Галогенопроизводные углеводородов

Разделы: Химия


Цель: Расширить знания учащихся об органических веществах на основе формирования понятий о галогенопроизводных соединениях.

Задачи:

  1. Продолжить формирование умений прогнозировать свойства соединений на основе анализа их строения.
  2. Познакомить учащихся с практическим применением галогенопроизводных.
  3. Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, используя исторические хроники, самостоятельные лабораторные эксперименты.
  4. Сформировать умения сравнивать, обобщать, находить причинно – следственные связи.
  5. Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами.
  6. Способствовать развитию креативности учащихся.

Ход урока

1. Актуализация. Знакомство с предметной областью. Создание проблемной ситуации

Ребята, сегодня я не буду формулировать тему урока. Вы сформулируете её сами. Для этого я приготовила Вам вот эти предметы:

Исходное вещество

формула

предмет

CH2=CHCl  винилхлорид

поливинилхлорид

Виниловые обои, ПВХ-линолеум

CH4 метан

CH2 Cl2 дихлорметан

CHCl3 хлороформ

CCl4 четыреххлористый углерод

Растворитель, пятновыводитель Ваниш

CH4

CCl2F2 фреон-12

CCl3F фреон-11

Аэрозоль (освежитель воздуха, лак для волос)

Итак, ребята, посмотрите внимательно на формулы соединений и попытайтесь найти общее в них. О каких соединениях пойдёт речь? Да, мы познакомимся с галогенопроизводными углеводородов.

2. Этап усвоения новых знаний

На каких вопросах нужно более подробно остановиться, чтобы познакомиться с веществом? Давайте составим план.

План:

1. Свойства

2. Получение

3. Применение

Давайте вернёмся к нашим формулам. Какой из галогенов встречается наиболее часто? Хлор. Давайте выясним, почему? Слайд- подсказка. Ответ: хлор как самый дешёвый.

Давайте теперь следовать нашему плану. Посмотрим, где ещё применяются галогенопроизводные (просмотр слайдов)

- ПВХ (брелоки, рамки под фото, корпуса мобильных телефонов, пластиковые окна, обои, линолеум) Дёшев, доступен, устойчив к действию агрессивной среды.

- тефлон (или фторопласт) Для изготовления приборов и аппаратов, действующих в жёстких условиях. При упаковке всех видов продукции используются автоматические упаковочные машины где товар упаковывается в полиэтиленовую пленку. Для термосваривания полиэтиленовой пленки сбоков используются специальные конвейерные ленты с покрытием из тефлона. Конвейерная лента движется между нагревательной плитой и полиэтиленовой пленкой, обеспечивая хорошую теплопередачу при отсутствии прилипания

Ленты и сетки с покрытием из тефлона применяются в конвейерах для обжарки мяса, рыбы и птицы; сушки сухарей, орехов, семечек, изготовление полуфабрикатов пиццы и т.п.

Высокая термостойкость(+300С) . На него не действуют горячая, дымящая азотная кислота, к. серная кислота, разб. р-р щёлочи. Недостаток: сложность его переработки в изделия.: не растворяется ни в одном растворителе.

-фреоны – хладагенты, распылители в аэрозольных упаковках, в качестве заменителей крови (они связывают кислород).

Итак, ребята, диапазон применения широк. А как вы думаете, почему?

Подсказка: строение → свойства →  применение. Тогда давайте сформулируем гипотезу:

Гипотеза (предположение, объясняющее суть наблюдаемого явления): Введение атома галогена вместо атома водорода позволяет добавить такие свойства, которые позволяют широко использовать галогенопроизводные в органическом синтезе.

Ребята, предлагаю Вам выполнить задания для изучения галогенопроизводных. Применение этих соединений мы подробно разобрали. Теперь очередь за свойствами и получением.

Познакомьтесь с заданиями на ваших столах.

Свойства галогенопроизводных

1гр. Исследует энергию связи С-галоген    

Вывод: реакционная способность галогена зависит от природы галогена.

3гр.Охлаждающий эффект на кожу (хлорэтан)

Галогенопроизводные алканов- жидкости, при испарении которых поглощается тепло – охлаждающий эффект.

5гр Доказать экспериментальным путём наличие хлора в поливинилхлориде

Поливинилхлорид содержит хлор в своём составе

6гр. Дихлорэтан-растворитель

Жидкие галогенопроизводные являются растворителями

Получение галогенопроизводных

4гр. Промышленное получение поливинилхлорида

Экономически выгоднее получение винилхлорида комбинированным способом

2гр. Получение галогенопроизводных из алканов, алкенов, алкинов, аренов

Галогенопроизводные получаются из различных классов углеводородов

Итак, ребята, у нас остался один объект – фреоны. Мы сказали, что фреоны широко используются (где? хладагенты, аэрозоли Это плюс) В то же время есть мнение, что они наносят вред экологическому состоянию атмосферы (это - минус).Так всё же- плюс или минус? Чтобы найти истину, нужно научиться смотреть на вещи с разных сторон. У вас на столе лежат материалы, скачанные из Интернет – источников относительно фреона. Правая часть аудитории ищет в тексте только положительные примеры применения фреонов, а левая- отрицательные.

Итак, каков же выход из создавшегося положения? 1- запрет на использование фреонов; 2.- получение  фтор- содержащих фреонов без хлора. Такой фреон уже существует: Фреон-134 новое поколение без хлора.

3. Этап закрепления новых знаний

Составление опорной схемы.

4. Рефлексия

Закончите предложение

Мне понравилось…

Я узнал…

Наибольший интерес у меня вызвал…

На протяжении урока я испытывал(а)…

Презентацию к уроку см. в Приложении 1.