Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии

Разделы: Химия


На современном этапе развития общества учитель должен приобретать новые роли и функции в учебном процессе. В современных условиях целью обучения становится раскрытие индивидуальных способностей ребёнка, развитие его умственной активности. Ставится задача не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Технология РКМЧП позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.

Структура данной педагогической технологии состоит из трёх технологических этапов – трёх стадий: 1стадия – вызов, 2 стадия – осмысление содержания, 3 стадия – рефлексия. На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме. На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Я считаю, приёмы технологии РКМЧП целесообразно постепенно вводить с самого начала обучения химии. К числу наиболее эффективных приёмов технологии РКМЧП, используемых мною на уроках химии, относятся следующие: маркировка текста «ИНСЕРТ»; составление концептуальной таблицы; составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов; составление кластеров; создание синквейнов (как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии); составление рассказов по ключевым словам (фразам); анализ верных и неверных утверждений и др. Если в 8 классе изучаются общие понятия химии (строение атома, виды химической связи, типы кристаллических решёток, химические реакции и их типы), то курс химии 9 класса знакомит уже с конкретными веществами и отвечает на одну из задач химии – изучение свойств веществ и их дальнейшее применение. Решение этих задач возможно с применением как уже известных приёмов технологии, так и с использованием новых элементов технологии РКМЧП.

В начале учебного года в 9 классе составляем таблицу, которая будет заполняться по мере поступления новой информации в течении всего учебного года на стадии осмысления:

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Примечания

 

 

 

 

 

 
Необходимость построения данной таблицы обусловлена тем, что в каждом параграфе, который посвящён изучению какого-либо химического элемента, одним из пунктов является «открытие» данного элемента. Несмотря на то, что учащиеся знакомы с этой информацией, многие из них не могли воспроизвести её спустя какое-то время. Заполнение такой таблицы в процессе обучения, предоставляет ряд преимуществ: во-первых, информация такого рода собрана в одном месте; во-вторых, ею легко можно воспользоваться (для составления или решения кроссворда, для подготовки к химической игре и т.д.). Колонка «Примечания» заполняется учащимися на их усмотрение: этимология названия, формулировки законов, которые изучали в 8 классе (закон сохранения массы веществ, закон Авогадро, Периодический закон Д.И. Менделеева).

А применение концептуальной таблицы наиболее целесообразно использовать в тех случаях, кода требуется сравнить два и более объектов по нескольким параметрам, например при сравнении галогенов. На стадии вызова учащиеся вполне могут сравнить то, что им уже известно и что они могут охарактеризовать.

 

фтор

хлор

бром

йод

Положение в П.С

 

 

 

 

Аr

 

 

 

 

R атома

 

 

 

 

Строение атома

 

 

 

 

Св-ва атома

 

 

 

 

На стадии осмысления учащиеся читают текст параграфа, индивидуально определяют линии сравнения по физическим и химическим свойствам, производят соответствующие записи. На стадии рефлексии в ходе групповой работы получают «свою» таблицу:

 

F2

Cl2

Br2

I2

Физические свойства

Агрег. сост.

 

 

 

 

цвет

 

 

 

 

запах

 

 

 

 

tкип, tпл

 

 

 

 

Химические свойства

Взаимод. с Н2

 

 

 

 

металлами

 

 

 

 

Н2О

 

 

 

 

солями

 

 

 

 

Примеры технологических приёмов, используемых на уроках химии в 9 классе, весьма эффективны в процессе работы с текстом параграфов учебника, они достаточно интересны и несут большую смысловую нагрузку.

Например, тема «Металлы» начинается с «исторического» параграфа: «Век медный, бронзовый, железный». На стадии вызова необходимо выяснить, что учащиеся уже знают из истории металлов, что изучалось ими в курсе истории 6 класса. На доске записываются ключевые слова, фразы, предложенные учащимися в ходе группового обсуждения, которые им удалось вспомнить. На стадии осмысления ребята работают с текстом. Приём чтения с пометками ИНСЕРТ здесь не используется, так как материал известен, но, возможно забылся. По мере чтения текста учащимся предлагается заполнить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов. При этом следует напомнить, что «тонкие» вопросы требуют односложных ответов, а «толстые» - развернутого ответа. Обсуждение ведётся по группам, в которых учащиеся составляют вопросы по тематике «медный век», «бронзовый век», «железный век». Стадия рефлексии обычно проходит живо и интересно.

При изучении уже конкретных металлов и неметаллов и их соединений можно использовать различные технологические приёмы. Например, в теме «Щелочные и щёлочно-земельные металлы» эффективна таблица:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

Использование такой таблицы позволяет собрать уже имеющуюся информацию о металлах, такую, как положение в Периодической системе, состав, строение, свойства атома. В процессе группового обсуждения и рефлексии выясняется, что учащиеся не знают о физических и о химических свойствах щелочных и щелочно-земельных металлов, их применении и получении. Изложение материала целесообразно проводить в лекционной форме с демонстрациями опытов, комментариями к ним, написанием уравнений реакций. К написанию уравнений реакций необходимо привлекать учеников.

Урок, на котором изучаются соединения металлов, можно построить по другой схеме. Например, при изучении солей щелочно-земельных металлов, на стадии вызова учащиеся работают с ключевыми словами. На доске записаны слова:

  • известковое молоко,
  • светящийся циферблат,
  • строительный камень,
  • катакомбы,
  • алебастр,
  • рентген желудка.

Ученикам предлагается составить рассказ, используя эти ключевые фразы. В ходе индивидуальной и групповой работы у ребят возникает много вопросов, что свидетельствует о недостаточности их знаний. Однако, рассказы получаются очень интересными и разнообразными. Некоторым группам удаётся почти правильно связать все слова.

На стадии осмысления идёт работа с текстом параграфа, чтение с пометками ИНСЕРТ, заполняется двухчастный дневник:

Фраза, которая меня поразила

Почему я эту фразу выбрал?

 

 

В качестве рефлексии можно использовать синквейн, который каждый ученик сначала составляет индивидуально, а затем составляется групповой синквейн. Например, 1-й ряд работает над синквейном гипс, 2-й ряд – мрамор, 3-й ряд – известняк.

Стадию вызова на уроке по теме «Алюминий», целесообразно начать с синквейна. Ученики составляют его из собственных знаний об алюминии. Синквейн, как правило, получается групповой. В качестве примера приведём синквейн, составленный учащимися и содержащий ошибку, которую необходимо будет выявить в процессе работы.

Алюминий
Пластичный, серебристый,
Хорошо проводит электрический ток, тепло
Лёгкий, малоактивный
Металл.

Дополнительно демонстрируются хохломские изделия, рисунки с изображения рубинов и сапфиров и изделия из них. Перед учащимися ставится задача связать между собой все эти слова, понятия, предметы.

На стадии осмысления при работе с текстом параграфа учащиеся заполняют таблицу:

Свойства алюминия и его соединений

Области применения, основанные на этих свойствах

 

 

На стадии рефлексии при обсуждении таблицы учащиеся находят ошибку в синквейне: они приходят к выводу, что алюминий является активным металлом.

На уроке «Железо и его соединения» на стадии рефлексии, с целью активизации познавательной деятельности учащихся, вводится дополнительный материал. Например, из курса биологии известно, что железо входит в состав гемоглобина крови, однако, можно ли получить железо из крови человека?

Учащимся предлагается текст:

«Француз Мери в 19 веке сделал сенсационное открытие – обнаружил железо в крови человека. Несведущие в медицине люди были поражены сообщением Мери. Кот-то даже предложил чеканить медали из железа, выделенного из крови знаменитых людей, для увековечения их памяти.

В истории медицины известен такой печальный случай. Один студент – химик решил подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из железа собственной крови. Выпуская время от времени кровь, он получал соединение, из которого химическим путём выделял железо. Юноша погиб от наступившего малокровия. Он так и не собрал нужного количества железа для изготовления кольца. Бедняга не знал, что общее содержание железа в крови взрослого человека составляет в среднем 3-4 грамма, чего хватит разве что на два сапожных гвоздика».

Этот текст расширяет знания учащихся о железе как биогенном элементе.

Составление таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» эффективно при изучении металлов и неметаллов и их соединений. Кластеры можно составлять на стадии вызова, когда происходит систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстов), а затем дополнять их новой информацией на стадии рефлексии.

Использование приёмов РКМЧП на уроках химии в процессе изучения различных тем курса показало её эффективность, повышая у школьников мотивацию учения и интереса к предмету, способствуя более эффективному овладению ими приёмов мыслительной деятельности в сфере химических понятий.

Технология развития критического мышления на уроках химии отражает гуманистический подход к образованию, так как предполагает личностную вовлечённость учеников в процесс учения, заставляет их отойти от привычных схем обучения, способствует их саморазвитию и самосовершенствованию и тем самым служит реализации личностно-ориентированной направленности образования.