Роль труда в семейном воспитании

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями


Прежде всего мы родители,
А все остальное потом…

(Приложение 1 СЛАЙД1)

Я выбрала эпиграфом своего публичного выступления эти слова, потому что самая важная функция человека, самая главная его профессия – быть родителем.
Сегодняшний мой адресат – образованный и начитанный родитель, преимущественно молодой и уверенный в себе. Вас отличает система знаний, информированность, социальный опыт, материальные условия жизни, ритм бытия.
Иной теперь и «предмет нашей заботы» – ребенок акселерат, растущий в условиях материального благополучия сыто, тепло и уютно.
Ему преимущественно не нужно думать о необходимости принести с улицы ведро воды, помочь родителям в заготовке дров, накормить скот, птицу.
Значит, жизнь поставила нас перед решением новой и нелегкой задачи – обучить детей трудовым умениям и навыкам, привить им любовь к труду в условиях «пресыщения удобствами» и решение этой задачи нельзя откладывать на потом.
Интересно, что наиболее типичен сегодня не ребенок бездельник. Парадокс дня сегодняшнего состоит в том, что большинство наших мальчиков и девочек все время чем-то заняты. Но одни – настоящей работой практической или умственной. А другой – чем-то средним между откровенным бездельем и лихорадочным «отправлением обязанностей» – поспешным, без старания, приготовлением уроков, суетливым наклеиванием аппликации, сбиванием кормушки, где все вкривь и вкось. Не стоит ли за этими действиями вполне сознательная расчетливость работать так, чтобы не перетрудиться?
В то время, как писал К.Д. Ушинский «Дитя от природы не имеет душевной лени, что легко мы заметим, наблюдая, как оно любит не только деятельность вообще, что могло быть объяснено обилием выработки физических сил, но и как оно любит самостоятельную деятельность. Оно любит делать само и это стремление надо беречь в нем как самое драгоценное»

(Приложение 1 СЛАЙД №2)

Значит, задача взрослых – превратить природную активность ребенка в разумную деятельность. Самый прямой и надежный путь воспитания трудолюбия – активизация ребенка с первых лет жизни. С пяти лет можно привлекать ребенка к выполнению посильных поручений.
Можно сказать дочери: «Ты уже совсем большая. Многое знаешь и умеешь. Тебе можно доверить ответственное дело – уборку твоей комнаты. Когда и как ты это будешь делать, решай сама. Главное отныне ты отвечаешь за чистоту здесь».
С сожалением приходится признать, что наши дети далеко не всегда спешат по собственному побуждению взяться за дело, преодолеть трудности, качественно выполнить начатое. Нет ли в этом нашей вины? Конечно, есть. Ведь многие родители даже гордятся тем, что освободили сьнишку или дочь от домашнего труда. Слово детство для них – синоним, «беззаботность».
Между тем само воспитание, если оно желает человеку счастья должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. К. Ушинский называет труд необходимым условием физического, нравственного и умственного развития, и самое счастье человека ставит в неизбежной зависимости от личного труда.
Труд нельзя понимать упрощенно как простое механическое действие, потому что труд ребенка любого возраста напрямую связан с развитием его интеллекта.

(Приложение 1 СЛАЙД № 3)

Один из вопросов, задевающих родительское самолюбие, вопрос детских способностей. Нам хочется, чтобы наше родное существо всегда и во всем успевало, но мало кто знает, что интеллектуальные способности ребенка можно успешно развивать через труд, через работу рук, что движущиеся руки ребенка в буквальном смысле способны научить его голову.

(Приложение 1 СЛАЙД № 4)

Ведь рука, по определению великого немецкого мыслителя И. Канта, является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Иными словами, именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивающим работу мысли и функции речи. Связь должна развиваться в более глубокую и тонкую проблему: умственное развитие – труд, труд – ум.
Найти такую работу, которая развивала бы умственные силы и способности, вводила юного человека в мир творчества – одна из главных задач умственного и трудового воспитания и успеха тут можно ждать лишь тогда, когда их решают в единстве.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает силы в разуме.
Напрасный и безрезультатный труд и для взрослого бессмысленен, а ведь мы имеем дело с детьми. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек
жажды знаний гаснет, ребенок теряет веру в свои силы, или еще хуже чувство собственного достоинства и зажечь его потом почти невозможно.
Умная и дальновидная мать заботиться о том, чтобы дочка с раннего детства помогала матери. Ее обязанности усложняются, она учится пеленать брата, делать покупки, убирать квартиру, обращаться со сложной бытовой техникой. Мать учит ее готовить, вязать, шить. Сначала они делают работу вместе, а потом дочка выполняет ее самостоятельно. Если училась плохо, мама попросит переделать, и поможет при этом, если хорошо – не поскупится на похвалу. Так рождается прилежание.
Научившись работать, дети начинают с уважением относиться к труду окружающих.
Сыновья видят, как отец с удовольствием выполняет работу по дому. Это наглядный урок: нельзя гнушаться никаким трудом, нельзя сидеть, сложа руки, оставлять все домашние заботы матери. Его пример очень важен для детей. Сыновья без принуждения делают любую работу, если и для отца она стала привычкой, с удовольствием помогают ему.

(Приложение 1 СЛАЙД № 5)

Общение детей и родителей в процессе труда ничем не заменить.
Как трудно будет человеку входить в жизнь, если у него нет навыков труда, умения работать сосредоточенно и ответственно. Вот об этом мы как-то не задумываемся, когда, бесконечно любя детей, стараемся создать для них беспечное, беззаботное детство.
На эту тему можно вспомнить сказку о мачехе и падчерице. Мачеха, чтобы люди не сказали, что она плохо относится к падчерице, стала баловать ее с первых же дней, как вышла замуж за отца этой девочки. Утром падчерица еще в постели, а женщина заставляет родную дочь ей завтрак приготовить, платье погладить. После школы спросит падчерицу: «Устала, милая» и ушлет гулять, а родной дочери велит за нее все задачи, примеры решить. И постепенно стала падчерица глупой и ленивой, родная же дочь, которая всю работу выполняла, выросла расторопной да умной.
Не заботясь, о том, чтобы наши дети постепенно трудились, мы невольно становимся на путь вот таких мачех.
Научите ребенка всему, что умеете делать по дому сами, не сразу конечно, а сообразуясь с его возрастом.
Необходимо, чтобы у школьника было любимое дело. Обычно увлеченность каким-либо трудом передают детям родители. Нужно зажечь в каждом
сердце огонек увлечения трудом. Невозможно преувеличить в данном случае роль кружков, секций, клубов по интересам. Родители должны всячески содействовать и поощрять увлечение ребенка. Важно, чтобы школьник попробовал себя в разных областях деятельности, чтобы сделать свой выбор. Очень важно, чтобы в годы отрочества мальчики и девочки видели материальные ценности, созданные своими руками в детстве, что воспитывает чувство собственного достоинства, вырабатывает у ребенка ощущение творца.

(Приложение 1 СЛАЙД № 6)

Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость он, по мнению В.А. Сухомлинского, не может быть недобрым человеком. Итак, можно сделать вывод, что в воспитании трудолюбия не может быть законченной, раз и навсегда заданной программы. Одной из форм приобщения детей к труду может быть уход за животными, разведение и выращивание цветов, и многое, многое другое.
Кто, как ни вы, родители знает свое чадо, его склонности, темперамент, тип нервной системы, особенности здоровья и психики.
Путей приобщения к труду много, а вот от типичных ошибок хотелось бы предостеречь, а именно:

Приложение 1 СЛАЙДЫ 7–8

  • освобождение школьников от постоянных трудовых поручений;
  • наказание трудом: «Получил двойку, будешь мыть полы»;
  • деление работы на «мужскую» и «женскую»;
  • несоразмерность трудовых нагрузок с возможностями ребенка или наоборот, облегченность поручений;
  • требования беспрекословного подчинения: «Делай, как я сказал»;
  • смещение внимания родителей в сторону процесса деятельности в ущерб ее конечному результату. Следствие этого, низкие требования к качеству уже конечного продукта. Не надо «что-нибудь и как-нибудь»;
  • чрезмерная опека ребенка, стремление всячески предотвратить столкновение с трудностями (напоминание родителей, наводящие вопросы, подсказки способов действия;
  • поощрение интереса ребенка не столько к труду, сколько к награде за него: «Вымоешь посуду, заработаешь шоколад»;
  • злоупотребление привычной формулой: «Помоги маме», вместо более естественной: «Ты уже не маленький, возьми на себя часть посильной работы».

Все, что я вам сейчас рассказала, не является безоговорочными предписаниями, как не существует советов годных на все случаи жизни. За каждым из вас остается право не соглашаться с чем-то и понимать явление по-своему. И потом, даже самый мудрый совет не окажется эффективным, особенно, если пользоваться им от случая к случаю. Желаю вам находиться в
вечном поиске, сомневайтесь, пробуйте, и самое главное общайтесь, общайтесь, как можно больше со своим чадом, а что в нем будет больше радости или огорчения, в значительной мере зависит от нас с вами.

Приложение 1 СЛАЙД 9

Литература:

  1. Е.А. Кононенко «Трудовое воспитание детей в семье», г. Киев, 1988 г.
  2. Л.К Гущин, В.Р. Хилтунен «Учитель по имени труд» М. Политиздат, 1986 г.
  3. А. В. Шестакович «Нравственная ответственность и еевоспитание у детей в семье» г. Минск, 1979 г.
  4. К.В. Дубовицкий «Подкрышей дома твоего» М. Просвещение, 1980 г.
  5. Глущенко «Трудовое воспитание младших школьников» М. Просвещение, 1985 г.