, поддержать ученика словом, делом, оценкой, персональным заданием! Внимание к личности, доброжелательность, заинтересованность в успехе каждого ученика позволят добиться качественного изменения сути всего учебного процесса. Работа в группе может быть успешной также при соревновательных игровых формах работы, например, “Своей игре” и других, подробно описанных в методической литературе.

В 8-9 классах, когда ребята уже хорошо освоятся, можно проводить перегруппировку учеников для организации более эффективной работы, усложнять задания, степень самостоятельности. В этой возрастной группе качество работы группы во многом зависит от ее состава, чему стоит уделять особое внимание. Важно особенно четко прописывать задания, чтобы команда смогла их беспроблемно распределить. Можно использовать следующий вариант: 1- рассказ у доски, 2- схема на доске, 3- вопросы/тест классу, 4- составление плана/словаря/таблицы и т.п. Со временем данная форма усваивается учениками, так как весь класс задействован в активной деятельности на своем уровне возможностей, их предъявление носит успешный характер. Класс и учитель получают моральное и интеллектуальное удовлетворение. При этом роль учителя состоит в организации процесса деятельности учеников. Для изучения нового материала работа в группе более эффективно может быть использована в подготовленных мотивированных классах, так как “троечник” вряд ли может многому научить остальных. На этапе проверки знаний, повторения, закрепления, работая с картой, иллюстрациями, письменными источниками, тестовыми заданиями, составляя викторину, синквейн или кластер работа в малой группе в любом классе позволит привлечь к деятельности всех учеников и будет весьма полезной. Вариантов работы в группах можно придумать огромное количество и использовать регулярно. Стоит иметь ввиду, что с проблемным или малознакомым классом необходимо провести большую разъяснительную работу, подготовить мотивационный блок, продумать уровень сложности заданий с учетом актуальных возможностей большей части учеников.

В 10-11 классах уровень сформированности культуры поведения, организационных умений позволяет быстро и четко формировать/переформировывать группы в зависимости от цели работы на любом этапе урока, в зависимости от плана или ситуации. Исследования показывают, что уровень мотивации старшеклассников в последние годы значительно сократился, особенно на базовом уровне при 2-х часах в неделю. Учитель вынужден учитывать сложившуюся ситуацию, поскольку опереться он может только на мотивированных учащихся. Используя их заинтересованность, можно организовать работу в группах по самостоятельному изучению нового материала, повторению, проверке знаний. Причем ребята готовы к этой форме работы, они серьезно готовятся к объяснению темы, составляют планы, конспекты, находят дополнительный материал. Они заинтересованы в успешности своей группы. Суть приема в том, что после объяснения основных вопросов темы помощниками, ответов на взаимные вопросы, помощники переходят в другие группы и проверяют качество их знаний и умений. На следующем уроке проводится тестирование отдельно класса и помощников, у которых уровень сложности заданий выше. Им также можно предложить работу творческого уровня по анализу источников, сопоставлению причинно-следственных знаний, составлению сложных сравнительных таблиц, составлению тезисов, подбору аргументов к разным точкам зрения и тому подобное. Преимущества этой формы работы в щадящем для многих учащихся режиме работы, который позволяет преодолеть страх выступления перед классом, неуверенность в себе. При этом формируется познавательная активность, как качество деятельности личности, которая является неотъемлемым требованием стандарта и программы. При систематическом использовании групповой работы необходимо проводить рефлексию, подводя итоги и анализируя успехи и неудачи, формируя у будущих выпускников стремление к наиболее полному развитию своих качеств, способностей, потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.

Таким образом, в статье были рассмотрены возможности оптимизации процесса обучения приемам самостоятельной работы на уроках истории с использованием работы в парах и малых группах. Предложенные варианты позволяют составить собственную систему целенаправленной работы по данной проблеме. Описанная деятельность учащихся не привязана к конкретным учебникам, так как их вариативность в настоящее время очень большая. Возрастная привязка также относительна, и зависит от многих аспектов: уровня готовности класса, количества часов в неделю, от того, в каком классе учитель берет данный коллектив учащихся, от основного психотипа учащихся и многих других. Тем не менее, диапазон возможного применения предложенных вариантов достаточно широк, доступен, не требует серьезной подготовки для учителя, позволяет разнообразить работу на уроке, может выполнять функцию мотивационного блока, позволяет ученикам наиболее успешно проявлять свои возможности, формировать коммуникативные навыки, специальные и надпредметные умения.