Тема "Трудимся вместе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вопросы нравственно-трудового воспитания всегда волновали меня, как воспитателя. Основная цель моей работы - воспитание нравственно-трудовых качеств.

В соответствии с этой целью, мною обозначены следующие задачи:

  1. воспитывать у детей любовь к труду, уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру;
  2. формировать экологическую культуру, привлекать к опытнической работе воспитанников;
  3. воспитывать в ребёнке трудолюбие, сознательное отношение к учению, стремление к созидательной деятельности, что в последствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

В осуществлении этих задач особую роль играет правильно организованная деятельность на участке нашего детского сада. Дошкольное детство - ответственный период в жизни человека, так как именно в это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Работа по нравственно - трудовому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой, но для этого необходимо создать в ДОУ образовательные пространства, вращаясь в которых дети могли бы развиваться всесторонне.

В настоящее врем, на территории детского сада есть, есть газон, клумбы, рабатки, цветники, небольшой огород. В нашем детском саду стало традицией ежегодная посадка деревьев родителями вновь прибывших детей. Такие деревья, как черёмуха, берёза, тополь, рябина красная, ясень, ива, сосна. Калина, дуб. Вишня; такие кустарники, как , рябина чёрная, малина, акация, сирень украшают участки нашего детского сада.

На газоне дети знакомятся и наблюдают за ростом травянистых, цветущих растений -горошек мышиный. Клевер луговой, одуванчик, тысячелистник, цикорий обыкновенный, яснотка белая. При прополке дети учатся отличать культурные растения от сорняков (сравнение - сходство и различие их стеблей и листьев), знакомятся с лечебными травами (ромашка, мята, подорожник, белоголовник).

Разнообразие растительных форм сочетается с яркостью, красочностью цветов, которые украшают все групповые участки детского сада и центральную клумбу. Это космея, календула, цинния, ирис, бархатцы, гвоздика турецкая, георгин однолетний, астра, люпин, лилия, настурция и шафран.

На территории детского сада выделен небольшой участок под огород. Это практически одна гряда, где есть возможность посадить кабачки, горох, лук и другие неприхотливые культуры.

Работа начинается с самой осени. Ребята сами собирают семена цветов, сушат их. Каждый пакетик снабжают этикеткой, на которой имеются надпись и рисунок. Рисунок облегчает работу тех, кто ещё не научился свободно читать.

Практическая работа начинается в начале весны, с рассматривания семян и подготовке их к посадке. Для выращивания рассады дети самостоятельно готовят горшочки - моют их, заполняют плодородной почвой. После посева и появления всходов они наблюдают за развитием молодых растений, отмечают появление новых листьев, ухаживают за рассадой, используя знания, полученные зимой. Дети сравнивают между собой размер растений и их семян.

В конце мая приступают к пересадке растений в грунт. В течение всего лета внимательно следят за состоянием своих растений, поливают и рыхлят почву, удаляют сорняки. Во время работы на огороде в цветнике - дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная), следят за изменениями во внешнем виде растений до поливки и рыхления, и после них. Наблюдают за развитием листьев, цветков, плодов; сравнивают их.

Много удовольствия и радости приносит сбор урожая. Всё, что вырастает на огороде, дети собирают сами. В рисунках, лепке, рассказах об увиденном отражают свои впечатления.

Осенью ребята пополняют имеющиеся коллекции плодов и семян, заготавливают материал для флористических работ. Эта работа продолжается несколько недель и служит темой многих комплексных занятий, на которых сочетаются ознакомление с природой, ознакомление с окружающим, труд, изобразительная деятельность, игра, формирование элементарных математических представлений и развитие речи.

На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Если труд входит в жизнь ребёнка не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребёнок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам.

Труд позволяет ребёнку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. У ребёнка формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого бытовой труд.