Формирование ключевых компетентностей учащихся при изучении раздела программы "Берестяной мир"

Разделы: Технология


Наше время характеризуется стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов  людей осознания своей принадлежности к определенному этносу - ростом национального самосознания или этнической идентичности. Понимание и признание  поликультурного образования выдвинуло проблему национально-регионального компонента, способствующего формированию у школьников нормального типа этнической идентичности.

Программа «Берестяной мир» является одним из возможных вариантов наполнения практическим содержанием национально-регионального компонента в культурно ориентированном образовании. Мы полностью разделяем позицию А.А.Штец, что только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. С другой стороны, Россия - это многонациональная страна с поликультурным пространством, в котором происходит активное возрождение культуры этносов, развитие национального самосознания народов и углубление взаимосвязей культур. Поэтому только с учетом национально-регионального компонента в содержании образования, в его органичной связи с федеральным содержанием может быть сохранено как единство федерального культурного и образовательного пространства, так и защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального образования.

Основной целью программы является формирование основ культуры внутреннего мира школьника, нормального типа этнической идентичности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование технологических умений при работе с местным природным материалом – берестой.
  2. Воспитание интереса к истории народного декоративно-прикладного искусства.
  3. Формирование активной позиции в вопросах охраны природы и экологической культуры.
  4. Формирование умений работать с различными источниками информации.

В нашей работе мы опирались на следующие принципы:

  • принцип связи регионального компонента с федеральным;
  • принцип адаптации к экстремальным условиям северных регионов России;
  • принцип этнокультурной адаптации;
  • принцип диалога культур.

Как известно, формирование этнической идентичности учащихся, осознания ими того, что мир многообразен, что существует множество истин, среди которых необходимо найти те, что позволяют понять себя и других людей, их ценности и особенности видения мира, возможно, когда учащийся оказывается в ситуации диалога с культурой, осуществляемого в форме взаимодействия с объектами культуры (материальной, художественной, духовной). Решая осознаваемую учебную задачу, ученик изучает себя и других, создает «новые формы культуры» - свои предпочтения, симпатии, антипатии. Таким образом, осуществляется процесс интериоризации культур, превращая их в часть духовного мира ребенка, формирования у школьников нормального типа этнической идентичности, при которой он (школьник) осознает себя и членом этноса, и носителем национальной культуры, и членом многонациональной общности, россиянином, и членом мирового сообщества, «гражданином мира».

Приобщение к народным традициям художественной обработки бересты представляет в этом плане широкие возможности. Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей важны для их общего художественного развития, формирования смыслового отношения к миру - основы внутреннего мира школьника.  Воспитание  учащихся осуществляется через понимание ими художественных и технологических возможностей бересты, умение сохранять и выявлять природную красоту материала. Натурные образцы не должны просто копироваться учащимися. Необходимо с первых же занятий стимулировать творческий подход к выполнению изделий, опираясь на важный принцип народного творчества - работу по методу творческого варьирования типовых композиций. Такой подход способствует развитию у учащихся творческой инициативы, активно влияет на качество работ учащихся.

Важно то, что ознакомление с художественной обработкой бересты, практическое обучение учащихся приемам этого ремесла  вполне возможно не только в центрах народных художественных промыслов, но и в школах Камчатского края. Этот материал доступен, практически бесплатен, хранится в течение четырех лет. Возможности его использования практически безграничны.

Особенностью курса является его вариативность. Распределение учебного времени по годам обучения, последовательность изучения отдельных разделов определяются учителем в соответствии с его рабочей программой (при этом необходимо учитывать, что данный курс расширяет обязательный минимум, но не сокращает его). Возможна интеграция отдельных разделов курса в базовый, согласно принципу содержательной целостности, предусматривающему различный характер относительной самостоятельности региональной составляющей в структуре общего содержания образования в соответствии с разными возрастными возможностями школьников в освоении учебного материала и целями образовательного процесса. Кроме того, количество часов может быть изменено в зависимости от наличия материала, инструмента и подготовки учителя. Примерное планирование раздела «Берестяной мир»  в курсе технологии представлено в приложении 1.

Теоретические сведения и практические работы подбираются по принципу усложнения материала. Учащимся, проявляющим интерес и имеющим высокое качество работ, могут быть предложены для выполнения усложненные  варианты заданий.

В коррекционных классах рекомендуется организовывать работу учащихся по изготовлению более крупных по размеру изделий, что менее утомительно для данной категории учащихся.

Одно и то же изделие может быть выполнено учащимися разных классов исходя из их умений и навыков.

В данной работе представлен банк практических работ (Приложение 2) разного уровня сложности, который может быть изменен. Выбор практических работ рассчитан на разный уровень умений и навыков школьников, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Художественной обработкой бересты рекомендуется начинать заниматься с учащимися 5-го класса, хотя отдельные виды работ вполне доступны и ученикам начальной школы. В 5-м классе школьники знакомятся с несложными, выверенными веками приемами плетения из бересты, учатся выполнять аппликационные работы из бересты; в 6-м классе - несложные картины; в 7-м классе - украшения (кулоны, бусы, обереги, браслеты); в 8-м классе осваивают резьбу по бересте; в 9-м классе создают объемное изделие из бересты. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится  не более 20% учебного времени, обязательна тесная связь теоретического материала с практическим.

Программа составлена для учащихся 5-9-х классов. и является блочной. Рассчитана на 38 ч. за счет 10-15% времени, предусмотренного на региональный и школьный компоненты обучения.

Апробация программы в течение 6 лет показала, что предложенный в ней материал интересен и доступен для детей. С берестой охотно работают мальчики и девочки разного возраста как общеобразовательных, так и коррекционных классов.

Береста дает возможность заинтересовать детей местным природным материалом, воспитывает любовь к природе своего края, стремление к экологической чистоте, уважение и любовь к народному творчеству. Развивает наблюдательность и зоркость, аккуратность в работе, усидчивость. Работа с берестой развивает художественные навыки (приемы работы с художественным материалом), творческие способности, дает возможность реализовать себя, как творца через работу с природным материалом. Работа захватывает и формирует навыки самоконтроля.

Работа проводится с местным материалом, который может быть заготовлен учителем и детьми в разное время года. Все инструменты могут быть сделаны в мастерских по техническому труду. Примеры  выполнения практических работ представлены в приложении 3.

Дети за короткий срок осваивают приемы работы с берестой и выполняют качественные и красивые изделия, которые с успехом демонстрируют на выставках, дарят своим родным и близким (Приложение 4).

Программа «Берестяной мир» заинтересовала педагогов дополнительного образования, педагогического колледжа, учителей городских и сельских школ Камчатского края.

На основе базовой программы разработаны варианты для кружковой работы и программа для  студентов педагогического колледжа.

Надеемся, что предложенная рекомендация будет полезна всем, кто начинает увлекательный путь в мир бересты и  интересна тем, кто познал радость творчества.

Библиографический список

  1. Арктика - мой дом. Полярная энциклопедия школьника.- М.: Северные просторы, 1999.
  2. Афанасьев А.Ф.  Резьба по дереву. М.: Культура и традиции, Легпромбытиздат,1997.
  3. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах.-М., 1979
  4. Василенко В.М. Народное искусство. - М., 1974.
  5. Гилева А.В, Пономарева Р.К. Кокошник и ожерелье из бересты.//Школа и производство. 2002.- №5.
  6. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву: альбом. - М., 1974.
  7. Канев В.Ф. Самодельные игрушки из бересты. //Школа и производство.  1996.-№3.
  8. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло. -М., 1975.
  9. Лукин М.П., Давыдова Н.М. Умельцы Великого Устюга. -Архангельск, 1977.
  10. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных  художественных ремеслах Сибири и дальнего Востока. -М., 1983.
  11. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог. -М., 1983.
  12. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры:  популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  13. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. -М., 1983.
  14. Новоселов А.С. Головной убор «Егерский» из бересты. //Школа и производство. 2003. №3.с.56.
  15. Оверин Н.Г. Использование компьютера в обучении обработке бересты. // Школа и производство. 2001. № 5.
  16. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. -М., 1984.
  17. Прекрасное своими руками, сост. Газарян С.М. –М.: Детская литература, 1987.
  18. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. -М., 1984.
  19. Савиных В.П. Поделочные материалы :справочник мастера.- Минск: Хэлтон, 1999.
  20. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. –Минск: Современное слово, 2000.
  21. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. -М., 1985.
  22. Финягин В.В. Изделия из бересты.- М.: АСТ «Астрель», 2001.
  23. Черныш И.В.   Поделки из природных материалов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  24. Народные художественные промыслы России: альбом / Сост. П.И.Уткин.-М., 1984