Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 9–11-х классов "Экологический маркетинг"

Разделы: Биология


Цель: Углубление экологических знаний, воспитание ответственного отношения к окружающей среде.

Оборудование:

  • надпись "интеллектуальный банк",
  • денежная единицы "эко",
  • мультимедийный проектор,
  • набор слайдов с изображением редких и исчезающих животных,
  • фотография или слайд кедра сибирского,
  • сигнальные карточки разного цвета для каждой команды.

Чтец:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпай до дна.
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.
В. Шефнер

Ведущий: Добрый дорогие гости и участники нашей игры "Экологический маркетинг"! А кто из зрителей может объяснить это название? Для этого надо хорошо знать, что такое "экология" и что такое "маркетинг".

Действительно, экология, являясь наукой о взаимоотношениях человека и природы, касается практически всех сфер жизни.

Маркетинг - это экономическое понятие. Это вид деятельности, который способствует продвижению товара от производителя к потребителю, т.е. он обеспечивает рекламу продукции, оказывает услуги, способствует продаже товара.

Вашим товаром являются знания, умения и навыки, которые вы приобрели, изучая экологию, биологию, химию, географию.

Ну, а теперь давайте познакомимся с правилами игры. В нашей игре принимают участие несколько команд. Это команды 9-11 классов. В каждой команде по 6 человек. В течение игры работает интеллектуальный банк (несколько учащихся, которые финансируют команды, выдают кредиты, подводят итоги и объявляют победителя.)

Каждая команда получает начальный капитал в виде валюты. Нашей валютой является денежная единица, которая называется "эко". Начальный капитал каждой команды составляет 10 "эко". Задача команд заключается в том, что они должны увеличить свой капитал в несколько раз.

Вопросы, на которые вы должны ответить имеют различную стоимость. Стоимость простых вопросов 1 "эко", более сложных 2 " эко" и наиболее сложных 3 "эко".

У вас на столах находятся сигнальные карточки. Если вы знаете правильный ответ, то поднимаете сигнальную карточку.

Если ваш ответ верный интеллектуальный банк возвращает вам то количество "эко", в которое был оценен данный вопрос, если же вы даете неправильный ответ, вы должны вернуть в банк сумму, в которую оценен данный вопрос. На обдумывание вопросов дается одна минута.

И еще одна хорошая новость. Команда, которая сможет заработать больше всех "эко", станет победителем нашей игры. Команда, которая не сможет увеличить свой капитал, считается проигравшей. Кроме того, в интеллектуальном банке вы можете взять кредит, который в конце игры будет вычтен из вашего общего капитала.

Наша игра охватывает три области знаний:

1. Взаимосвязь природы и общества.

2. Биотические отношения.

3. Охрана природы.

Итак, командам понятны правила игры? Тогда мы начинаем.

(Звучит музыка)

Моя планета - человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан, где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу.

I. Взаимосвязь природы и общества

Вопросы стоимостью 1 "эко"

1. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функциональных экологических систем, называют::: (загрязнением)

2. Первое место по суммарному объему выбросов в атмосферу занимает ::..(автотранспорт)

3. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу пролежит без изменения:

а) 10 лет

б) 50 лет

в) 100 лет и более

4. Появление " партизанских свалок" влечет за собой:

а) Загрязнение почвы.

б) Уродство ландшафта.

в) Изменение климатических условий (температура, влажность)

5. Что такое "смог"? (Смог - скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли).

6. Что такое:

  • рекультивация - мероприятия по устранению вредного влияния промышленных отвалов и более целесообразного их использования;
  • утилизация - вторичное использование отходов промышленности;
  • консервация - различные формы покрытий поверхности промышленных отвалов и последующее озеленение.

Вопросы стоимостью 2"эко"

Продолжите сказанное, закончите фразу.

1. Не покупай больше, чем может ::: (понадобиться тебе)

2. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут ::..(кому-то понадобиться).

3. Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для::. (приготовления удобрений).

4. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически ::: (не разлагается в природе).

5. Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям? (огурец)

6. Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? (Лишайники индикаторы чистого воздуха, а воздух городов загрязнен.)

7. Какие животные вымерли по вине человека: сайгак, тарпан, лошадь Пржевальского, тур, уссурийский тигр, дальневосточный леопард, стеллерова корова.

8. Назовите самое эффективное действие человека по улучшению экологический условий. (Активное участие в борьбе за принятие и выполнение законов по охране окружающей среды.)

Вопросы стоимостью 3 "эко"

1. Что называют памятниками природы? (Памятники природы - уникальные или ценные в научном, культурно - познавательном или эстетическом отношении природные объекты.)

2. Что представляет собой национальный парк? (Национальный парк - территория, исключенная из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью охраны природных комплексов, которые имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.)

3. Чем отличается заказник от заповедника? (В заповедниках полностью запрещены все виды хозяйственной деятельности, а в заказниках запрещено использование определенных видов ресурсов.)

4. Что называют черным списком? (черный список - международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты, тушки, рисунки, гербарии.)

5. С чем связано возникновение "парникового эффекта"? (С накоплением в атмосфере углекислого газа, сажи других твердых частиц.)

6. С чем связано выпадение кислотных дождей? (Выбросами в атмосфер диоксида серы и оксидов азота)

II Биотические отношения

Вопросы стоимостью 1 "эко"

1. Как называется форма взаимоотношений при которой один вид получает какое - либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы. ( комменсализм)

2. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Назовите вид взаимоотношений. (комменсализм)

3. Как называется вид взаимосвязей, при котором организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида. ( паразитизм)

4. Как называется организм, в теле которого происходит размножение паразита? ( основным хозяином)

Примерами межвидовой конкуренции являются взаимоотношения между волками в стаи или рыжими и черными тараканами? (между рыжими и черными тараканами.)

Вопросы стоимостью 2"эко"

1. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова? (Одичавшие кошки убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают насекомых - вредителей сельского хозяйства, в результате урожайность сельскохозяйственных культур падает.)

2. Задержанный браконьер утверждал "Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер - хищник". Убедительны ли эти доводы? ( Нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных ,а браконьеры - здоровых.)

3. Что будет если в лесу вырубить старые дуплистые деревья? (В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Что привело к размножению насекомых - вредителей, которые погубили оставшиеся деревья.)

Вопросы стоимостью 3 "эко"

В лесу произрастало много папоротников, однако после их вырубки эти растения исчезли. Почему? ( Папоротники растут во влажных , тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания.)

В каких ситуациях человек выступает в роли типичного хищника? (При использовании промысловых видов; при уничтожении вредителей.)

Постройте экологическую цепочку "мышь и сыр" ( Мышь - гнезда шмелей - урожай клевера - удои молока - количество сыра.)

III. Охрана природы

Леса без птиц
И реки без воды:
Все меньше - окружающей природы:
Все больше - окружающей среды.
Р. Рождественский

Вопросы стоимостью 1 "эко"

1. Какие мероприятия по охране природы вы могли бы назвать?

2. Где на территории Омской области находится первый государственный сельский зоопарк? (р.п. Большеречье)

3. Что загрязняется быстрее - реки или озера? (Озера, так как отличаются замедленным водообменном. Поэтому обогащение озерных рек кислородом, а следовательно, самоочищение протекает медленнее.)

Вопросы стоимостью 2"эко"

1. В суровые зимы, когда в озерах и непроточных водоемах лед достигает большой толщины, происходит замор рыбы от недостатка кислорода. Что необходимо сделать, чтобы не допустить этого?

2. Видео вопрос. На экране слайды с изображением животных. Какие из них являются редкими и исчезающими?

3. Видео вопрос. На экране фотография сибирского кедра. Это дерево в Сибири называют кормильцем. Из его хвои получают витаминную муку, каротиновую пасту. В его плодах много жиров, белков и углеводов. Растет оно очень медленно, и восстановить его довольно трудно. Назовите это дерево.

Вопросы стоимостью 3 "эко"

1. Какие птицы, встречающиеся на территории Омской области, занесены в Красную книгу России? (Аист черный, дрофа, стрепет, веретенник азиатский. кречет, балабан, сапсан, могильник, беркут, скопа, орлан - белохвост, савка, казарка краснозобая, фламинго, пеликан кудрявый)

2. В каком заказнике Омской области наблюдается наибольшее скопление лебедя - кликуна? В Баировском республиканском государственном комплексном заказнике.)

3. Какой заказник находится на территории города Омска? ("Птичья гавань", в котором гнездятся 35 видов пернатых.)

В заключение игры интеллектуальный банк подводит итоги и оглашает суммы, набранные командами. Команда, набравшая наибольшее количество "эко" становится победителем и награждается грамотой.

Перед награждением звучит музыка.

Ведущий: Экологический маркетинг заканчивается. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, Человек?