Логопедическое занятие в школьном логопедическом пункте по теме "Слова, обозначающие признаки предметов".

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Активизация знаний детей по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов», формирование практических навыков в подборе признаков, согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  2. Развитие фонематического восприятия и слуха, фонематического анализа и синтеза, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, логического мышления, творческого воображения.
  3. Воспитание положительной мотивации к обучению.

Оборудование:

  • натуральные овощи;
  • рисунки с искаженным цветом овощей;
  • три корзинки;
  • костюм огородника;
  • цветовые символы;
  • карточки со словами-предметами и словами-действиями;
  • желтые и красные листья.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Введение в тему занятия.
  4. Профилактика миопии.
  5. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  7. Развитие зрительного внимания.
  8. Динамическая пауза.
  9. Согласование существительных с прилагательными.
  10. Составление предложений, запись в тетрадь.
  11. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Цель: активизировать внимание детей.

- Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели?

  • Какое сейчас время года? (Осень.)
  • Чем занимаются люди осенью на садовых участках? (Собирают урожай овощей.)

- Сядет тот, кто назовет овощи. (Помидоры, морковь, кабачки, патиссоны, перцы.)

(Садятся за парты.)

2. Повторение пройденного.

Цель: активизировать знания детей по темам: «Слова, обозначающие предметы» и «Слова, обозначающие действия предметов».

- Прочитайте слова на доске в первом столбике.

(Дети зачитывают слова в первом столбике.)

  1. Как мы называем эти слова? Назовите слова-предметы, которые вас окружают? (Это слова-предметы.)
  2. Какой вопрос мы задаем к этим словам? (К словам-предметам задаем вопрос «Кто?», «Что?»)
  3. Как мы подчеркиваем слова-предметы? (Слова-предметы мы подчеркиваем одной чертой.)
  4. Назовите слово-предмет, которое относится к овощам? (Баклажан.)
  5. Из чего состоят слова? Назовите слоги? (Слова состоят из слогов. БАКЛАЖАН – 3 слога.)
  6. Из каких звуков состоит это слово? (Характеризуют звуки слова, обозначают каждый звук определенным цветовым символом.)

Фонематический анализ и синтез.

БАКЛАЖАН

Б – согл., зв., тверд. (синий)

А – гл. (красный)

К – согл., гл., тв. (синий)

Л – согл., зв., тв. (синий)

А – гл. (красный)

Ж – согл., зв., тверд (синий)

А – гл., (красный)

Н – согл., зв, тв. (синий)

- Прочитайте слова на доске во втором столбике.

(Читают слова во втором столбике.)

  1. Как мы называем эти слова? (Это слова-действия.)
  2. Назовите слова-действия? Какие вопросы мы задаем к словам-действиям? (К словам-действиям, задаем вопрос: «Что делает?», «Что сделает?»)
  3. Как мы подчеркиваем слова-действия? (Слова-действия подчеркивают двумя чертами.)

- Запишите сегодняшнее число в тетрадь.

3. Введите в тему.

Цель: подвести детей к самостоятельному определению темы урока, дать наиболее полное определение новым понятиям.

- Сегодня мы узнаем много новых слов, которые помогут нам рассказать о цвете, форме, величине и вкусе предмета. Для этого к нам на занятие пришел гость. (В костюме огородника входит школьник.)

- Кто это? (Это дачник – огородник.) Это огородник! Как вы думаете, почему его так называют? (Огородник – это человек, который работает на огороде.) Он принес с собой много овощей. Давайте посмотрим, что именно он нам принес (огородник показывает овощи).

(Дети берут овощи из корзины.)

  • Посмотрите, что это? (Это помидор, перец, морковь, свекла.)
  • Для того, чтобы узнать об овощах, будем задавать вопрос «Какой?»
  • Какие овощи по величине? (Помидор большой. Перец большой. Морковь маленькая. Свекла маленькая.)
  • Помидор – какой? Перец – какой? Морковь – какая? Свекла – какая?
  • Какие овощи по цвету? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор красный, перец зеленый, морковь оранжевая, свекла бордовая.)
  • Какие овощи по вкусу? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор сладкий, перец горький, морковь сладкая, свекла сладкая.)
  • Какие овощи на ощупь? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор гладкий, морковь шероховатая, перец гладкий, свекла шероховатая.)
  • Ребята, а вы знаете, как называются слова, которыми вы описываете овощи? (Эти слова называются слова признаками.)

- Эти слова признаки, их подчеркивают волнистой линией.

4. Профилактика миопии.

Цель: упражнять глазодвигательный механизм.

Огородник рассыпает листья.

- Проследите за кружащимся листочком.

(Следят глазами за движением листочка, не поворачивая головы.)

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Цель: развивать умение определять на слух наличие заданного звука в слове.

- Будьте внимательны. Хлопните в ладоши, когда услышите в слове – признаке звук.

С – сладкий, горький, спелый, сочный, зеленый, хрустящий, красный.

Л – спелый, гладкий, острый, круглый, сочный. Зрелый, желтый.

(Хлопают в ладоши, когда слышат в словах заданные звуки.)

6. Развитие мелкой моторики.

Цель: развивать мышцы пальцев рук.

Огородник предлагает детям собрать овощи в корзинки.

- В 1-ю корзину соберите красные, гладкие овощи.

- Во 2-ю корзину соберите маленькие красные и зеленые овощи.

(Раскладывают овощи по корзинам в соответствии с заданными признаками.)

7. Развитие зрительного внимания.

Цель: развивать зрительное внимание, соотносить изображение с оригиналом.

- Посмотрите, огородник нарисовал свои овощи. (Огородник демонстрирует рисунки овощей, закрашенные неправильно.)

(Дети рассматривают рисунки.)

- Давайте посмотрим все ли правильно на его рисунках? (Огородник неправильно разукрасил овощи.)

- Что не так? (Капуста зеленая, огурец зеленый, помидор красный.)

Запишите в тетрадь правильные цвета овощей.

8. Динамическая пауза.

Цель: предотвратить мышечную усталость.

Огородник хочет научить вас работать в огороде.

(Выполняют движения по подражанию, под музыку.)

Мы лопатки взяли, грядки раскопали.
Грабли в руки взяли, грядки разровняли.
Семена рядами дружно мы сажали,
а потом водою теплой поливали.

9. Согласование существительных с прилагательными.

Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать относительные прилагательные.

- Посмотрите, как много овощей вырастил огородник. Давайте поможем ему сделать заготовки на зиму.

  • Салат из капусты «Какой?» (Салат капустный.)
  • Салат из свеклы «Какой?» (Салат свекольный.)
  • Икра из кабачков «Какая?» (Икра кабачковая.)
  • Икра из баклажанов «Какая?» (Икра баклажанная.)
  • Пюре из картофеля «Какое?» (Картофельное пюре.)

- Запишите два словосочетания с маленькой буквы, следующее с новой строки, подчеркните слово признак волнистой линией.

(Записывают два словосочетания в тетрадь, «огородник» записывает 2 словосочетания на доске.)

10. Составление предложений.

Цель: научить составлять предложения по заданной схеме.

- Ребята, огородника попросили рассказать о тех овощах, которые он вырастил. Давайте поможем ему. Но для этого нужно составлять предложения по схеме: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, слово-предмет.

(Составляют предложения по схеме. Записывают предложения на доске.)

  • Огородник вырастил сочные помидоры.
  • Огородник вырастил сладкую морковь.

- Запишите предложения в тетрадь, подчеркните слова признаки волнистой линией.

(Записывают составленные предложения в тетрадь, подчеркивают слова-признаки. «Огородник» спрашивает школьников, помогает в составлении предложений.)

11. Итог занятий.

Цель: выяснить отношение обучающихся к уроку, оценить работу на уроке.

- К нам на занятие приходил огородник.

  • Какие овощи нам принес огородник? (Огородник принес спелые помидоры, сладкую морковь, сочную капусту.)
  • С какими словами мы познакомились? (Сегодня мы познакомились со словами-признаками.)
  • Как подчеркиваем слова-признаки? (Слова-признаки подчеркиваем волнистой чертой.)

- Наш гость благодарит вас за работу и дарит корзинку со свежими овощами.

Оценка работы каждого обучающегося.