Программа социально-педагогической работы "В мире людей"

Разделы: Социальная педагогика


В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.

Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода из детства в подростковый возраст.

В Российской Федерации выработаны основные направления государственной социальной политики в области защиты прав и интересов детей, обеспечивающие полноценное развитие подрастающего поколения.

Выполняя требования Закона "Об образовании РФ", "Конвенции о защите прав ребенка", Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об основах системы профилактики безнадзорности, о правонарушениях несовершеннолетних", "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.". "Целевой программы развития образования Курганской области", "Устава образовательного учреждения", разработана и предлагается программа "В мире людей" с целью: оказание социально-педагогической помощи несовершеннолетним группы "риска" и находящимся в трудной жизненной ситуации".

Введение

Подростки, обучающиеся в ГОУ НПО ПУ № 13 в группах на базе неполного основного (общего) образования без получения среднего общего образования для учащихся с отклонениями в поведении и обучении, а также дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей выпускники детских домов, - это дети, в основном, из асоциальных, неблагополучных семей, семей где родители лишены родительских прав, поступают в училище с нарушениями физического и психического здоровья.

Причинами, вызывающими нарушения, являются наследственность и семейное неблагополучие. Эти факторы неблагоприятно сказываются на развитии, образе жизни подростка и на его поведение. Отклонения в поведении это нарушение нравственных, социальных и правовых норм и требований закона, представляющие потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом, является девиантным поведением. Под девиантным поведением понимается "систем проступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением" (В.Д. Менделевич, 2001г.). Так как эти отклонения отрицательно сказываются на процессе воспитания, обозначим эту проблему, как актуальную. Программа на тему: "В мире людей" направлена на социально - педагогическая помощь несовершеннолетним группы "риска" и находящимся в трудной жизненной ситуации". В программе разработаны основные направления, способствующие предотвращению отчуждения подростков от социальных институтов (семьи, ученического коллектива), формированию жизненных ориентиров (дальнейшее профессиональное самоопределение), идеалов, ценностей, воспитание здорового образа жизни.

В основу программы положена личностно - ориентированная модель воспитания и современные подходы к ее реализации: гуманистический, компетентный, деятельный, индивидуально-дифференцированный.

Цель:

  • Формирование чувства защищенности обучающихся в социальной среде, через формирование системы знаний (правовых, медицинских, психологических и других).
  • Профилактика правонарушений и безнадзорности, как условие для личностного становления обучающегося.
  • Защита интересов обучающихся, их законных прав на образование, труд, уважение и достоинство для дальнейшего становления личности.

Задачи:

  • Выявление обучающихся группы "риска" (особенностей характера личности, выявление факторов, препятствующих развитию личности и оказание посильной помощи).
  • Развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных, общих и житейских знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию обучающихся в обществе.
  • Профилактика негативного влияния среды, способствующей формированию и развитию девиантного поведения.
  • Формировать у обучающихся чувство ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Предполагаемый результат:

  • Предотвращение отчуждения подростка от социальных институтов (семьи, ученического коллектива).
  • Снижение количества обучающихся, состоящих на внутриучилищном контроле.
  • Формирование жизненных ориентиров (дальнейшее профессиональное самоопределение), идеалов, ценностей.

Адаптационный период 4 месяца

Направления социально-педагогический деятельности

1. Оказание помощи учащимся в успешной адаптации.

2. Знакомство установление личного контакта.

3. Изучение личности обучающегося:

- выделение черт характера и особенностей поведения, требующих коррекции (медицинской, психологической, педагогической, социальной) - тестирование;

- выявление ключевых фигур в формирование группы (лидеров, отрицательных лидеров, предпочитаемых, принебрегаемых, изгоев) - социометрический опрос;

- выявление среди учащихся условно осужденных, носителей криминальной субкультуры - анкетирование, тестирование;

- начало коррекционной, воспитательной работы;

- разработка индивидуальных, комплексных программ коррекции и развития - на заседаниях комиссии ПМПк;

Организационные вопросы адаптационного периода

1. Прием учащихся в училище.

2. Индивидуальные беседы, знакомство, налаживание контакта (в первые два дня).

3. Проверка пакета документов, подтверждающим статус сиротства (в первые два дня).

4. Подробное изучение личного дела, устная и письменная характеристика специалистов д/домов на выпускника ( в первые два дня).

5. Уведомление инспектора по делам несовершеннолетних, КДН и ЗП, УИИ, Органы опеки о прибытии несовершеннолетнего по месту учебы (в пятидневный срок).

6. Уведомление о прибытии несовершеннолетних на учебу родителей или лиц их заменяющих (в пятидневный срок).

Анализ первичной информации об учащемся на ПМПк, выработка программы деятельности с каждым учащимся девиантного поведения на период адаптации.

Примерное содержание работы на период адаптации

Привитие навыков личной гигиены, навыков самообслуживания, формирование навыков культуры взаимодействия со средой проживания

Беседы:

  1. Правила поведения учащихся в училище, кодекс чести учащегося профессионального училища.
  2. Гигиена девушки, юноши.
  3. Здоровье - не все, но все без здоровья ничто (режим дня).
  4. Гигиена тела и одежды (уход).
  5. У природы нет плохой погоды:(умение подбирать одежду по сезонам).
  6. Требования к внешнему виду учащихся.
  7. Посещение учащихся по месту жительства.
  8. Правила проживающих в общежитии.
  9. В общежитии - домашний уют (с посещением общежития).
  10. Требование к месту сна.
  11. Правила стирки и утюжки белья.
  12. Правила приема пищи в столовой.

Самопознание

Беседы:

  1. "Я в мире: мир во мне:".
  2. "А в жизни самое главное, наверное, жизнь сама".
  3. "Добро тому, кто верит".
  4. "Добра и зла исток - в душе у нас, а не во вне".
  5. "Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких - люди все пестрые" (характеристика свойств, сущности человека).
  6. "Характер".

Этикет

Беседы:

  1. Современные нормы поведения в разных жизненных ситуациях.
  2. Аккуратность в быту, опрятность в одежде.
  3. Элементарные правила поведения.
  4. Культура речи, жаргоны.
  5. Викторина: Силен ли ты в Этикете? "Шаркни ножкой!"

Правовое воспитание

Беседы:

  1. Социальные гарантии предоставляющие училищем обучающимся в ПУ;
  2. "Юристом можешь ты не быть, но законы знать обязан" (Кодекс РФ об административных правонарушениях);
  3. "Ты имеешь право:" (по Конвенции о правах ребенка);
  4. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей" ФЗ закон № 159.

Подведение итогов периода адаптации учащихся, на выпускников детских домов заполняется карта постинтернатной адаптации и социального становления.

Примечание: работа проводится с привлечение воспитателя общежития, мастеров п/о, классных руководителей, педагога психолога, преподавателей, медицинского работника и других работников училища.

Основной период 13 месяцев

Направления социально-педагогический деятельности

1. Оказание помощи в развитие социально значимых качеств личности, профессиональных, житейских знаний, умений и навыков.

2. Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни.

3. Развитие умений разумного использования досуга, правильного выбора общекультурных и индивидуальных ценностей.

Организационные вопросы основного периода

1. Анализ периода адаптации учащихся.

2. Характеристика межличностных отношений и микроклимата в группе в группе.

3. Анализ проведенной работы по индивидуальным программам с учащимися девиантного поведения (анализ успешной и отрицательной динамики), на засединии комиссии ПМПк.

4. Корректировка индивидуальным комплексных программам с учетом рекомендаций и мнений педагога - психолога, психиатра, мастера производственного обучения, медицинского работника.

Примерное содержание работы на основной период

Привитие навыков личной гигиены, навыков самообслуживания, формирование навыков культуры взаимодействия со средой проживания, формирование чувства любви к Родине, формирование ценностей идеалов, убеждений.

Беседы:

  1. Современные нормы поведения в различных жизненных ситуациях:
    поздравлении и пожелании, просьбе, умении спорить, соглашаться и отказываться, ситуации конфликта.
  2. Девочка, девушка, женщина.
  3. Мальчик, юноша, мужчина.
  4. Рациональный суточный режим (биологические ритмы, сон).
  5. Гигиена тела и одежды (уход).
  6. "У природы нет плохой погоды:"(умение подбирать одежду по сезонам).
  7. "Встречают по одежке:" (умение модно одеться, грамотно пользоваться косметикой и парфюмерией).
  8. Поведение: мимика, жест, тон.
  9. Культура поведения в общественных местах (кафе, музее, кинотеатре, магазине, дискотеке, транспорте).
  10. В общежитии - домашний уют (с посещением общежития).
  11. Бытовая техника на службе у человека (умение ухаживать за личными вещами).
  12. Культура поведения при приеме пищи.

Среза знаний и умений проводится в форме конкурса, проигрывания жизненных ситуаций, викторин, тестирования.

Самопознание

Беседы:

  1. "Характер твоя судьба".
  2. "Мечты - это не уход от действительности, а средство приблизиться к ней".
  3. "Что такое человеческие ценности".
  4. "Искусство общения" (общение, о скверном и святом).
  5. "Командовать или подчиняться".
  6. "Сделанное однажды добро с торицей возвращается".
  7. "Что такое человеческие ценности".
  8. "Все, что прекрасно - нравственно".
  9. "Думай о хорошем".
  10. "Умеешь ли ты отдыхать".

Тестирование:

  1. "Проверь себя".
  2. "Властвовать или подчиняться".
  3. "Развиваем навыки общения с людьми".
  4. "Насколько сильно ты боишься совершить ошибку".
  5. "Сделай мне подарок, и я скажу, кто ты".
  6. "Добрая ли у тебя душа?"
  7. "Нравитесь ли вы?"
  8. "Ценностные ориентиры".

ЗОЖ (здоровый образ жизни)

Беседы:

  1. "Здоровье - не все, но все без здоровья ничто" - профилактика алкоголизма.
  2. "Прислушайся к своему сердцу" - о вреде курения.
  3. "Болезни которые можно избежать".
  4. "Спид - это не наш выбор".
  5. "Не отнимай у себя завтра".
  6. "Табакокурение и причины его распространения среди молодежи".
  7. Вредные привычки: алкоголизм (расстройства, последствия, кома).
  8. Вредные привычки: наркомания (наркотические вещества, состояние эйфории, наркотическая зависимость, последствия).
  9. Влияние вредных привычек на здоровье.
  10. Влияние вредных привычек на отношение с окружающими.

При проведении бесед используется анкетирование, тестирование.

Патриотическое воспитание

Теоретические и практические занятия:

  1. "Я - гражданин России".
  2. "Моя семья: прошлое, настоящее будущее".
  3. "Флаг, герб, гимн: символы страны и родного края".
  4. "Их именем названы улицы города".
  5. "Наши знаменитые соотечественники - Т.С. Мальцев".
  6. "Герои не умирают (о подвигах героев Великой отечественной войны и современниках).
  7. "Живи и помни".
  8. "Памятники культуры родного города" - экскурсии.
  9. "Любимый сердцу уголок - "Ахонины брови" - экскурсия.
  10. "Конституция России. Твои права и обязанности".
  11. "Служба в армии священный долг гражданина".

3. Предвыпускной период 3 месяца

Направления социально-педагогический деятельности

1. Оценка уровня социальной адаптации, успешности коррекционной работы с учетом мнения психолога, мастера п/о, медицинского работника.

2. Собеседование с учащимися - выпускниками по знанию нормативно - правовых документов, и органов правозащиты (отдел опеки, служба занятости населения, управление социальной защиты населения, нотариальная контора и др.).

3.Окончательное прорешивание вопроса дальнейшего обучения с учащимися имеющими повышенную учебную мотивацию, трудоустройства, местожительства.

4. Проведение тестирования, среза житейских знаний, умений и навыков выпускников училища.

5. Заседание ПМПк по всестороннему обсуждению выпускников.

Примерное содержание работы

Формирование навыков культуры взаимодействия со средой проживания, приоритетов добра над злом в отношении между людьми, признание общечеловеческих норм морали.

Беседы:

  1. "Все прекрасное на земле - от солнца, а все хорошее от человека".
  2. "Как научиться искусству счастья".
  3. "Все начинается с любви" (доброта, милосердие, сострадание).
  4. "Знак беды".
  5. "Что день грядущий нам готовит".
  6. "Разговор по душам".
  7. "Социальная и правовая помощь выпускникам".
  8. "Рекомендации для встречи с работодателями".
  9. "Советы при заключении трудового договора".

Послевыпускной период

Отслеживание жизни и деятельности выпускников училища.

Список использованной литературы

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология - Академия, 2008.
  2. Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. Подростки 21 века психолого - педагогическая работа в кризисных ситуациях -Москва: ВАКО. 2008.
  3. Воронова Е.А. Воспитать патриота - Ростов-на -Дону: Феникс, 2008.
  4. Глухова М.Ф., Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога - ГИЦ Владос, 2007.
  5. Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Классные часы - Москва: ВАКО, 2008.
  6. Кулинич Г.Г. Классные часы - Москва: ВАКО, 2007.
  7. Овчарова В.В.Справочник социального педагога - Москва: ТЦ Сфера,2007.
  8. Панфилова А.Я., Иванова Г.Г., Кувшинкова И.А. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения - Аркти, 2006.
  9. Семенов С.Г. Методика работы социального педагога - Москва: Школьная пресса, 2006.
  10. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога - Академия, 2007.