Урок-игра для учащихся 9-х классов по международному гуманитарному праву "Знатоки МГП"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

  1. Показать актуальность Международного Гуманитарного права в современное время.
  2. Содействовать пониманию учащимися необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта нормами МГП.
  3. Формирование у учащихся таких качеств личности, как милосердие, гуманизм, толерантность, уважение к человеческому достоинству.
  4. Уметь практически применить полученные знания по МГП, анализировать документы и современные события в мире .
  5. Знать понятийный аппарат МГП.

Ход урока – игры

В данной игре могут принимать участие две команды параллели 9 классов, либо единый класс, разделенный на две команды. Результатом является победа той команды, которая набрала наибольшее количество баллов.

Конкурсы урока-игры:

  1. «Ты мне – я тебе».
  2. Закончи фразу.
  3. Соедини воедино.
  4. Я узнаю этот документ с …
  5. А это здесь лишнее.
  6. Мы идем на помощь.
  7. «Я знаю, что ты знаешь».
  8. Это нам близко.
  9. Составь синквейн.

1. «Ты мне – я тебе».

В данном конкурсе обе команды заранее приготовили соперникам карточки с понятиями и датами, которые связаны с МГП. Ответы на вопросы карточки надо дать без подготовки. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Примеры карточек.

1 команда.   2 команда.
  • Международное гуманитарное право
  • Пацифизм
  • Компромисс
  • Вероломство
  • Интернирование
  • Военнопленные
  • Потерпевшие кораблекрушение
  • Декларация
  • Геноцид
  • 1867 г.
  • 1949 г.
  • 1945 г.
  • 1989 г.
 
  • Военные преступления
  • Парламентер
  • Милосердие
  • Заложник
  • Пытка
  • Гражданские лица
  • Жертвы войны
  • Конвенция
  • Духовный персонал
  • 1863 г.
  • 1864 г.
  • 1954 г.
  • 1948 г.

Варианты ответов.

МГП – отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и неправленых на ограничение последствий вооруженного конфликта.

Военные преступления – особо серьезные правонарушения, совершенные во время международного вооруженного конфликта, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Пацифизм – учение, идеология, осуждающая всякие войны вообще.

Парламентер – представитель от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем.

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить из сострадания, человеколюбия.

Вероломство – осуществление враждебного акта под прикрытием права на защиту.

Заложник – человек, насильственно задерживаемый с целью заставить власти страны выполнить те или иные условия, требования насильников.

Интернирование – принудительное задержание одним воюющим государством граждан другого воюющего государства на время войны.

Военнопленные – участники военных действий, захваченные в плен неприятелем во время международного военного конфликта.

Гражданские лица – лица, не входящие в состав вооруженных сил.

Потерпевшие кораблекрушения – военнослужащие и гражданские лица. Подвергающиеся опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, в условиях вооруженного конфликта.

Жертвы войны- раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

Декларация – документ, не имеющий обязательной силы, в котором провозглашены основные принципы.

Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к н6ему присоединились.

Духовный персонал - военные или гражданские лица, занятые исключительно выполнением духовных функций .

Геноцид – уничтожение отдельных групп населения или целых народов по расовым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам.

1863 г. – основание Международного Красного Креста в Женеве.

1867 г. – основано Российское общество Красного Креста.

1864 г. – принятие Женевской конвенции, которая стала первым письменным многосторонним международным дог8овором об отношении к раненым воинам.

1949 г. – принятие четырех Женевских конвенций, каждая из которых включает положения, предоставляющая правовую защиту конкретной категории жертв вооруженных конфликтов.

1954 г. – СССР присоединился к Женевским конвенциям 1949 г.

1945 г. – образование ООН.

1948 г. – принятие ООН Всеобщей декларации прав человека.

1989 г. – принятие ООН Конвенции о правах ребенка.

2. Закончи фразу.

Каждой команде учитель дает карточку, где записаны известные из уроков МГП высказывания, пословицы, поговорки, цитаты из документов. Обсуждать команда может не более 1 минуты. За каждый верный ответ – 1 балл.

  1. «… на поле брани». /Милосердие/
  2. «Через гуманизм к …» /миру/
  3. «Дружно за мир стоять - …» /войне не бывать/
  4. «Худой мир лучше …» /доброй ссоры/
  5. «Свет победит тьму, а мир - …» /войну/
  6. «Не убивайте жен и детей …» /врагов ваших/
  7. «Война в одинаковой мере облагает данью мужчин, женщин и детей; но только с первых взымает кровь, со вторых – слезы, а с третьих - …» /и слезы, и кровь/
  8. «Когда завоевание завершено, победитель …» /не должен больше убивать/

3. Соедини воедино.

Игроки получают по два комплекта карточек. На одних даны даты, а других имена авторов и названия их известных трудов. Необходимо соединить дату и автора с его трудом.

Например: 1517 г., 1539 г., 1623г., 1638г., 1668г., 1693г.

Эразм Роттердамский «Жалоба мира», Себастьян Франк «Боевая книжка мира», Эмерик Крюсе «Новый Киней», Герцог Сюлли «Великий план», Ян Амос Коменский «Необходимо только одно», Вильям Пенн «Опыт о настоящем и будущем в Европе».

Правильно будет выглядеть так:

  • 1517 г. – Эразм Роттердамский «Жалоба мира»,
  • 1539 г. – Себастьян Франк «Боевая книжка мира»,
  • 1623г.- Эмерик Крюсе «Новый Киней», и т.д.

4. Я узнаю этот документ с …

Командам будут зачитаны выдержки из основных документов по МГП, а они должны попытаться угадать его, желательно по первым фразам. Ответ на первом чтении – 5 баллов, на втором чтении – 3 балла, на третьем – 1 балл. Не зависимо от ответа команд, учитель должен закончить этот документ и самолично назвать его.

5. А это здесь лишнее.

Командам предлагается листочки с текстом. в котором предлагаются варианты ответов на вопросы:

  • Кого и что защищает МГП в условиях вооруженного конфликта?
  • Какие ограничения оно налагает в отношении оружия и методов ведения войны?

В ответах на эти вопросы необходимо зачеркнуть те варианты, которые не соответствуют сущности МГП. Максимальный балл – 3 балла.

6. Мы идем на помощь.

Командам заранее давалось задание: с помощью периодической печати, телевидения, интернета найти реальные факты нарушения МГП на свежих примерах жизни человечества. По подобранным фактам подготовить презентацию и представить ее на «суд» зрителей. (Очень многие подготовили материал, связанный с событиями грузино-осетинского конфликта). Максимальный балл – 10 баллов.

7. «Я знаю, что ты знаешь».

Этот конкурс выявит знание учащимися всех четырех Женевских конвенций. Учитель называет категорию лиц, кому предоставляется защита, а команды называют номер Женевской конвенции. Возможность заработать максимум 4 балла.

8. Это нам близко.

Из предложенных высказываний , пословиц и поговорок выбрать, те которые связанны с нормами МГП. Команда может заработать 7 баллов.

  1. «Пусть воюют другие». (Овидий)
  2. «Если мы хотим пользоваться миром, приходится сражаться». (Цицерон)
  3. …Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам». (А.Толстой)
  4. От войны нельзя ждать никаких благ. (Вергилий)
  5. Во время войны законы молчат. (Лукан)
  6. …мир не кровью, а дружбой и любовью должны мы уберечь. (Сакс Ганс)
  7. Война кровь любит. (русская пословица)
  8. Дружно за мир стоять – войне не бывать. (русская пословица)
  9. На смерть детей не нарожаешься. (русская пословица)
  10. Мир – дело великое. (русская пословица)
  11. Войну хорошо слышать, да тяжело видеть. (русская пословица)
  12. Достигнутый мир лучше и надежнее ожидаемой победы. (Ливий)
  13. Война неизбежно истощает государственную казну. Разве взятое у побежденных наполнило бы ее? Начиная с древних римлян, я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы. (Вольтер)
  14. Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, – значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были. (А. Камю)

9. Составь синквейн.

Для начала учитель напоминает схему синквейна:

Затем предлагается командам сочинить свой сиквейн по МГП. Оценивается в 10 баллов.

Например, такой вариант: