Статья "Развитие навыка чтения и творческой деятельности учащихся"

Разделы: Начальная школа


«Вы хотите, чтобы дети
были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать
первые шаги по ступенькам творчества,
но… не опаздывайте
и, помогая…думайте сами».

Б.П. Никитин

Введение.

Чтение в начальной школе - органическая часть систематического курса литературы общеобразовательной школы. Её цель: формирование у учащихся читательских навыков, речевой и познавательной деятельности.

Цели и задачи чтения и развития речи: учить младших школьников сознательному, правильному, выразительному чтению вслух и молча; формировать умение полноценно воспринимать художественные и научно- познавательные тексты; обогащать лексический запас учащихся, совершенствовать речевые умения; учить самостоятельно строить диалог и монолог, связанно рассказывать о прочитанном, услышанном , увиденном, обосновывать свои суждения; формировать интерес к традициям своего народа, его прошлому, настоящему и будущему; к самостоятельному чтению.

На протяжении ряда лет передо мной вставал вопрос о том, почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической литературе, к поэзии. Как повысить интерес школьника к читательской литературе и научить детей читать бегло? Какие подобрать для этого упражнения и задания?

Презентация «Развитие навыков чтения и творческой деятельности учащихся».

Предшкольный период.

Перед учебным процессом посещала семьи учеников, знакомилась с ними- это помогло в будущем построить взаимодействие школы и семьи в воспитании ребёнка. В августе месяце дети, которые должны были пойти в первый класс, были привлечены в летнюю оздоровительную площадку. Они не только отдыхали, но и ходили на занятия. За две недели ребята познакомились с учителем, друг с другом. Для анализа были применены карточки разного цвета, но это не значит, что они были разноуровневые. На данном этапе моей целью было выявить эмоциональное состояние детей и уровень их развития. Цветовая гамма карточек помогла проанализировать с помощью теста Люшера психологическое состояние каждого ребёнка. Дети выбирали карточки того цвета, который им нравился. Выполняя задания, ребёнок сам оценивал свои знания и делал анализ по принципу: «Могу выполнить», «Не могу выполнить». Это мне помогло уже в подготовительный период оценить, как ребёнок владеет самоанализом. (Приложение 1)

На занятиях проводилась диагностика с целью выявления уровня подготовленности детей к овладению ими навыка чтения.

Вывод: по подведению итогов результативности подготовленности детей к школе, мы видим, что читающих детей, владеющих слоговым чтением - 8%, знающих буквы – 28%, знающих часть букв – 50% и знающих от 2-х до 5-ти букв – 14%.

Уровень подготовленности детей к школе.

Подготовительный период обучения грамоте.

По результатам этой диагностики были составлены упражнения для 1 класса, помогающие ребёнку преодолеть трудности и сформировать необходимые умения и навыки.

С этой целью в период обучения грамоте применяю разноуровневые карточки. Для быстрого ориентирования карточки обозначены различным цветом. Жёлтый для детей, не владеющих чтением, зелёный - для читающих. Тексты и задания для жёлтых карточек были составлены мною так, чтобы они не повторялись с упражнениями в учебнике, например: сравнение слов, чем похожи, чем различны, какие слова можно отнести к данной схеме и почему. Вариативность подбора заданий идёт по принципу от простого к сложному. Для нечитающих детей (карточки жёлтого цвета) слова, предложения, задания игрового и логического характера придумывала сама. Для читающих детей (карточки зелёного цвета) подбирала материал взят из различных книг, газет, журналов. В раздаточном материале много игровых упражнений, логических заданий, шутливых стихотворений, которые ребята выполняли с удовольствием. (Приложение 2)

Наблюдая за детьми, исследуя их социальную адаптацию в школе, развитие памяти и мышление, способностей к самоанализу и анализу, я заметила, что к концу первой четверти в период обучения грамоте у них наметились большие успехи. Считаю, что большим «плюсом» послужили упражнения и карточки с индивидуальными разноуровневыми заданиями, которые дают положительные результаты по различным направлениям.

Положительная динамика результативности проявилась уже к концу первой четверти. Процент читающих детей вырос до 56 %, а по итогам 1 полугодия до 100%, т.е. в классе читали уже все дети (слоговое чтение – 35%,слово - слоговое – 53%, беглое чтение – 12%). Это говорит о том, что система приносит очень хорошие результаты.

Динамика обученности учащихся. Чтение

Динамика обученности учащихся.

Чтение. 1 полугодие.

Хочется ещё раз подчеркнуть, что чтение – это не только особый предмет, которым ребёнку надо овладеть, но и средство для освоения других школьных дисциплин. Поэтому идёт кропотливая работа, направленная на формирование навыка чтения каждого учащегося с учётом уровня его подготовленности к школе, особенностей восприятия, памяти и мышления. Глубоко продуманная интеграция предметов в период обучения грамоте по системе Н.Ф. Виноградовой и те упражнения и задания, разработанные мною в дополнение к уже созданной системе, позволяет учащимся учиться обобщать, выделять главное, выбирать задание по своим силам, а также уметь высказывать свою точку зрения, рассуждать и делать выводы, причём параллельно шло развитие их активности и самостоятельности на всех этапах обучения. На данном этапе доминирующими методами являлись наглядный, эвристический, поисковый и метод наблюдения. Благодаря этим методам учащиеся поэтапно и быстро изучали и запоминали буквы, учились читать по слогам, а затем переходили к беглому чтению.

Основной период обучения чтению.

В послебукварный период на уроках чтения применяю как карточки, так и различные упражнения, которые на мой взгляд наиболее эффективны: многократное чтение, чтение в темпе, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. (Система И.Г. Пальченко. «Три упражнения».) Эти упражнения провожу не индивидуально, а коллективно. Учитывая, что у учеников в классе скорость чтения неодинакова, поэтому подбор текста по объёму разный, ориентир идёт на один и тот же промежуток времени.

Проводится это практически таким образом: после того как начало рассказа прочитано учителем и осознано, осмысленно детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжить его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый ученик отмечает, до какого слова он дочитал, затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Во второй раз он естественно прочитал на несколько слов больше (кто на 2 слова, кто на 5, а кто на 15 слов ). Увеличение темпа чтения вызывает у учеников положительные эмоции, им хочется читать ещё и ещё раз.Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом отрывке поупражнять артикуляционный аппарат, это упражнение называется - чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Упражнение в виде скороговорки предназначено только для развития артикуляционного аппарата и длится не более 30 секунд. Затем учитель просит детей прочитать текст чуть- чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца. Учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребёнок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей хватает ненадолго (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. По моим наблюдениям через две-три недели чтение ребёнка заметно улучшается.

В последующей работе по отработке навыка чтения использую зрительные диктанты, разработанные И.Т. Федоренко. (Приложение 3) Уже через месяц тренировочной работы появились первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивали смысл предложений, охотнее читали, появился интерес к художественной литературе.

На практике убедилась в пользе зрительных диктантов. После практической части, разработанной И.Т. Федоренко, посчитала необходимым эту работу продолжить на основе заданий, предлагаемых учителем средней школы №37 г. Саранска В.С. Беспаловой, основанных на русских народных пословицах и поговорках. Проводимая работа заинтересовала детей своей необычностью, нестандартностью, что усилила эмоциональный подъём, позволила познакомить с народным фольклором, который учит народной мудрости. (Приложение 4)

Следующим этапом работы по формированию навыка чтения у учащихся было использование печатных карточек В. Ф. Афанасьевой, направленных для проверки осознанности чтения и понимания содержания текста в целом. Вопросы и задания, помещённые после текстов, позволяют проверить осознанность прочитанного материала, сформированность способности к логическому мышлению. Задания, обозначенные звёздочкой, носят творческий характер и позволяют дифференцировать оценивание знаний учащихся. (Приложение 5)

Чтение смешных и юмористических стихотворений вызывает у детей интерес к этому виду жанра и бурю положительных эмоций. Учащиеся с удовольствием прочитывали стихотворения сами и читали их всем ребятам. Данная работа захватила их настолько, что они стали искать подобный материал дома со своими родителями. (Приложение 6)

Заключение.

Подводя и анализируя итоги нелёгкой кропотливой работы в конце учебного года, результаты порадовали не только учеников, но и их родителей.

Успехи, достигнутые учащимися, можно увидеть на диагностической таблице.

Результаты говорят сами за себя.

 

Начало года

1 полугодие

2 полугодие

Нечитающие дети

92 %

0 %

0 %

Чтение по слогам

4 %

35 %

20 %

Слово-слоговое чтение

4 %

53 %

40 %

Беглое чтение

0 %

12 %

4 0%

Динамика обученности учащихся.

Чтение. 1 полугодие.

Динамика обученности учащихся.

Чтение. 2 полугодие.

Выступая на школьном методическом объединении учителей начальных классов и перед руководителями школьных методических объединений среднего и старшего звена, я постаралась показать все плюсы проделанной мною работы. В своём выступлении я опиралась на положительные результаты своих учащихся, показала упражнения, задания и разноуровневые карточки, дала серию открытых уроков, познакомила с позитивной динамикой роста по чтению. Результатами моей работы заинтересовались коллеги. С нового учебного года учителя начальных классов решили перейти на развивающее обучение по УМК «Начальная школа ХХI века» и применить данный материал на своих уроках.

Опытно – экспериментальная работа, которую я начала в первом классе, мною будет продолжена.

Литература:

  1. Л.Е. Журова. Беседы с учителем 1 класс. Москва, «Вентана-Граф», 2004 г.

  2. И. Бушмелёва. Развитие речи. ООО «Хатбер-пресс», 2007 г.

  3. И. Бушмелёва. Логика. ООО «Хатбер-пресс», 2007 г.

  4. Л. Полинина. «Учусь читать. Азбука в загадках». Москва, «Дрофа», 1997 г.

  5. «Весёлая Азбука». ТОО ПКФ «Русь», 1997 г.

  6. Газета «Начальная школа». №1-2008 г.

  7. Газета «Начальная школа». №10-2008 г.

  8. Газета «Начальная школа». №26-2001 г.

  9. Л.Ф. Климанова. Читалочка. Москва, «Просвещение», 1994 г.

  10. Журнал «Начальная школа» № 6-1994 г.

  11. Развитие речи учащихся.

  12. В. Ф. Афанасьева. Карточки для проверки осознанности чтения и понимания содержания текста в целом.

  13. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Москва, «Вентана-Граф», 2004г.

  14. Т.Б. Филичева, А.В.Соболева. Развитие речи дошкольника.

  15. С.И. Гудилина. Игровая азбука. Москва, «Аквариум», 1998 г.

  16. Н. Пикулёва Слово на ладошке. Москва, «Новая школа», 1994 г.

  17. Л.Д. Мали и др. Речевое развитие младших школьников. Дидактический материал для уч-ся к урокам развития речи в 1-4 классах. Пенза, 1994 г.