Урок технологии по теме "Композиционное построение орнаментов в вышивке с использованием информационных технологий". 9-й класс

Разделы: Технология

Класс: 9


ЦЕЛИ УРОКА:

О.- ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки, с композиционным построением узоров
Р.- совершенствовать навыки работы на компьютере при составлении орнаментов, подборе цветов, увеличении и уменьшении рисунка;
В.-  прививать любовь к одному из самых древних видов искусства – вышивке;    воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
МЕТОДЫ  ПРОВЕДЕНИЯ: рассказ, сообщения учащихся, самостоятельная работа на компьютере, вышивка изделия.
ОБОРУДОВАНИЕ: игла, нитки, пяльцы, ножницы, ткань, рисунки орнаментов, компьютер.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: журналы, вышивки учащихся.

ХОД  УРОКА

I. Организационная часть.
Контроль посещаемости.
Подготовка учащихся к работе.

II. Сообщение темы, цели урока.
Рассказ учителя.
Проверка уровня усвоения знаний по предыдущей теме: опрос учащихся.

III. Практическая работа на компьютере.
Вышивка изделия.
Учитель: Из истории русской вышивки.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX- XII вв. Это фрагменты узоров, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями.  Золотым шитьём украшали в далёкие времена предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались в XV-XVII вв.
Вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали свадебные полотенца, праздничные рубахи, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания стало распространяться повсеместно. С XVIII века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек- крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта – полотенце, подзоры, скатерти, праздничную и повседневную одежду, головные уборы. Изделия выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.  
Вышивка делится на крестьянскую (народную) и городскую.
Городская вышивка не имела прочных традиций, а народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.
Крестьянские девочки к 13 -15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать  о мастерстве и трудолюбии невесты.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности.
Для неё характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов.
Обычно вышивка очерчивала край одежды сплошной линией.
В изображении рисунка закладывается определённый смысл. Например, фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света – СОЛНЦЕ И ЛУНУ, горизонтальной, волнистой линией – ВОДУ, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли – ПЛОДОРОДИЕ ЗЕМЛИ, ПТИЦЫ – символизировали приход весны.
Старинными русскими швами являются полу-крест, крест, тамбурная вышивка, гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Ивановской, Ярославской, Владимирской и других областей.
Самыми распространёнными приёмами северной вышивки – крест, «роспись», вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.
Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному фону.
Большое распространение по всему Русскому Северу имела белая строчка. 
У народов Крайнего Севера распространена вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи и бисера.
У каждого народа самобытные способы оформления одежды.
Композиционное построение узоров.
При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:
а) какие швы будут использованы в работе;
б) назначение изделия;
в) расположение узора на изделии;
г) выбор цвета для его выполнения.
Всё это слагаемые понятия « композиция».
Учитель: ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ?
Ученица: Композиция – это объединение элементов изображения одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения. Построение цветовой композиции основано на ритме.
Учитель: ЧТО ТАКОЕ РИТМ?
Ученица: Ритм – чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и спокойных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте.
Учитель: ЧТО ТАКОЕ ОРНАМЕНТ?
Ученица: Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. Он оформляет и украшает изделие, подчеркивая нужные элементы. Орнамент зависит от формы назначения и материала, из которого выполняется изделие.
Учитель: ЧТО ТАКОЕ РАППОРТ?


Рисунок №1. Орнамент.

Ученица: Раппорт – это ритмически повторяющийся элемент или несколько  элементов, из которых складывается орнамент.
Учитель: КАКИЕ ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ ВАМ ИЗВЕСТНЫ?
Ученица: ЛЕНТОЧНЫЙ орнамент – применяется для украшения середины или края изделия.


Рисунок №2. Ленточный орнамент.

Сетчатый орнамент – им заполняют всю поверхность рисунка. (см. рисунок №3)


Рисунок № 3. Сетчатый орнамент.

Центрический  (розеточный) – служит для украшения центральной части изделия, орнамент, в котором отдельные элементы  вписываются в какую-либо геометрическую фигуру. (см. рисунок №4)  


Рисунок №4. Центрический.

Учитель: Теперь поговорим о цвете – цветовой гамме.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.
Учитель: Какие цвета называют хроматическими?
Ученица: К хроматическим относятся 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Основными считаются – красный, жёлтый, синий. Смешивая два основных цвета, можно получить дополнительные цвета.
Хроматические цвета делятся на тёплые и холодные.
К тёплым -  относятся красный, жёлтый, оранжевый и все цвета этих оттенков.
Холодными считаются голубой, синий, фиолетовый, зелёный и другие, которые получаются при смешивании цветов.
Тёплые цвета зрительно воспринимаются ближе, а холодные дальше.
Ахроматическими цветами считаются белый, черный, все оттенки серого цвета.
Учитель: Как определяется насыщенность цвета?
Ученица: Чем больше красителя в краске, тем насыщеннее цвет, и наоборот.
Для вышитых работ немаловажным является фон, поэтому необходимо учитывать цвет не только ниток и отделочных материалов, но и основы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ.

Композиционное построение орнаментов, подбор цветовой гаммы, увеличение и уменьшение рисунка на компьютере.


Рисунок №5.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Вышивка изделия.

    
Рисунок №6

Подведение итогов. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с историей возникновения вышивки, с композиционным построением узоров; выполнили практическое задание на компьютере с мультимедийными программами при составлении орнаментов, применении цветовой гаммы, увеличении и уменьшении рисунка. С заданием все ученицы справились успешно. Считаю, что задача, поставленная перед  нами, выполнена.
Использование компьютера позволяет наиболее эффективнее расширить возможности реализации творческих замыслов.