День открытого кружка. Путешествие в страну "Рукоделие"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цель. Введение в мир рукоделия.

Задачи:

  1. Дать представление о видах рукоделия.
  2. Вызвать интерес учащихся к рукоделию.
  3. Способствовать возрождению и сохранению народных традиций.

Форма: театрализация, практическое занятие.

Оборудование: заранее вырезанные заготовки из пенопласта, нож для бумаги (12 шт.), фломастер (12 шт.), ножницы (12 шт.), пилка для ногтей (12 шт.), булавки, ткань, декорации (дворец, ларец, деревья, клубок, спицы, крючок), вязаные и шитые изделия, изделия из теста, костюмы (игла, крючок, спица, мука).

Участники: учитель, дети кружковцы, дети, пришедшие на день открытого кружка.

Ход мероприятия. 

I. Вводная часть.

1. Организационный момент

Приветствие и знакомство.

2. Театрализованное представление: (выступают дети кружковцы)

Ведущий:

Приглашаю в мир чудес
Где шумит высокий лес.
В том лесу стоит дворец,
Во дворце открыт ларец.
В нем вещицы дорогие,
А на взгляд, совсем простые:
Спицы, ножницы, крючки,
Нитки, ткани и клубки.
Стоит спицы в руки взять,
Сразу хочется вязать.
Вяжем варежки и кофты,
Шапки, шарфики, носки.
Если ткани в руки брать,
Можно много наметать.
Сшить передник и прихватку
Платье сшить и безрукавку
А крючок такой проворный
Успевает все связать:
И салфетку, и скатерку
И ещё поукрашать.

Дети:

1. Я крючок, и спору нету.
Нитки разные по цвету
Меж собой переплетаю
И ажуры получаю.

(демонстрирует, прохаживаясь связанные крючком изделия).

2. А я острая иголка
Ткани разные люблю.
Их сметаю и стачаю,
Вещи новые нашью.

(демонстрирует, прохаживаясь, сшитые изделия). 

3. Кто не знает, что я спица.
Много петель я вяжу.
Вот, ребята, посмотрите,
Что связала, покажу.

(демонстрирует, прохаживаясь связанные спицами изделия).

4. Я - мука, а с солью вместе
Мы используемся в тесте.
Всё лепить из теста можно,
И не очень - это сложно.

(демонстрирует, прохаживаясь изделия, изготовленные из соленого теста).

II. Основная часть

Учитель:

Посещая, вы кружок,
Многому научитесь:
Шить, кроить, лепить, вязать
И проекты создавать.
Все готовые изделья
Должны пользу приносить:
Интерьер создать помогут,
В праздник можно подарить.

Ребята, какие праздники вы знаете? (ответы ребят)

А вы знаете, какие праздники бывают в феврале?

(Учащиеся отвечают на вопрос, называют праздники в феврале.)

В феврале есть еще один праздник, с красивым названием День святого Валентина. Что знаете вы о нем? (ответы учащихся).

Расскажу, я вам красивую легенду о нем.

Легенда.

В 3 веке нашей эры жил римский император Клавдий. Он издал указ, запрещающий людям жениться. Молодой священник, по имени Валентин, не внял указу и тайно венчал юных влюбленных. Узнав про это, император повелел заточить священника в тюрьму и потом казнить. Перед казнью, 14 февраля 270 года, Валентин послал своей возлюбленной исполненную нежности прощальную записку с краткой фразой «от Валентина», которая впоследствии стала означать вечную привязанность и верность. Прах священника Валентина был погребен в церкви. Ее врата стали называть «вратами Валентина». С тех пор во всем мире 14 февраля считается Днем влюбленных.

Скажите, пожалуйста, а что принято дарить в «День Святого Валентина»? (Ответы учащихся). А как они выглядят? Где их можно взять?

Ребята, а я предлагаю вам изготовить сувенирное панно к этому празднику. Панно будем выполнять в технике инкрустация тканью. А Вы, знаете, что такое инкрустация?

Инкрустация – это старинный вид декоративно-прикладного искусства, украшение предмета пластинками из различного материала. Например, можно использовать кость, дерево, пластмассу, и другие материалы.

А Мы попробуем сделать панно из кусочков ткани, на основе из пенопласта.

Для работы предлагаю вам разделиться на 2 группы. Одна группа будет выполнять основу нашего панно <Рисунок 1>, а другая - центральный рисунок, состоящий из нескольких деталей <Рисунок 2>, которые мы потом закрепим на основе <Рисунок 3>. См. Приложение.

(Учащиеся рассаживаются в 2 группы по желанию)

Общий технологический инструктаж (размещен на доске)

ПОШАГОВО

  1. Тонким фломастером светлого цвета выполните рисунок на пенопласте.
  2. Ножом для бумаги прорежьте по нарисованным линиям. Глубина прорези должна быть от 5 до 7 мм
  3. На обозначенный линиями участок пенопласта положите ткань, закрепите двумя булавками. С помощью пилки для ногтей заправьте ткань по всем прорезанным линиям.
  4. Ножницами обрежьте излишки ткани.
  5. С помощью той же пилочки выглядывающую ткань заправьте в углубления.
  6. Выньте, закрепляющие булавки и продолжайте работу пока пенопласт не будет весь обтянут тканью. 

На выполнение этой работы требуется около 2 часов, поэтому я за вас сделала первый шаг.

Прежде чем начать работу, вспомним правила техники безопасной работы с инструментами (ножницы, булавки, нож для бумаги, пилочка для ногтей)

Ребята, какие правила вы знаете о безопасной работе с этими инструментами?

(Ответы учащихся повторяются и дополняются учителем)

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментом. (размещен на доске)

  1. Ножницы кладут с сомкнутыми лезвиями и кольцами к себе. Передают их, держа за сомкнутые концы, кольцами вперед.
  2. Иглы вкалывают аккуратно, чтобы не пораниться. Хранят их в игольнице.
  3. При пользовании ножом для бумаги нужно закрепить ограничитель на определенную длину. Аккуратно выполнять прорези, не отвлекаясь и не толкаясь во время работы. После окончания работы с ножом надо снять ограничитель и задвинуть лезвие.
  4. При работе с пилочкой нельзя отвлекаться и размахивать руками.
  5. После окончания работы все инструменты надо положить в определенное для них место (помещается на доске).

На столе у вас есть все необходимые материалы, инструменты и инструкция для работы.

Для того чтобы во время работы не испортить зрение, время от времени давайте глазам отдых, выполняя не сложные упражнения.

Комплекс рекомендуемых упражнений для глаз (размещен на стенде)

  1. Крепко зажмурьте глаза (повторить несколько раз).
  2. Посмотреть вдаль.
  3. Посмотреть вправо, влево не вращая головой.

Приступайте, пожалуйста, к работе.

После того, когда будут выполнены работы в группах, предлагаю завершить работу над панно, оформить его. Готовые детали закрепить на основе с помощью декоративных булавок.

Ребята, а теперь давайте из готовых деталей соберём и оформим панно.

III. Заключительная часть (3 минуты).

(Примерные вопросы к учащимся)

- Ребята, вам понравилось работать в технике инкрустации?

- Сложна ли по технике выполнения эта работа?

- Хотели бы совершенствовать эту технику?

- Итак, мы с вами коллективно создали панно, которое может украсить интерьер любой комнаты. Пусть оно останется вам на память, о нашем совместном творчестве!

Но, если хотите, сердца, сделанные вашими руками и расположенные в центре панно, вы можете подарить своим любимым в День святого Валентина.

IV. Рефлексия (2 минуты).

У меня на столе лежат сердца 3 цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе сердце красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого.

(по количеству оставшихся разноцветных сердец можно определить на сколько занятие понравилось детям)

Спасибо за сотрудничество! До свидания.

Литература 

  1. Валли Берти Джанна, Риколфи Россана. Лоскутное шитьё. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002. – 80 с., илл.

Приложение.