Урок "Окружающий мир" в 3-м классе по теме "Экосистема леса"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Познакомить с растениями и животными леса:

  • их «профессиями» в экосистеме;
  • взаимными приспособлениями.

2. Познакомить с расположением растений в лесу (ярусами леса).

Оборудование:

1. Презентация (см. Приложение).

2. Картинки с изображением:

  • хвойных и лиственных деревьев, кустарников;
  • травянистых растений;
  • животных леса.

3. Карточки:

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

- Что может произойти с озером, болотом, лугом с течением времени?

- Прочитайте диалог Лены и Миши.

Лена: Миша! На этой поляне тоже вырастет лес?

Миша: Конечно. Всходы деревьев хорошо себя чувствуют в плодородной луговой почве. Деревья растут из года в год, затеняя травы и поднимая густые кроны с листьями навстречу лучам солнца. Луг превращается в лес.

- Сформулируйте тему урока. Слайд 1

II. Работа над новой темой.

Класс делится на группы. Каждая группа получает задание. На работу в группе отводится определенное время.

Задания для групп.

I группа.

- На какие две группы можно разделить деревья?

Ель, береза, пихта, осина, дуб, клен, сосна, кедровая сосна, лиственница, липа.

- Как вы думаете, какое преимущество имеют высокие деревья перед травами?

II группа.

Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Богат растительный мир леса. Наряду с деревьями растут в лесах и кустарники. В отличие от деревьев, кустарники имеют несколько твердых стеблей, которые отходят от общего корня.

Вот лесная красавица – калина. У нее красиво вырезанные листья. Осенью они становятся багрово-красные. Это высокий кустарник, до 4 метров. А вот еще один кустарник – бересклет. Его плоды удивительно похожи на красочные серьги, свешивающиеся с веток. Часто встречается в лесах жимолость съедобная. Ее плоды очень вкусны. А вот ягоды жимолости лесной несъедобны. В народе это растение называют «волчьи ягоды». Кора и плоды крушины используются в медицине. Довольно высокий кустарник-бузина. Плоды несъедобны для человека, но птицы охотно их поедают.

- Какие растения называются кустарниками?

- Найдите силуэты кустарника.

- Назовите лесные кустарники.

- Какой кустарник является лекарственным?

- Какое растение называют «волчьи ягоды»? Почему?

III группа.

Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Представьте, что теплым летним днем вы вошли в лес. Под пологом деревьев растут хрупкие нежные травы. Травянистые растения – это растения с мягкими зелеными стеблями. Не любят яркого света кислица (ее листочки кислые на вкус), майник (цветет в мае). Эти травы цветут красивыми белыми цветками.

Там, где светлее и суше поселились сныть, ветреница (такое название растение получило за то, что его цветок на тонком стебельке качается даже от легкого ветра). Очень красивое растение – венерин башмачок. Это растение занесено в Красную книгу нашей области.

Среди трав много лекарственных растений: хохлатка, медуница, чистотел, зверобой.

- Какие растения относятся к травянистым?

- Назовите лесные травы.

- Какое растение занесено в Красную книгу Кемеровской области?

IV группа.

Заполните таблицу.

Животные леса

 
  песец, бурый медведь, куница
  дрофа, белая куропатка, дятел
  ласка, белка-летяга, белый медведь, заяц-беляк
  кедровка, тетерев, журавль, чекан, глухарь

V группа.

Допишите фразы. Расскажите о роле птиц в экосистеме леса.

Слова для вставки: старые растения, здоровые растения, мало, много, много.

Если в лесу количество насекомых, поедающих кору и листья деревьев, увеличится, они начнут вредить _____. Круговорот нарушится. Но если насекомых будет очень мало, некому станет нападать на _____. Снова нарушится круговорот. Как его сохранить?

Оказывается птицы регулируют обилие насекомых. Если вредителей _____, то в этом месте загнездится _____ птиц. И на всех птенцов хватит пищи. Но если насекомых будет _____, многие птицы откажутся от гнездования. Малочисленные насекомые останутся целы. Круговорот не нарушится.

VI группа.

Подчеркните лесных разрушителей.

Дятел, осина, белый гриб, пихта, дождевой червь, кислица, подосиновик, заяц, лисица, жук-мертвоед, тетерев.

- Какова роль «мусорщиков» в жизни леса?

Выступление I группы. Слайд 2

Выставляем картинки с изображением деревьев.

Заслушивается сообщение о кедре (кедровой сосне). Слайд 3

Выступление II группы. Сообщение о лесном кустарнике. Слайд 4-6

Выставляем картинки с изображением кустарников.

Выступление III группы. Сообщение. Слайд 7-8

Выставляем картинки с изображением травянистых растений.

- Растения в лесу располагаются этажами. Ученые называют их ярусами:

  • I ярус – это высокие деревья;
  • II ярус – кустарники;
  • III ярус – травянистые растения.

- Какие растения получают больше света?

- Растения нижних ярусов получают гораздо меньше солнечного света. А ведь растения не могут жить без света. Как же природа решила этот вопрос?

(Предположения детей.)

В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что есть теневыносливые и светолюбивые растения. То есть растения приспособились к разному освещению.

- Раньше всех цветут растения нижних ярусов. Как вы думаете, почему? (Деревья не покрыты листвой и в лесу достаточно светло.)

Физкультурная минутка.

- Кого не хватает на нашей картине?

- Могут ли растения обойтись без других обитателей леса? (Нет. Нарушится круговорот веществ в экосистеме.)

Выступление IV группы. Сообщения, приготовленные детьми о животных леса. Слайд 9-10

Выступление V группы. Дополняем нашу картину изображениями животных леса. Слайд 11

Уточняем, в каких ярусах обитают данные животные.

Выступление VI группы. Сообщение о значении грибов в лесной экосистеме. Слайд 12-13

- В грибах живут мелкие насекомые и их личинки. Мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов. Крупные животные используют мухомор как лечебное средство от болезней. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав и помогает им всасывать из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Кстати, один из самых лучших помощников растений - мухомор. Грибы способствуют разложению растительных останков: пней, упавших стволов и сучьев, отмершей травы.

По рисунку составляем цепи питания. Слайд 14

IV. Итог урока.

- Лес вырастает там, где не слишком влажно и не слишком сухо. В этих условиях разрушители полностью перерабатывают умершие организмы в минеральные вещества, необходимые растениям. Значит, в лесу круговорот веществ замкнутый. Слайд 15

Кроссворд. Слайд 16

  1. Многолетнее растение, у которого от общего корня отходят несколько твердых стеблей. (Кустарник)
  2. Основные производители леса. (Деревья)
  3. «Мусорщики» леса. (Грибы)
  4. «Этажи» леса. (Ярус)
  5. Лекарственное растение. Древние греки называли его «ласточкина трава». (Чистотел)
  6. На Руси это дерево называли лекарем. (Кедр)