Методическая разработка деловой игры по теме "Семь чудес города Юрьевца"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Классное руководство


Термин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и в  более раннее время. В XIX в. уже разрабатывались школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского.
Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
Поощрение развития краеведения — это задача федерального масштаба, важная и для всей России и для отдельных ее регионов — крупных областей и малых городов. Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом.
1998 г. Д.С. Лихачев, приветствуя конференцию краеведов, писал: «Краеведение — основа нравственного воспитания народа», уже в средней школе, с юных лет приучающего «к сохранению своими руками культурного и природного наследия».
К рубежу столетий краеведение опять становится формой не только научно-просветительской, но и общественной деятельности.
Краеведение вошло в программы школьного обучения, подготовлены многообразного типа учебные пособия; обновились экспозиции во многих местных музеях; появились региональные краеведческие журналы и альманахи, региональные энциклопедии, причем подготовка последних требует не только больших усилий от составителей, но и серьезной материальной поддержки местных властных структур (а иногда и наиболее просвещенных из местных предпринимателей).
В 2008 году в городе Юрьевце Ивановской области Администрация города объявила конкурс творческих работ, посвященных основателю города Юрьевца – Святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому. Принимались работы по нескольким номинациям, в том числе «лучшая методическая разработка урока, сценария мероприятия». Данная разработка стала победителем в указанной номинации. Автор постарался в своей работе объединить учащихся разных возрастов для проведения деловой игры в рамках одной школы.
Особенностью данной игры является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов на основе использования различных информационных технологий.

Область применения: деловая игра для учащихся среднего и старшего звена, может проводиться  для учащихся одного класса, коллектива кружка или всех учащихся школы.
Возраст учащихся: 5-11 класс.
Цель:

  • Формирование представлений о легендах, связанных с основанием города, его покровителях, природе, которая его окружает, экологии, доме, школе, традициях, ремеслах, памятных местах города, его исторических и культурных центрах, промышленных предприятиях города, известных людях, гордости и славе родного края;
  • формирование знаний об исторических этапах существования родного города, роли Юрьевца в истории Государства Российского, о природе, которая его окружает, экологии, доме, школе, традициях, ремеслах, памятных местах города, его исторических и культурных центрах, промышленных предприятиях города, известных людях, гордости и славе родного края;
  •   Развитие умений актуализировать знания, функций мышления  (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), общеучебные умения (умения обосновывать свои действия,  делать выводы, определять цели, обеспечивать самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию);
  •  Воспитывать умение работать в группе, доброжелательность, уважение друг к другу, взаимопомощь, сотрудничество, повышать познавательный интерес к предмету (активизация познавательного процесса), воспитание любви к своему городу, Отечеству, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Юрьевецкого края, любви к природе родного края;
  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
  • воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа, своей малой Родины;
  • усилить мотивацию для изучения истории родной страны, родного города;
  • стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края
  • разнообразить виды деятельности при изучении темы.

Обеспечение: компьютер, проектор, акустические колонки, презентации, толковый словарь Даля Н.И., энциклопедия «История Российского государства», фотоаппарат, фотографии, материалы о городе Юрьевце из книг, газеты «Волга»,  сайты.

Ожидаемые результаты: проведение игры в виде  выполнения проекта по теме «Выбор семи чудес города Юрьевца» разнообразит деятельность учащихся, активизирует их познавательную деятельность по краеведению, формирует и развивает коммуникативные умения, формирует чувство гордости за свое государство, свой родной город, формирует  чувство любви к России, российскому народу, своей малой Родине. Оформление результатов игры: буклет, презентация.

Ход работы

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание и мотивация.

Ребята, все мы являемся юрьевчанами: кто-то здесь родился, кто-то приехал вместе с родителями.  Вы здесь провели всю свою сознательную жизнь.  А насколько хорошо вы знаете то место где живете? А это мы сейчас проверим! Я предлагаю вам сыграть в очень простую игру под названием «Поле чудес города Юрьевца, компьютеризированную». Вы спросите, почему компьютеризированную, потому что в этом слове слились два слова: компьютер и модернизация. Для игры мы будем использовать компьютер, а, кроме того,  правила несколько изменятся.

Правила игры:

  1. выбор троек участников происходит по викторине простых вопросов.
  2. в каждую группу участников можно ввести не 3, а 4 и более человек, в зависимости от числа учеников в классе, чтобы все принимали участие в игре.
  3. выбор буквы происходит не при вращении барабана, а при нажатии соответствующей буквы на экране (интерактивной доски)
  4. за каждую отгаданную букву присуждается по 5 баллов.
  5. отгадавший слово  в туре, выходит в финал и зарабатывает 10 баллов
  6. финалист, отгадавший слово, играет в супер игру.
  7. победитель награждается дипломом победителя, набравшие максимальное количество очков – дипломами участников.

Техническое обеспечение для проведения игры: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Поле чудес города Юрьевца».

Ход игры:

1. Выбор участников первой тройки.
Вопросы:

  1. Год основания города (1225 г.)
  2. Что изображено на гербе города? (въездная башня)
  3. Какие основные цвета герба города? (голубой, желтый, белый)

2. Вопрос для 1 тура: По летописным документам это уроженец юрьевецких земель по имени Василий Аленин, в юности занимался извозом, но предпочитал суше – водную стихию – ходил на стругах по Каме и вниз по Волге, каким-то образом, история об этом умалчивает, стал вольным казаком, собрал дружину немалую ( по одним документам в ней насчитывалось 5-7 тыс. человек), заделался атаманом, грабил караваны торговых судов. Чтобы спастись от царской немилости ушел за Каменный пояс, на Чусовую, присоединил к Русскому государству большие земли и получил прощение и признательность царя Ивана Грозного и всего русского народа.  (Ермак)

3.  Выбор участников второй тройки.
Вопросы:

  1. Что означает название «Глазовая гора»?  (глаз – дозорный пост)
  2. Кто основатель города Юрьевца? (Юрий Всеволодович)
  3. Кто является святым покровителем нашего города? (Георгий Победоносец и Святой князь Юрий Всеволодович)

4. Вопрос для 2 тура: Здесь в 1897 году было обнаружено первое поселение, относящееся к неолиту, в 17 веке была слобода, название которой рассказывает о занятиях местных жителей, сейчас это название носит микрорайон нашего города (Пушкариха).

5. Выбор участников третьей тройки.
Вопросы:

  1. Как называется храм, колокольня которого украшает наш город?  (Входо-Иерусалимский собор)
  2. На какой улице находится здание Администрации города? (Ул. Тарковского)
  3. Что располагается  «во Флягинской школе»? (Историко-краеведческий музей)

6. Вопрос для 3 тура:  Так назывались полки карательного отряда литовского полковника Яецки и казачьего атамана Захара Заруцкого, брата политического авантюриста Ивана Заруцкого, женившегося на вдове двух Лжедмитриев Марине Мнишек, стоявшие в этой части города и так называется это часть города сейчас. (Курени)
7. Вопрос для финала:  Имя юрьевецкого сотника, возглавившего юрьевецкое ополчение в борьбе с польско-литовскими войсками под предводительством воеводы Лисовского, победившего его в мае 1609 года. Эта весть о победе воодушевила патриотов на дальнейшую борьбу с интервентами. (Федор Красный)
8. Вопрос для супер игры: Место основания первой крепости города Юрьевца. (Георгиевская гора)
9. Подведение итогов игры, награждение участников.
10. Рефлексия.  Ребята, игра вам понравилась? Вопросы были простые или сложные? Что вы впервые услышали?

3. Погружение в игровую деятельность:
Что еще можно отнести к «чудесам города»?  (Учащиеся перечисляют, учитель записывает на доске в столбец (можно использовать интерактивный режим доски) список может быть большой или слишком маленький, тогда учитель активизирует деятельность учащихся наводящими вопросами)
Посмотрите, сколько «чудес» нашего города мы вспомнили. А если бы вам сказали: Назовите только семь мест, памятников, зданий, человек, которые бы рассказали всю историю вашего города, показали всю его красоту, о чем бы вы говорили? (идет дискуссия) Чтобы разрешить наш спор  давайте узнаем мнение общества.
Как это сделать? ( учащиеся предлагают пути решения проблемы)
Составляется план действий:

  1. формулировка цели: Выяснить мнение большинство о «чудесах» города Юрьевца, на основании общественного мнения выбрать «Семь чудес города Юрьевца», составить буклет «Семь чудес города Юрьевца»
  2. формирование активной группы – штаба по проведению защиты «чуда» и голосования
  3. распределение участков для проведения опроса среди школьников и их родителей с целью составить полный список «Чудес города Юрьевца»
  4. Проведение опроса среди школьников и их родителей для составления списка «Чудеса города Юрьевца»
  5. создание групп по защите «чуда»
  6. проведение рекламной акции «Голосую за наше чудо – самое чудесное чудо»
  7. проведение голосования среди школьников и их родителей
  8. подведение итогов игры – выбора «семи чудес города Юрьвеца»
  9. выпуск буклета, создание презентации с рассказом о каждом из «семи чудес города Юрьевца».

4. Самостоятельная групповая работа над выбранной задачей к указанному сроку. Работа может проводиться следующая: Группа единомышленников опрашивает учащихся классов и их родителей и составляет список всех «чудес», штаб все сведения собирает и формирует полный список, при этом указывает, сколько человек предложили данный объект. Из списка выбираются 10 или 15 объектов, набравших наибольшее количество голосов. Создаются группы учащихся по защите объекта, которые самостоятельно собирают материал об 1 или 2 объектах, оформляют презентацию или проект, отвечая на вопрос «Почему данный объект заслуживает звания «Чудо города Юрьевца»?» Проводятся публичные выступления учащихся на или классных часах и по окончании выступления проводится голосование учащихся за одно «Чудо». Таким образом, проголосуют все учащиеся школы.
5. Подведение итогов игры:  По наибольшему количеству голосов штаб игры определяет «Семь чудес города Юрьевца». По итогам голосования учащиеся создают буклет и презентацию для дальнейшего использования на уроках по краеведению или классных часах.
6. Обсуждение игры. Что понравилось? Что было самое трудное? Какой опыт приобрели? Какие знания для вас оказались новыми, неожиданными?

Приложение: Презентация игры (Приложение 1); Диплом участника (Приложение 2); Буклет (Приложение 3