Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта

Разделы: Начальная школа


Когда люди начинают знакомиться с теориями происхождения речи, то у них обычно возникают вопросы, которые нам интересно разобрать в этой работе.

Почему только человек оказался способен к развитию членораздельной речи и отвлеченного мышления?

Почему дети по способам общения так близки к животным и у них так медленно – на протяжении нескольких лет – формируется речь?

На все эти «почему?» ответ оказывается один: это зависит от особенностей строения мозга.

И.П. Павлов называл мозг органом приспособления к окружающей среде. Это очень точное определение.

Таким образом, возможность развития речи и отвлеченного мышления у человека определяется высоким развитием у него мозга.

Головной мозг человека состоит из двух симметричных половин – правого и левого полушарий. У человека полушария мозга получили разные «специальности».[5]

Движение пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией. Случайность ли, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции? Было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Если ребенок производит ритмические движения (разгибание и сгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывало такую же активизацию и в правом полушарии.[4]

И.П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.[1] По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук.[2]

В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Истоки данной науки можно найти:

  • в работах Конфуция (ок. 2700 лет назад до н.э.);
  • в древнеиндийской йоге;
  • в работах Гиппократа (родился в 460 г. до н.э.);
  • в основе жизни Клеопатры.

Кинезиологические упражнения позволяют улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, снижение утомляемости, повышение способностей.

Мишель де Монтень говорил: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Что значит «мозг, хорошо устроенный»? Это когда все отделы мозга работают синхронно. Мы знаем, что наш мозг работает не в полную силу.

В идеале – проведение одного урока кинезиологии каждый день. Если нет такой возможности, можно проводить мини-занятие на каждом уроке, что только улучшит качество проводимого урока.

Упражнения данного вида мы начинаем выполнять в классе после утренней гимнастики. Очень быстро все находят точку памяти и массируют ее. Затем находим уши и массируем каждую точку, т.к. все точки отвечают за работу какого-либо органа, и этим повышаем свою работоспособность. Особое внимание нужно обратить на такие упражнения, когда работают обе руки, но движения выполняются в разных направлениях:

  1. Правая рука достаёт левое ухо, а левая рука – нос, меняются положения рук. Можно выполнять как с открытыми глазами, так и с закрытыми;
  2. Правая рука отдает честь, а левая рука вытягивается вперед и поднимается большой палец, остальные же сжимаются. Положение рук меняется;
  3. Правая рука достает левое колено согнутой ноги, а левая рука задевает правое плечо. Положение рук меняется;
  4. Перекрестные движения руками перед лицом;
  5. «Лягушка» – левая рука в кулаке лежит на столе, а правая касается стола всей ладонью, потом резко меняется положение рук;
  6. «Ребро, кулак, ладонь» – друг за другом выполняем движения.

Весь материал, в котором предполагаются движения обеих рук, лучше давать в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Например:

Мы играли в ладушки –
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.

Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы). Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

В школах Санкт-Петербурга уже давно практикуется синхронное зеркальное рисование. Об этом я узнала на курсах повышения квалификации и решила сначала проэкспериментировать на себе. Взяла лист бумаги, два карандаша и попробовала нарисовать два одинаковых предмета одновременно. Было сложно, но очень хотелось, чтобы хоть что-то получилось. Этой работе предшествовала работа в «Прописях», где левой рукой пыталась писать как буквы, слоги, слова, так и цифры. Этому же учила и детей 1 класса. Дети заинтересовались такой работой, и подобные упражнения мы выполняли каждый день на уроках. Я познакомилась с книгой С.В. Коноваленко «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше». В ней разработаны 34 занятия, проведя которые, дети могут научиться думать быстрее. Некоторые элементы занятий я проводила со своими учащимися.

Для занятий мы завели тетради, в которых каждый лист разлиновали на 6 частей. Брали в руки два простых карандаша и начинали выполнять всевозможные линии после показа учителя на доске.

Линии, проведенные правой рукой, выглядели аккуратнее линий, проведенных левой рукой. Но через несколько занятий линии стали более уверенными. Дальше мы рисовали деревья, облака, дождь, грибы.

Фантазия развивалась с каждым занятием все больше и больше. Предлагалось детям рисовать на свободную тему. Работы получались очень интересными. Сначала некоторые говорили, что не получается, а я им говорила, что «не сразу Москва строилась». Сейчас мы можем все вместе выбрать определенную тему и рисовать, превращая все это в игру. Затем рассматриваем выставку получившихся работ и все получают похвалу.

А легко ли быть левшой? Я знала, что рука тесным образом связана с мозгом. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым. У всех детей в детстве появляется интерес к письму левой рукой. На занятиях письмо левой рукой вместо правой очень заинтересовало учеников. Поэтому пришлось познакомить их и с синхронным рисованием двумя руками.

Для чего все это было сделано? Во-первых, был интерес: смогу ли я сама. А мне для чего это надо было? Пишем правой рукой и еще долго будем ею писать. Но ведь нет… Появились вопросы. Почему дети из Санкт–Петербурга пишут двумя руками, а наши дети нет? Не поеду же я в Санкт–Петербург, чтобы посмотреть результаты такого письма и рисования. Решила попробовать на себе… А раз получилось, появился азарт – выполнить лучше, то и надо стало передать опыт ученикам моего класса. Предложение попробовать выполнить сначала линии поддержали все. «Мурашки» бегали по голове – это чувствовали и дети. Но было интересно закончить работу. Все очень старались! Вопросы и предложения, пожелания стали появляться даже у тех учеников, которые на уроках молчали. Очень помогла работа в группах, когда каждый предлагает элемент для будущего рисунка. Развивается фантазия. Активность на уроках повысилась! За урок стали успевать больше! Работоспособность улучшилась! Желание отвечать появилось даже у тех, кто раньше молчал. Мои «молчуны» с желанием стали выступать с мини-докладами, никого не стесняясь. Говорили, отвечали на вопросы, что-то доказывали. А один ученик начал собирать материал для исследовательской работы и открыто нам рассказывает об этом. Раньше бы он этого не сделал.

Поддержали в этом нас и родители учеников. Они тоже пробовали рисовать двумя руками. Им понравилось! Сейчас обучают своих сотрудников синхронному зеркальному рисованию.

По прошествии какого-то времени, после сбора материала по работам детей моего класса можно будет выпустить пособие для учителей начальных классов. Очень хочется, чтобы этой работой занялись учителя и их ученики.

Через такие занятия ученики учатся говорить, думать быстрее и запоминать лучше!

Список литературы

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Творческий центр «Сфера», Москва, 2003

2. Агафонова А.И. Учимся думать.С-П: «МиМ – Эспресс», 1996

3. Елкина Н.В., Татарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997

4. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. С-П, издательство «Сага», 2002

5. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Москва, 2002