Урок "Сравнение десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • создать условия для вывода правила сравнения десятичных дробей и умения его применять;
  • повторить запись обыкновенных дробей в виде десятичных, округление десятичных дробей;
  • развивать логическое мышление, способность к обобщению, исследовательские умения, речь.

Ход урока

- Ребята давайте вспомним, чем мы занимались с вами на предыдущих уроках?

Ответ: изучали десятичные дроби, записывали обыкновенные дроби в виде десятичных и наоборот, округляли десятичные дроби.

- А чем бы вы хотели сегодня заниматься?

(Ученики отвечают.)

- А вот все-таки чем мы будем на уроке заниматься, вы узнаете через несколько минут. Откройте тетради, запишите дату. К доске пойдет ученик, который будет работать с обратной стороны доски. Я буду предлагать вам задания, которые вы выполняете устно. Ответы записываете в тетрадь в строчку через точку с запятой. Ученик у доски записывает в столбик.

- Я читаю задания, которые заранее записаны на доске:

  1. Запишите в виде десятичных дробей
  2. Запишите короче десятичную дробь (замените десятичную дробь ей равной) 04,37500.
  3. Запишите десятичную дробь, если дано разложение десятичной дроби по разрядам 5 + 0,4 + 0,07 + 0,005.
  4. Округлите десятичные дроби до тысячных: 6,5746; 7,67502.

- Проверим. У кого другие ответы? Вспомнить правила.

Получили: 1,075; 2,175; 3,275; 4,375; 5,475; 6,575; 7,675.

- Установите закономерность и продолжите полученный ряд еще на 2 числа. Проверим.

8,775; 9,875

- Возьмите расшифровку и под каждым числом (отвечающий у доски ставит букву рядом с числом) поставьте соответствующую букву. Прочитайте слово.

Расшифровка:

3,275 – а

6,575 – е

1,075 – с

5,475 – н

2,175 – р

7,675 – н

4,375 – в

9,875 – е

8,775 – и

- Итак, чем мы будем заниматься на уроке?

Ответ: сравнением.

- Сравнением! Хорошо, я, например, сейчас начну сравнивать свои руки, 2 учебника, 3 линейки. А вы что хотите сравнивать?

Ответ: десятичные дроби.

- Какую тему урока запишем?

Я записываю тему урока на доске, а ученики в тетради: «Сравнение десятичных дробей».

Задание: сравните числа (на доске записаны)

18,625 и 5,784     15,200 и 15,200
3,0251 и 21,02     7,65 и 7,8
23,0521 и 0,0521     0,089 и 0,0081

- Сначала открываем левую часть. Целые части разные. Делаем вывод о сравнении десятичных дробей с разными целыми частями. Открываем правую часть. Целые части – одинаковые числа. Как сравнить?

Предложение: записать десятичные дроби в виде обыкновенных дробей и сравнить.

- Записать сравнение обыкновенных дробей. Если каждую десятичную дробь переводить в обыкновенную и сравнивать 2 дроби, то это займет много времени. Может мы выведем правило сравнения? (Ученики предлагают.) Я выписала правило сравнения десятичных дробей, которое предлагает автор. Давайте сравним.

На листе бумаги напечатаны 2 правила:

  1. Если целые части десятичных дробей различны, то та дробь больше, у которой больше целая часть.
  2. Если целые части десятичных дробей одинаковы, то больше та дробь, у которой больше первый из несовпавших разрядов после запятой.

- Мы с вами сделали открытие. И это открытие – правило сравнения десятичных дробей. Оно у нас совпало с правилом, которое предложил автор учебника.

- Я вот обратила внимание, что в правилах говорится какая из 2 дробей больше. А вы можете мне сказать какая из 2 десятичных дробей меньше.

Выполнить в тетради № 785(1, 2) на стр. 172. Задание записано на доске. Ученики комментируют, а учитель ставит знаки.

Задание: сравните

0,3 и 0,8

0,90 и 0,9

5,6 и 3,6

2,99 и 13,1

0,759 и 0,76

3,4208 и 3,4028

- Итак, что мы научились сегодня делать? Давайте себя проверим. Работа на листочках с копиркой.

Ученики сравнивают десятичные дроби, ставя знаки >, <, =. Когда ученики выполнят задание, то листок сверху оставляют себе, а листок снизу сдают учителю.

Самостоятельная работа.

(Проверка – ответы на обратной стороне доски.)

Сравните

1,21 и 1,2

3,34 и 3,4

8,6 и 8,37

3,5601 и 4,48

85,113 и 85,13

148,05 и 14,805

6,44806 и 6,44863

35,601 и 35,6010

Первый, кто сделает – получает задание (выполняет с обратной стороны доски) № 786(1, 2):

Найдите закономерность и запишите следующее в последовательности число. В каких последовательностях числа расположены в порядке возрастания, в каких в порядке убывания?

Ответ:

  1. 0,1; 0,02; 0,003; 0,0004; 0,00005; (0,000006) – убывает
  2. 0,1 ; 0,11; 0,111; 0,1111; 0,11111; (0,111111) – возрастает.

- После того, как последний ученик сдаст работу – проверить.

Учащиеся сравнивают свои ответы.

- Те, кто все сделал правильно поставит себе отметку “5”, кто допустил 1-2 ошибки –“4”, 3 ошибки – “3”. Выяснить в каких сравнениях допущены ошибки, на какое правило.

- Записать домашнее задание: № 813, № 814 (п. 4 стр. 171). Прокомментировать. Если будет время – выполнить № 786(1, 3), № 793(а).

Итог урока.

  1. Что вы ребята научились делать на уроке?
  2. Вам понравилось или не понравилось?
  3. Какие были затруднения?

- Возьмите листочки и заполните их, указав степень вашего усвоения материала:

  • усвоен полностью, могу выполнять;
  • усвоен полностью, но затрудняюсь в применении;
  • усвоен частично;
  • не усвоен.

- Спасибо за урок.