Проект "Информационная школа" (модель информатизации образовательного учреждения)

Разделы: Администрирование школы


Актуальность и содержание проблемы

В предполагаемом проекте реализуется школьная инновационная программа, направленная на реализацию одного из ведущих направлений Программы развития МОУ СОШ № 14 до 2010 года, решающая задачу внедрения и развития информационных технологий в системе школьного образования.

Основная идея проекта

Развитие образовательно-информационной среды школы, основанной на новейших инфотехнологиях, максимально содействующих социализации обучающихся, развитию возможностей системы образования, интеграции всех субъектов образования в единое информационное пространство.

Нормативно-правовая база

  • Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 1996–2008 гг.);
  • Приказ Министерства образования России от 11.02.2002 N 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
  • Приказ Министерства образования России от 10.02.2004 N 2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации»;
  • Региональная целевая программа «Развитие образования Мурманской области на 2006- 2010 годы» (в ред. Постановления Правительства Мурманской области от 28.06.05 № 255- ПП/8);
  • Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы»

SWOT-анализ

I. Информационно-техническое обеспечение(характеристика)

II. «Сильные стороны»:

  • обученные в области ИКТ педагоги школы
  • педагоги с опытом разработки и проведения медиауроков;
  • введена информатика, как отдельный курс в рамках основной школы (7-9 класс);
  • введены элективные курсы и факультативы по информатике и ИКТ;
  • участие педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах.

III. «Слабые стороны»:

  • низкая информационная культура родителей обучающихся;
  • недостаточный уровень технической оснащенности школы современными ИКТ средствами;
  • недостаточное использование средств ИКТ для управленческих целей;
  • невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков у части учителей;
  • нехватка специалистов в области информатизации;
  • проблемы интеграции ИКТ с учебными предметами.

В связи с вышеизложенным для реализации программы нам необходимо решить следующие подготовительные задачи:

  •  Подвести к пониманию задач и участию в процессе внедрения ИКТ подавляющего большинства педагогов.
  •  Провести обучение пользовательским навыкам всех учителей школы.
  •  Постоянно исследовать рынок программных продуктов и создавать собственные инфопродукты.

IV. Анализ уровня готовности участников образовательного процесса к внедрению ИКТ в УВП

Основные цели и задачи проекта:

Цель: СОЗДАТЬ ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.

Задачи:

  1. образовательные:
    • освоение и использование ИКТ обучающимися и учителями- предметниками;
    • внедрение ИКТ в УВП;
    • обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к школьным информационным ресурсам;
  2. управленческие:
    • формирование нормативной базы;
    • разработка программы создания и развития единого информационного пространства;
    • автоматизация документооборота всех участников образовательного процесса;
    • создание эффективной образовательной программы школы на основе применения ИКТ;
  3. кадрово-методические:
    • обеспечение оперативного доступа педагогических кадров к научно-методической информации;
    • повышение профессиональной компетенции администрации и педагогических кадров школы в области ИКТ;
    • проведение компьютерного всеобуча среди педагогических работников;
  4. материально-технические:
    • техническое оснащение школы;
    • обновление имеющегося компьютерного парка школы с учётом данной программы.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ИНФОРМАЦИОНАЯ ШКОЛА»

1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I этап: подготовительный: 2007-08 уч.год.

Цель: Создать единое информационное пространство.

Задачи: Обновление и пополнение компьютерного парка школы, установка соответствующего стандартам программного обеспечения, создание школьной локальной сети.

II этап: внедренческий: 2008-09 уч.год.

Цель: Автоматизация УВП.

Задачи: Автоматизация управления школой и документооборота, расширение школьной локальной сети, создание медиа - класса.

III этап: аналитический- 2009-2010 уч.год.

Цель: Использовать возможности информационного пространства школы как способа повышения качества образования.

Задачи: Реализация ИКТ через сеть специализированных кабинетов; создание школьной медиатеки; создание сети дополнительного образования на базе школьной информационной среды; содержательная корректировка образовательных программ; создание и продуктивное функционирование информационного центра как неотъемлемой части образовательного пространства школы.

2. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация проекта будет содействовать использованию Интернет-технологий в рамках формирования единой информационной, социо-культурной образовательной среды школы, стимулировать использование ИКТ в организации учебно- воспитательного процесса, предоставит дополнительные возможности для развития талантливой творческой молодежи, содержательной корректировке образовательной программы школы, учитывающей возможности эффективного взаимодействия обучающихся, педагогов и администрации с ИКТ и информационным обществом, росту качества образования, повысит возможности всех участников образовательного процесса в использовании Интернет-ресурсов.

3. МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из четырех крупных направлений в работе, которые включают в себя комплекс мероприятий.

Информатизация управления, где необходимо решить задачи:

  • Создание локальной административной сети школы;
  • Обеспечение всех компьютеров административной сети специальным программным обеспечением;
  • Техническое и методическое оснащение школьной медиатеки;
  • Создание банка данных по различным направлениям.

Совершенствование курса информатики, где необходимо:

  • Разработать программу непрерывного курса информатики;
  • Систематически повышать учителям информатики свой профессиональный уровень;
  • Проводить разнообразные внеклассные мероприятия по информатике.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс предусматривает:

  • Курсовую подготовку учителей-предметников для работы на компьютерах;
  • формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся;
  • Проведение учителями-предметниками компьютерных уроков;
  • Использование электронных учебников по предметам школьного курса;
  • Создание школьного образовательного сервера с различной информацией для учителей и учащихся;
  • Компьютерные тестирования учащихся.

Технология открытого образования необходима для решения задач:

  • Дистанционное дополнительное образование учителей и учащихся;
  • Участие учителей в дистанционных семинарах, педагогических советах, конференциях;
  • Участие учащихся в сетевых образовательных проектах.

4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок

Мероприятие

Исполнители

Ресурсы

Показатели реализации

2006–2008 гг.

Внедрение непрерывного курса информатики и ИКТ с 7 по 11 класс

Директор школы

Наличие современных компьютерных классов, подготовленные специалисты

Анализ учебного плана, анализ учебных программ

2006–2008гг.

Обучение учителей ИКТ

Директор школы, МО

МОИПКРО, ПГУ, ОЛАиМР, кабинет информатики

Использование ИКТ в учебном процессе

2007–2008 гг.

Создание общешкольной локальной сети

Директор школы, заместитель директора по АХЧ

Средства бюджета, привлечение спонсорских средств

Обеспечение оперативных информационных связей

2008 г

Оборудование медиа-класса

Директор

Компьютер в сети, мультимедийный проектор, доска, сканер, принтер,

Повышение качества обучения

2007-2008 гг.

Создание школьного сайта

Зам. дир., отв.за информатизацию

Сервер, модем, выход в Интернет

Расширение инфопространства школы

2007-2008

Обобщение опыта в «Сети творческих учителей»

Л.Г.Масько- учитель начальных классов

Интернет

Сертификаты, персональный профиль в Сети

2008–2009 г.г.

Разработка электронного каталога, имеющихся в ОУ образовательных информационных ресурсов

Учителя информатики, библиотекари

Медиатека

Внедрение информационных технологий в УП

2008–2009 г.г.

Информатизация деятельности администрации школы

Директор школы, заместитель директора по УВР

Наличие компьютеров и программ АСУ

Высвобождение временных ресурсов

2006–2007 г.г.

Утверждение квалификационных требований к уровню владения ИКТ

Аттестационная комиссия

Квалификационные требования по должности «Учитель»

Аттестация учителей

2008–2009г.г.

Создание электронной библиотеки исследовательских работ учащихся и педагогов

Заместитель директора школы по УВР

Выход в Интернет, сайт школы

Аттестация обучающихся и учителей

2008 г.

Размещение на сайте школы публичного доклада

Участники ШИП, заместитель директора по ВР

Наличие электронной почты у обучающихся

Обеспечение оперативной связи

2008 г.

Организация дистанционной психологической помощи семье и ученику на сайте школы

Заместитель директора школы по УВР 

Наличие компьютеров у учащихся, выход в Интернет

Проведение компьютерного всеобуча для родителей

2007 г.

Обеспечение лицензионными и сертифицированными программными продуктами

Директор школы, учителя предметники

Средства федерального бюджета, привлечение спонсорских средств

Внедрение информационных технологий в учебный процесс

2008 г.

Использование телекоммуникаций в учебном процессе
Проведение уроков в медиа-классе
Электронное тестирование обучающихся

Учителя-предметники

Кабинет информатики, медиа-кабинет предметника, электронные учебники, программы

График проведения уроков в компьютерном кабинете и медиа- кабинете предметника
Результаты диагностики

2007–2008 г.

Публикация на сайте школы теоретических материалов и практических результатов деятельности учащихся и учителей школы.

Директор школы, учителя информатики

Выход в Интернет, учителя информатики

Анализ работы школы

5. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В 2006–2008 ГОДАХ

п/п

Показатель реализации

20062007 уч. год

20072008 уч. год

1

Увеличение компьютерного парка

+ 13(всего: 42)
0.06на одного обучающегося

+6(всего: 48)
0.08 на одного обучающегося

 

Обеспечение лицензионными и сертифицированными программными продуктами

-

100%

2

Создание общешкольной локальной сети

В сети: 16 компьютеров

В сети: 26 компьютеров; Подключение «КМ-школы».

3

Создание школьного сайта

-

www.scool14monch.ukoz.ru

4

Обучение учителей ИКТ

+15(всего 46.5%)

+2(всего 48.2%)

5

Внедрение непрерывного курса информатики и ИКТ с 7 по 11 класс

7, 10-11 классы

7-8, 10-11 классы
(в учебном плане на 2008-2009 уч. год: 7-11 классы)

Приложение 1

Приложение 2