Определение стратегии развития начальной школы МОУ СОШ №132. Анализ реализации стратегии развития

Разделы: Администрирование школы


С разработкой стратегии развития начальной школы мы столкнулись в связи с подготовкой к различным конкурсам: необходимо было систематизировать работу начальной школы, обобщить опыт, определить направления развития.

Разработка стратегии развития школы (и начальной школы в частности),  в сущности,   сводится к поиску ответов на вопросы:

  1. Каково настоящее положение начальной школы?
  2. Какова стратегическая ситуация, в которой она находится?
  3. В каком положении администрация хочет видеть начальную школу в будущем?
  4. Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленным целям?
  5. Что нужно сделать, чтобы достичь цели?

Ответом на первые два вопроса будут служить анализ внешних факторов и окружения и анализ внутренней среды ОУ.

Внешние факторы

К внешним факторам в первую очередь  относится влияние образовательной политики России на развитие школы, которая  раскрыта  в  Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в других нормативно-правовых документах.

Следующим внешним фактором является историческое своеобразие школы № 132 и ее традиции.

Школа № 132 Ленинского района г. Самары  создана более 100 лет назад и является одним из старейших образовательных учреждений города.

В разные годы школа было экспериментальной площадкой как городского, так и областного уровней и  получала заслуженную оценку своей деятельности в различных конкурсах и номинациях.

У школы  давние славяноведческие традиции, с 1995 года в школе проводятся Славянские чтение (прошедшие путь от школьных до международных)

Одним из самых важных достижений в  2006 году является победа в  конкурсном отборе  в рамках программы «Государственная поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы».

Не менее важным внешним фактором является  анализ социально – демографической ситуации. Несмотря на демографический спад рождаемости, начальная школа на протяжении ряда лет не только не потеряла количество классов и детей, но и увеличила до 16 классов в начальной школе, до 4  классов в параллели.

В первую очередь начальная школа обслуживает потребности микрорайона и,  в то же время,  по Положению о приеме детей в школу,   ведет городской набор при наличии свободных мест.

У основных групп родителей (заказчиков) сформированы основные потребности, во-первых, к качественному востребованному образованию, во-вторых, к приобретению учащимися социокультурных компетенций, в-третьих, к общему развитию личности (по результатам  анкетирования родителей при поступлении детей в 1 класс)

Кроме того, для определения стратегической ситуации, в которой находится школа, и начальная школа в частности,  очень важным является ближайшее окружение. В ближайшем окружении  МОУ СОШ № 132 разместился еще ряд образовательных учреждений, практически все школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Кроме образовательных учреждений в микрорайоне школы расположены:  клуб МОУ СОШ № 132 по месту жительства «Улей», районная библиотека, кинотеатр «Россия», культурно - выставочный центр «Радуга»,  ряд детских садов, центр реабилитации детей.

Модель социального заказа родителей на образование зафиксирована  в Анализе внешней среды и реализована в учебном плане, структуре начальной школы  и научно – методическом обеспечении его выполнения  через учебный материал.

Внутренние факторы

Структура начальной школы представляет собой гибкую систему формирования общеобразовательных классов (в зависимости от определяющих условий  - это могут быть собственно общеобразовательные классы, классы с дополнительным изучением хореографии, классы «Школы Здоровья»)  и достаточно устоявшуюся систему формирования классов с углубленным  изучением отдельных предметов (см. Приложение 1).

Учебный план является ключевым нормативным документом. Учебный план в начальной школе составлен на основе нового базисного учебного плана и представлен следующими компонентами:

  1. Инвариантная часть перенесена в учебный план без изменений
  2. Часы школьного компонента выделены на дополнительные часы углубления, а также в переходном периоде из часов школьного компонента выделяются часы на изучение английского языка, начиная со 2 класса.
  3. Региональный компонент представлен курсами: основы жизненного самоопределения и 3 – его часа физической культуры (подвижные игры)
  4. Введено деление на подгруппы  в классах с углублением.
  5. Программа по сохранению и укреплению здоровья обеспечивается следующими дисциплинами: физическая культура  - подвижные игры, хореография.

УМК в начальной школе представлено: «Школой России», «Начальной школой 21 века», «Школа 2100».

Анализируя ресурсы в первую очередь, мы говорим о педагогах.

В  начальной школе  работает 16 учителей.   Коллектив начальной школы стабилен.

Основу педагогического коллектива составляют учителя самого работоспособного возраста от 30 до 40 лет – 47% учителей, от 40 до 50 лет –  33%,   всего – 80% .

Все учителя опытные со стажем работы от 10 до  20 лет и более.

56% учителей имеют первую и высшую квалификационную категории.

 У 1 учителя   -  звание «Заслуженный учитель России»,

2 учителя награждены знаком «Почетный работник образования»

В 2006 году 1 учитель поощрен президентской премией.

1 учитель является победителем регионального конкурса профессионального мастерства.

С 1993 года педагогический коллектив  начальной школы работает в инновационном режиме и целенаправленно формирует  образовательное пространство, стимулирующее  высокое качество обучения и развитие потенциальных возможностей учащихся.

В начальной школе ведется интенсивное внедрение в учебный процесс  дифференцированного обучения, личностно – ориентированного обучения, метода проектов, обновление УМК, создана  программа «Устное народное творчество», издана книга (в книге помещены методические  разработки уроков  учителей начальной школы), ведется работа по «Программе сохранения и укрепления здоровья».

Т.О., проанализировав  внешние и внутренние факторы, а также на основе Концепции развития инновационной деятельности МОУ СОШ № 132, основной целью которой является организовать дополнительные возможности для реализации метода проектов и компетентностно-ориентированного  обучения в школьной практике  мы можем ответить на следующий вопрос стратегического планирования: В каком положении мы хотим видеть начальную школу в будущем?

Основными стратегическими целями развития начальной школы становятся:

Сохранения потенциала конкурентоспособности начальной школы МОУ СОШ № 132 внутри района

Создание системы работы с одаренными детьми

Основные направления деятельности для реализации поставленных целей:

  • Использование современных технологий  в учебно-воспитательном процессе:  метод проектов, личностно -  ориентированного обучение и развитие, компетентностное обучение: коммуникативные и информационные технологии.
  • Предоставление возможности учащимся выстраивать индивидуальную образовательную траекторию через:
    1. Широкий выбор дополнительных педагогических  услуг, использование ресурсов школьного компонента;
    2. Формирование классов различной направленности:  классы с углублением, классы с сочетанием основной и дополнительной систем обучения, классов «Школы Здоровья», классов полного дня.
    3. Предоставление родителям возможности выбора возможных форм обучения: семейная, индивидуальная и др.
    4. Организация работы с  одаренными детьми через участие в олимпиадах, конкурсах «Русский медвежонок», «Первые шаги в науку», Славянских чтениях; разработку и создание «Программы работы с одаренными детьми  в начальной школе» (психолог)

Итак, что мы планируем достичь в результате работы по данным направлениям

Планируемые результаты развития начальной школы

  • Достижение планируемых результатов обучения:
  • сохранение высокого качества обучения в классах с пропедевтикой углубленного изучения отдельных предметов на уровне 70-72%, в общеобразовательных классах на уровне – 60-65%;
  • Создание единого образовательного пространства дошкольная гимназия – начальная школа – среднее звено, сохранение контингента учащихся.
  • Создание единой образовательно-воспитательной среды.
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Для того, чтобы  достичь положительных результатов в развитии начальной школы необходимы изменения, т.е ответить на вопрос: Что нужно сделать, чтобы достичь цели?

Изменения в кадрах

  • Создание творческих групп учителей для обсуждения и разработки «Программы для работы с одаренными детьми»; вопросов, связанных с внедрением метода проектов и т.д.
  • Организация работы по повышению квалификации учителей: курсы по информационным технологиям, новым УМК, проектной деятельности, компетентностому обучению, прохождение аттестации - повышение доли учителей с высшей квалификационной категорией.
  • В связи с внедрением программы  по сохранению и укреплению здоровья, введение дополнительных ставок медсестры для выполнения оздоровительных мероприятий, методиста кабинета психологической разгрузки.
  • Введение дополнительных ставок логопеда и психолога.

Изменения в программно-нормативном  обеспечении

Разработка и внедрение программ и локальных актов.

  • Программа по сохранению и укрепления здоровья.
  • Программа работы с одаренными детьми.
  • План работы по преемственности.
  • Разработка программ по дополнительным часам школьного компонента, выделяемым на изучение русского языка в гуманитарном классе и математики в математическом.
  • Разработка программ: «Подвижные игры», «Динамические паузы».
  • Положение о кабинете психологической разгрузки.
  • Положение о творческих группах учителей.
  • Положение о районной олимпиаде, проводимой на базе МОУ МСОШ № 132.

Изменения в учебном плане

  • Введение английского языка со 2 класса.
  • Внедрение дополнительных курсов по изучению русского языка и математики в гуманитарных и математических; экологии в естественнонаучных за счет часов школьного компонента.
  • Введение часов информатики в 3-4 классах.
  • Сохранение часов, обеспечивающих своеобразие учебного плана МОУ СОШ № 132: хореографии, устного народного творчества.

Изменения в материально-техническом обеспечении:

  • Выделение и оборудование класса для изучения английского языка в начальной школе
  • Приобретение компьютеров в классы начальной школы, приобретение телевизоров, DVD плееров, проекторов, экранов, копировальной техники.
  • Приобретение учебно-методической литературы, учебных программ на различных носителях.
  • Решение вопроса об опубликовании инновационных программ МОУ СОШ № 132.
  • Переоборудование кабинетов ГПД.

Изменения в управлении

  • Увеличение доли участия в управлении творческих групп учителей

Реализация стратегии развития начальной школы.

О  некоторых шагах  в реализации стратегии развития начальной школы можно судить по опыту работы.

Итак, отталкиваясь от Планируемых результатов развития начальной школы,  мы можем сказать о том, что высокое качество обучения в начальной школе стабильно сохраняется уже на протяжении последних четырех лет  и составляет 70–75%                                        

Сохраняется  высокое качество обучения в классах с пропедевтикой углубленного изучения отдельных предметов на уровне русский язык – 65 – 69, математика – 70 – 100 , окружающий мир – 88 – 100. Русский язык оставляет нам еще довольно большое поле  для деятельности. В этом направлении нам и предстоит еще работать.

В начальной школе ведется работа над сохранением и укреплением здоровья учащихся: разработана  программы по сохранению и укреплению здоровья учащихся начальной школы, она охватывает различные направления, ведется работа по ее внедрению,  создаются специализированные классов здоровья на базе общеобразовательных классов. Программа показала свои первые  положительные результаты, об эффективности программы свидетельствуют: уменьшение количества простудных заболеваний (уменьшение количества пропусков), улучшение психологического климата (по результатам психологического обследования), родители отметили эффективность в применении программы в анкетировании в конце  года.

2 и 3 планируемые результаты можно проследить по следующим фактам:  

1. Создается система работы с одаренными детьми:

  • Система участия начальной школы в работе «Славянских чтений» (школьный тур).
  • С 2004 года начальная школа принимает участие в конференции «Первые шаги в науку» с призовыми местами.
  • Начальная школа ежегодно принимает участие в городских олимпиадах, в конкурсе «Русский медвежонок».

2. Работа над славянским компонентом: это традиционные календарные праздники: Осенины, Масленица, Жаворонки. Изучение «Устного народного творчества» в рамках учебного плана, работа над созданием хрестоматии по УНТ.

3. Предоставление возможности учащимся выстраивать индивидуальную траекторию:

  • Дополнительные платные образовательные услуги (риторика, информатика в играх и задачах, классы здоровья.
  • Формирование классов различной направленности.
  • Широкий спектр кружков  различной направленности дает возможность учащимся выбрать занятие по интересам.

Многое еще предстоит сделать, однако есть достижения, которые отмечены на городском, областном   и всероссийском уровнях.

  • В марте 2006 года программа по укреплению и сохранению здоровья  МОУ СОШ № 132 заняла  I место на конкурсе «Экология детства  - путь в XXI век», проводимом в Центре развития образования.
  • В 2006 году  учитель начальных классов Гирбусова В.П.  в конкурсном отборе «Поощрение лучших учителей за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в развитие образования»  была поощрена президентской премией.
  • В январе 2008 года программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся начальной школы  «Школа ЗдоровьЯ» заняла I  место на областном конкурсе профилактических программ, проводимом Центром социализации молодежи Министерства науки и образования Самарской области.
  • В мае 2008 наша программа заняла «Школа ЗдоровьЯ»  I место в региональном отборочном туре IV Всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности  в номинации «Пропаганда здорового образа жизни»
  • В январе 2009 года учитель начальных классов МОУ СОШ № 132  Гусева Н.Г. стала победителем IV регионального конкурса «Учитель начальной школы XXI века»